Все о тюнинге авто

Обучение чтению по системе зайцева. Методика зайцева - учимся читать. Склад – что это

Кубики — это просто гениальная развивающая игрушка для малышей. Уж что что, а кубики должны быть у каждого ребенка обязательно. Их можно и погрызть, из них можно построить дом, башню, целый замок, а можно и научиться читать, считать и даже выучить иностранный язык. А если у вас дома появятся кубики, разработанные Николаем Зайцевым, то вы можете быть уверены, ваш малыш освоит чтение легко и быстро, кстати можно сделать кубики Зайцева своими руками.

Николай Зайцев разработал просто уникальную методику освоения чтения детьми с помощью кубиков. Ваш ребенок даже не заметит, что он учится, для него кубики со слогами — это просто увлекательная игрушка. Если вы начнете заниматься с ребенком по методике Зайцева, то уже очень скоро малыш сможет не только читать слоги на кубиках, но и начнет сам составлять из них слова.

Для занятий дома можно сделать кубики Зайцева своими руками.

Кубики Зайцева — это особые коробочки, на бока которых, вместо букв указаны склады. Все кубики имеют разный размер и внутри, в зависимости от склада, вложен разный наполнитель. Так серые кубики — это звонкие — внутри них железки, коричневые кубики — глухие, внутри них деревяшки, а желтые — с гласными буквами заполняются монетками.

Заниматься с кубиками Зайцева можно и дома, и в детском саду, и в школе. При занятиях обязательно нужно использовать музыкальное сопровождение — попевки, таблицы и домашние тетради.

Для домашнего использования все материалы по методике Зайцева: шаблоны кубиков, таблицы, музыкальные попевки, домашние тетради, вы можете скачать на нашем сайте бесплатно.

Подробнее о том как нужно заниматься чтением с детьми в статье: методика обучения Николая Зайцева.

Таблица для обучения чтению по методике Зайцева

Домашние тетради зайцева для изучения чтения

Мы предлагаем Вам сделать комплект кубиков Зайцева из 52 штук (7 повторяются, чтобы строить простые известные ребенку слова ПА-ПА, МА-МА, ВО-ВА, БА-БУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ, ТЁ-ТЯ, КО-Ш-КА

Как сделать кубики Зайцева своими руками.

1) При изготовлении кубиков: А-О-У-Ы-Э и Я-Ю-Е-И-Ё перед закрытием вложите в них несколько медных монеток, чтобы звенели.

2) Кубики со складами из букв из БА, БО, БУ, БЫ, БЭ и также В, Г, Д, Л, М, Н, Р, З — большие кубики. В них положите пробки от лимонада или кусочки медной проволоки, чтобы они звенели звонко.

3) Кубик с Ж — большой двойной , заполняется также как и предыдущие. Двойной он потому что нужно два кубика с складами Ж склеить между собой гранями со стрелкой, стрелку нужно совместить.

4) Кубики со складами БЬ, БЯ, БЮ, БЁ, БЕ, БИ и аналогично с В, Г, Д, Л, М, Н, Р, З, Ж — маленькие кубики. Заполните их тоже железом, но с меньшим количеством

5) Кубик с Й — маленький. но заполняется двойной порцией наполнителя.

6) Кубики с П, ПА, ПО, ПУ, ПЫ, ПЭ и аналогично с Ф, К, Т, С, Х — большие глухие. Внутрь положите деревяшки.

7) Кубик с Ш — большой двойной кубик — заполняется деревяшками диаметром 3 см.

8) Кубик с Ц — большой двойной кубик — заполняется деревяшками.

9) Кубики ПЬ, ПЯ, ПЁ, ПЮ, ПИ, ПЕ, и аналогично с Х, К, Т, С, Ф — маленькие кубики заполняются деревяшками — диаметром 2 см

10) Кубик с Ч — маленький двойной, заполняется деревяшками.

11) Кубик с Щ — маленький двойной, заполняется деревяшками.

12) Кубик с Ъ -большой. Внутрь положите 4 железных лимонадных пробки и одну деревяшку.

13) Кубик «Маленький беленький» — ничем не заполняется. На кубике восклицательный и вопросительный знаки, точка, запятая, чёрточка (дефис) – чтобы составлять слова типа БАБА-ЯГА, ГУСИ-ЛЕБЕДИ и аналогичные, но самое — это знак ударения, его можно буквально «поставить» на нужный склад набранного из кубиков слова.

Таблица собирается из двух листов, вешается на стену, при занятиях нужно включать музыкальную попевку и по таблице, указкой или просто ручкой показывать склады.

Методика Зайцева предназначена для обучения детей чтению, математики, иностранному языку. Материалы, которые используются для занятий – это кубики различных видов. Они бывают большие твердые, маленькие мягкие, двойные, с разными наполнителями. Железные – со звонкими складами, деревянные – с приглушенными складами, золотые – с гласными. Белый кубик для обозначения знаков препинания. Буквы на кубиках пишутся разным цветом: гласные – голубые, согласные – синие, твердый и мягкий – зеленые. Это помогает малышам понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками.

Основной единицей языка у Зайцева, при обучении чтению, является склад, а не слог. Склад – эта пара из согласной и гласной буквы или из согласной и твердого и мягкого знака, или эта одна буква. Например, БА-БУ-Ш-КА, а не ба-буш-ка, как это принято при традиционном обучении чтению. Используя эти склады, ребенок начинает составлять слова.

Весь материал подается только в игровой форме, так что ребенок и не замечает, что обучается. Методика Зайцева предназначена как для индивидуального развития, так и для группового.

Кроме кубиков в занятия по этой методики включаются еще и таблицы. Предполагается, что нижний край таблицы должен располагаться на высоте 165-170 см от пола. При этом ребенок будет смотреть на нее, подняв голову, что положительно влияет на осанку. Но в этом случае достаточно трудно представить себе 2х-летнего ребенка, который будет следить за указкой в такой позе. Поэтому чаще ребенок играет только с кубиками.

Обучение математике также основано на системе таблиц. Эта методика предназначена уже для детей 3-4 летнего возраста. Таблицы наглядно показывают ребенку, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, какие действия можно с ними делать.

Плюсы методики Зайцева:

  • Малыш быстро осваивает чтение, запоминая склады. Он сразу произносит, например, БА, а не думает над тем как прочесть отдельные буквы.
  • На кубиках есть только те сочетания букв, которые возможны в русском языке. Например, неправильные сочетания ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ вообще исключены.
  • Методика Зайцева рассчитана на большой возрастной диапазон. С ребенком можно начать заниматься в 1 год, а можно и в 5 лет.
  • Обучение по этой методике развивает органы чувств, музыкальный слух, чувства ритма, память.
  • Кубики, состоящие из различных по фактуре и весу материалов, воздействую на мелкую моторику, что уже влияет на развитие интеллекта.

Минусы методики:

  • Логопеды, дефектологи, учителя начальной школы часто не очень приветствуют эту методику, т.к. ребенок привык видеть только склады, что потом возникают трудности при разборе слова по составу. Ребенок не может выделить корень, приставку, суффикс и окончание. При фонетическом разборе и написании транскрипции тоже возникают проблемы, и ребенка приходится заново переучивать.
  • Данные пособия достаточно дорогие. Кроме того отнимают много времени вначале, т.к. их нужно склеивать, а потом восстанавливать, если ребенок их повредит.

Данную методику лучше использовать как дополнительную развивающую игру, т.к. работа с кубиками расширит словарный запас малыша, улучшит поисковую активность и зрительное восприятие.

Сегодня существует огромное множество различных систем раннего развития детей, каждая из которых имеет свои преимущества. Одна из них была создана известным петербургским педагогом Н.А. Зайцевым.

Методика обучения малышей по системе Зайцева основана на использовании элементарных частей речи – складов. Склад может представлять собой:

  • пару согласная буква + гласная буква;
  • пару согласная буква + твердый или мягкий знак;
  • одна буква.

Многим родителям уже известны кубики Зайцева, на гранях которых изображены речевые склады. С помощью этого пособия детки очень быстро учатся , составляя слова из элементарных частиц. Все кубики различаются по 46 признакам, благодаря которым малыш сможет получить полное представление об окружающих его звуках.

Между тем, методика Зайцева включает в себя не только кубики, но и таблицы по чтению, которые также очень удобно использовать для обучения детей звукам и слогам, начиная с самого раннего возраста.

Слоговые таблицы Зайцева для чтения

В таблицах Зайцева, предназначенных для обучения чтению, изображены все те же склады. Обыкновенно такие пособия располагают на стене в месте, где ребенок проводит максимальное количество времени. Слоги в таблице Зайцева № 1 располагаются по системе «звонкие-глухие» и «мягкие-твердые», благодаря чему малыш сразу же начинает понимать разницу между определенными звуками.


Слоговая таблица Зайцева № 2 представляет собой 5 алфавитных блоков, которые выполнены разными цветами. Здесь выводятся как изображения букв, так и их названия.


При использовании слоговых таблиц одновременно с кубиками, ребенок в возрасте 4-6 лет может научиться читать буквально за 3-4 занятия.

Кроме того, комплекс пособий Зайцева включает в себя и таблицы для обучения детей .

Методика счета с использованием таблиц Зайцева

Для детей с 3 лет предлагается таблица Зайцева в виде числовой ленты с разрезными карточками с изображением чисел от 0 до 99. Выучив простые цифры, дети переходят к обучению арифметическим действиям с числами первой сотни.

Каждый родитель мечтает о том, что его ребенок будет умным, развитым и пойдет в школу, умея читать и писать как минимум на родном языке. Вот почему на пике популярности сейчас различные системы, например методика Зайцева, позволяющая добиться неплохих результатов, занимаясь дома. Предлагаем познакомиться с этой методикой более подробно, узнать ее минусы и плюсы.

Краткая история

Сам Николай Александрович Зайцев родился в семье сельских учителей, закончил филологическое отделение пединститута, специализировался на преподавании русского языка иностранцам. Интересно, что практику он проходил в Индонезии, где обучал местных жителей чтению и письму на русском. Уже в это время он заинтересовался созданием уникальной системы, которая сделала бы процесс обучения более простым и доступным не только взрослым, но и детям.

Долгие годы Зайцев занимался преподавательской деятельностью, пока окончательно не определился со своими интересами – его целью стало создание обучающих программ для малышей. Исследователь обратил внимание на недостатки классического метода и предложил свой вариант их разрешения.

Сами проблемы и новшества Зайцева представлены в форме таблицы.

Отметим, что система пользуется популярностью в наше время, многие используют ее для домашнего обучения.

Описание

Доказано, что малыши дошкольного возраста обладают очень пластичной памятью, схватывают все на лету, способны запомнить огромные потоки информации. Именно эти их особенности активно используются для раннего обучения. И если отдельные методисты, например Доман, предлагали делать упор на запоминание, используя карточки, то другие, в частности Николай Александрович Зайцев, искали свои подходы.

В своей работе он использовал понятие «склад» – это элементарная речевая частица, состоящая из двух звуков (гласного и согласного) либо из пары «согласный + Ъ/Ь». Такие варианты педагог размещал на своих кубиках, которые пользуются огромной популярностью у тех родителей, которые хотят научить ребенка читать с раннего возраста. Кроме того, Зайцев разработал и слоговые таблицы, которые могут использоваться в качестве наглядного пособия.

Основная особенность системы, отличающая ее от других, – использование складов. Большинство людей училось читать в начальной школе по такому алгоритму:

  1. знакомство с буквами и звуками;
  2. составление из них слогов;
  3. сложение целых слов из слогов.

А Зайцев, ориентируясь на то, что в речи ребенка отдельные звуки практически никогда не присутствуют, предложил сразу работать с особой единицей – складом. Он полагал, что разделение слога на звуки носит противоестественный характер и затрудняет процесс обучения. Именно в этом разделении педагог видел ключевую причину сложностей, возникающих у многих детей, которых учат читать. Классическая методика – вредная, по его убеждению, – приводит к сильному психическому и эмоциональному напряжению, что, в свою очередь, может стать причиной более серьезных психических проблем.

Лучший возраст

Использовать методику раннего развития можно начиная с 3,5–4 лет. Главное – чтобы малыш не уставал и проявлял живой интерес к образовательному процессу. Недопустимо проводить уроки в те дни, когда кроха плохо себя чувствует, приболел или просто не хочет заниматься.

Использовать кубики можно и для малышей от года, однако следует понимать, что в столь раннем возрасте они представляют собой скорее игрушку, чем дидактическое пособие. Но свое дело сделают – ребенок в дальнейшем освоит чтение гораздо быстрее и продуктивнее.

Кубики

Наиболее известным результатом трудов Зайцева считаются кубики. На их гранях написаны различные склады, в том числе состоящие из одной гласной буквы. Составляя их вместе, кроха может составлять слова, а затем и предложения. Интересно, что сами кубики отличаются друг от друга цветом, размером, даже звуком, вот почему ребенок очень просто узнает, чем глухой отличается от звонкого.

Состав набора весьма интересен. Кубиков всего 52, на их гранях написаны повторяющиеся склады, используемые маленькими детьми (например, МА и МА, ПА и ПА). Различаются они по нескольким признакам:

  1. По размеру. На малых написаны мягкие склады (вроде МЯ), на крупных – твердые (МА).
  2. По цвету и материалу (железные содержат звонкие варианты, деревянные – глухие. На золотых гранях нанесены гласные. Железно-золотые содержат Ь, железно-деревянные – Ъ).

В чем же особенность этого пособия?

  1. Сам создатель исходил из того, что ведущим видом деятельности для малышей является игра. Поэтому обучение чтению лучше проводить именно в такой легкой и доступной форме.
  2. Ребенок будет постигать важнейшие знания, получая от этого удовольствие.
  3. Подача материала в необычной форме не утомит кроху, а вызовет у него неподдельный интерес и желание учиться дальше.
  4. Заниматься можно как дома, так и в детском саду, как с одним ребенком, так и с несколькими.

Педагог был уверен в том, что для успешного процесса обучения следует задействовать зрительное восприятие ребенка, а не слуховое, как это делается при традиционной системе обучения. Именно это положение и было взято за основу его теории.

Принципы

Технология обучения чтению Н. А.Зайцева базируется на следующих ключевых принципах:

  1. Материал должен подаваться системно.
  2. Идти нужно не только от частного к общему, но и от общего к частностям.
  3. Обязательно использовать наглядность, различные каналы подачи информации.
  4. Нужно создавать и использовать четкие алгоритмы подачи учебного материала.
  5. Обязательно делать все возможное, чтобы уроки не причиняли вреда хрупкому здоровью крохи.

В современных условиях играть с кубиками можно самыми разными способами – например, придумать сказку и рассказать ее крохе. Допустим, в волшебном лесу живут фантастические звери, которые общаются между собой при помощи песен. После этого нужно «пропеть» все гласные на кубиках. Мотив при этом можно использовать любой. Когда с этими буквами малыш разобрался, можно приступить к знакомству со складами, содержащими согласные.

Структура обучения

Рассмотрим пошагово, как можно научить ребенка читать в раннем возрасте при помощи системы Зайцева.

  1. Первый урок – игра с кубиками по правилам малыша. Он знакомится с наглядным пособием.
  2. Далее кубики следует послушать, понять, как какой звучит, систематизировать.
  3. Изучение размера изделий, систематизация. На этом шаге следует объяснить, что мягкие слоги – совсем крошечные, а вот твердые – крепкие, потому и большие.
  4. Затем приступаем к пропевке. Сначала вместе с ребенком мама поет склады с кубиков, таблиц, затем переходят к построению и последующему пропеванию целых слов.
  5. Произносить склады нужно громко и четко, показывая детям пример.

Как только изучение кубиков завершится, следует переходить к работе с таблицей: мама водит указкой, малыш произносит склады. Такая форма способствует быстрому запоминанию. Ребенок посмотрит на один и тот же склад в разных вариантах, что позволит ему гораздо быстрее усвоить материал.

Результаты

Обучение чтению по данной методике позволяет добиться весьма впечатляющих результатов:

  1. малыши в 3 года осваивают непростую науку уже через 6 месяцев;
  2. для четырехлетних хватит и 16 уроков;
  3. дети в 5 лет все понимают за 5-10 занятий;
  4. дошкольники в 6 лет – за 4-6 уроков.

Поэтому в школу кроха пойдет полностью подготовленным.

Преимущества

Как и любая другая педагогическая находка, метод Зайцева имеет как плюсы, так и минусы. К числу его несомненных достоинств относится следующее:

  • Обучение в процессе игры приносит истинное удовольствие крохе. Ему интересно, уроки не вызывают скуки.
  • Занятия с кубиками помогают развивать мелкую моторику ребенка, что полезно уже само по себе.
  • Развитие памяти – как зрительной, так и слуховой.
  • Малыш имеет реальные шансы научиться читать гораздо раньше сверстников без нудной зубрежки и слез, с удовольствием.
  • Обучение грамотности. Склады составлены таким образом, что соответствуют правилам родного языка, поэтому с ранних лет кроха запомнит, что ШИ и ЖИ следует писать без буквы Ы.
  • Нет возрастных ограничений, заниматься чтением можно с любого возраста, главное, чтобы ребенку было интересно.

Как видим, плюсов достаточно много, и они весомые.

Недостатки

Родителям следует познакомиться и с минусами методики.

  • Когда ребенок читает слог или склад, он не понимает полностью всего процесса образования отдельного звука. Поэтому может начать пропускать окончания при чтении и даже в устной речи.
  • В школе придется переучиваться. Педагоги, конечно, поразятся умениям крохи, но будут рассказывать ему про слоги, как того требует классическая программа. Кроме того, проблема возникнет и при выполнении заданий типа «раздели слово на слоги». Ребенок привык к складам, поэтому новые языковые единицы для него могут стать камнем преткновения.
  • Методика во многом основана на использовании ассоциаций (цвета, звуки), поэтому в школе, где таких подсказок нет, крохе придется довольно трудно.
  • Многие малыши начинают путать сходные слоги типа ВЭ и ВЕ. Особенно проблема заметна в письменной речи.
  • Полностью отсутствует развитие творческих способностей крохи.
  • Внушительная стоимость. Не каждому родителю по карману заветный набор.

Методика Зайцева основана на естественной для малышей форме познания мира... Ребёнку нравится обучаться и он показывает успешные результаты...

Когда начинать обучение чтению? Методики раннего развития рекомендуют начинать обучающую работу с детьми чуть ли не с пеленок. Такой подход имеет смысл, ведь мозг малыша активно растет и нагружать его информацией просто необходимо.

Альтернативный способ обучения:

Кроме того, современные требования к начальному образованию настолько высоки, что ребенок должен прийти в первый класс, умея бегло читать, писать буквы и простые слова, имея представления о счете в пределах десяти. Подготовка к школе должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении, однако за один год до школы научиться беглому чтению вряд ли получится.

Именно поэтому многие родители начинают заниматься с малышами самостоятельно с самого раннего возраста. Как правильно и легко ? Одно из лучших решений предлагает способ Николая Зайцева, который давно зарекомендовал себя как наиболее эффективный.

Принципы методики Зайцева

Система Зайцева основана на общепедагогических дидактических принципах обучения:

  • системный подход;
  • учет физиологии малыша, скорости протекания мыслительных процессов;
  • наглядность обучения;
  • стимулирование аналитической мыслительной деятельности методом «от частного к общему».

Идея инновационного подхода заключается в отказе от традиционного обучения чтению при помощи расчленения слова на отдельные буквы. Это гораздо более физиологично для малыша, который говорит не буквами, а неделимыми речевыми единицами – слогами.

Второй важный момент в том, что методика основана на естественной для малышей форме познания мира и обработки информации – игре. Игровые кубики вызывают у чада искренний интерес и позволяют прекрасно систематизировать информацию. Они различаются по размеру, цвету и даже наполнению, то есть задействуют разные способы восприятия информации.

Методика развития Зайцева не ограничивается кубиками: разработаны систематизированные таблицы, звуковые попевки, интересные игры. Однако именно способ обучения при помощи кубиков Зайцева считается секретом эффективности. Ученик не ограничен в движениях: на занятиях можно стоять, сидеть, ползать, лежать. Ребенок во время получасовых занятий не устает, а значит, его интерес не утрачивается.

Звуковые склады и игровой материал

Создатель методики заменил традиционный слог сочетанием гласной и согласной буквы, согласной с мягким знаком. Это и есть склад – новая речевая единица, понятная малышу. Каждая сторона кубика содержит отдельный склад, поэтому составить слово не представляет никакого труда.

Процесс настолько прост, что четырехлетнего малыша можно хорошо научить читать за две недели. Он просто играет в кубики, одновременно усваивая информацию. В этом секрет эффективности методики.

Возрастных ограничений обучения по системе Зайцева нет: можно заниматься с шестимесячными малышами, с трехлетками и с дошкольниками, даже первоклашками. Адаптировать обучение можно к любому возрасту. Самые юные ученики после нескольких месяцев занятий начинают одновременно говорить и читать. Чадо четырех лет довольно свободно читает уже после пятого занятия.

Важным обучающим компонентом выступает цвет. Кубики окрашены в разные цвета. Цветовая дифференциация позволяет ребенку быстро и легко освоить такие сложные школьные знания, как парность согласных по звонкости-мягкости, а также понять разницу между согласным и гласным звуком.

Для совсем маленьких детей придумана звуковая система. Разное наполнение кубиков позволяет подключить слуховое восприятие информации.

Тематический материал:

Математика и английский

Способ Зайцева для детей не ограничен обучением навыкам чтения. Разработаны отдельные программы обучения математике и изучения английского языка. Математическая разновидность методики называется «Стосчет», она позволяет увидеть совокупность числовых значений от нуля до 99. Малыш сразу же получает полное представление о составе любого числа в пределах первой сотни, легко решает примеры на сложение и вычитание.

Дидактический материал представлен специальными карточками, числовым столбом и числовой лентой, с которой очень просто работать.

Наглядность обучения, практические действия с числами, игровая форма занятий позволяют освоить азы арифметики легко и без принуждения, развить математическое мышление, повысить интеллектуальный уровень.

Изучение английского языка – одно из направлений методики. Разноцветные кубики несут полную информацию о морфологии, синтаксисе английского предложения, позволяют легко и правильно строить высказывание на иностранном языке. Разработана система таблиц, полностью описывающих английскую грамматику. Наглядность и систематизация учебного материала позволяют использовать систему для обучения детей и взрослых.

Преимущества системы Зайцева очевидны. Иногда родители опасаются, что ребенок может испытывать сложности в школе, ведь фонетические принципы расходятся с идеей «зайцевского склада». Однако умный малыш легко освоит школьный материал.