Сравнительный анализ традиционных и инновационных методов обучения в школе. О сильных и слабых сторонах электронного обучения Электронное обучение выбирают люди ленивые, не способные идти традиционным путем
УДК 378.147
Б.Е. Стариченко, И.Н. Семенова, А. В. Слепухин
К вопросу соотношения понятий электронного обучения
в высшей школе1
Аннотация
В статье на основе сравнительного анализа различных позиций и суждений как исследователей, так и специалистов-практиков сформулирован ключевой признак видового отличия традиционного и электронного обучения - использование (или неиспользование, как в первом случае) в образовательном процессе информационных ресурсов (т. е. устройств и средств обработки, хранения, передачи информации), где учебный материал представлен в цифровом (электронном) формате. Избранный подход, при котором главным ориентиром является степень применения в образовательном процессе цифровых (электронных) ресурсов, позволяет унифицировано и корректно определить все существующие в современной высшей школе виды обучения (традиционное, дистанционное, электронное и смешанное), установить связь и показать разницу между ними. Это, с точки зрения авторов, обеспечит разумный компромисс при моделировании в высшей школе вариантов подготовки специалистов, которая понимается как совместный труд преподавателя и студента (тов), направленный на приобретение обучаемым знаний, способов деятельности и особенностей коммуникации, соответствующих требованиям будущей профессии, осуществляемый с применением учебных материалов информационного характера и необходимого оборудования.
| Ключевые слова: электронное обучение, дистанционное обучение, смешанное обучение.
The research objective is the classification and conventional interpretations of the concepts of «e-learning», «distance learning» and «blended learning»; its interconnection and correlation of the didactic system of modern education. The authors note that the deficiency of general data theories in pedagogical literature, - on the one hand, and active development of learning types essentially complicate framing and contents of modern education didactic system. The authors give the key feature of the generic difference between the traditional and e-learning on the basis of the analysis and correlation made by various researchers" viewpoints; the key feature - the information resources" usage in educational process (i.e. devices for data processing, storage, transmission), and the information is presented in digital format. The authors single out that blended learning means implementation of traditional types and methods of specific educational tasks including the e-learning elements. Distance learning is proposed to be electronic itself; it"s supposed to be the final variation of e-learning.
| Keywords: e-learning, distance learning blended learning.
Вводные замечания
Процессы, происходящие в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества, неизбежно приводят к изменениям в сфере образования. Такие тенденции XXI в., как трансформация, непрерывность, переход к концепции развития лично-
сти, интеграция и др. , с одной стороны, и развитие современных информационно-коммуникационных технологий, включение их в процесс обучения - с другой, позволяют внедрить ряд принципиально новых идей в сфере образования, связанных, в том числе, с реализацией электронного, дистанционного и смешанного обучения.
1 Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ 2014/392, проектов № № 1942,2039.
Модернизация российского образовательного пространства, которая проводится в контексте технологических новаций мировой системы образования на основе межкультурной и междисциплинарной интеграции, информатизации учебного процесса, формирования системы непрерывного образования, реализации компе-тентностного подхода, требует осмысления возрастающей роли видов электронного обучения, что становится одной из приоритетных задач современной отечественной педагогической науки.
Актуальность решения выделенной задачи усиливается всесторонним анализом педагогического опыта традиционного высшего образования. Результаты этого анализа указывают на снижение эффективности обучения, построенного на авторитарности педагогических требований и слабо связанного с потребностями общества и непосредственно тех, кто получает сегодня образование. Кроме того, к поиску новых технологических и методических решений вынуждает совмещение учебной и трудовой деятельности студентов и магистрантов и, как следствие, невозможность достижения в рамках традиционной схемы организации учебного процесса образовательных целей в полном объеме.
В такой ситуации и в условиях изменения целевых установок высшего образования, а также при возрастающем потоке учебной информации особое значение приобретает формирование у студентов умений учиться самостоятельно и ориентироваться в информационном потоке. Поэтому особо актуальными становятся современные педагогические технологии электронного, дистанционного и смешанного обучения, которые призваны реализовать личностно-ориентированный подход к подготовке специалистов и направлены на развитие индивидуальных ресурсов обучающихся.
Сказанное подчеркивает значимость исследования дидактических возможностей названных видов обучения, их методологических основ, условий реализации, выявления сущности педагогических, методических, психологических проблем их организации, а также поиска адекватных методик обучения.
Среди педагогов в настоящее время отсутствует единство в понимании сути и соотношения электронного, дистанционного и смешанного видов обучения и механизмов их осуществления. В данной статье излагается позиция ее авторов по обозначенному кругу вопросов.
Традиционное обучение и электронное обучение
Очевидно, что в рамещенном выше заголовке ключевым является понятие «обучение», а слова «традиционное» и «электронное» означают его организационные и методические формы.
В педагогической литературе имеется множество определений понятия обучения. Например, у Т.А. Ильиной это «целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека» . А в известном «Педагогическом словаре» Г. М.
и А.Ю. Коджаспировых говорится следующее: «обучение - специально организованный, управляемый процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями» . Последняя трактовка стала практически общепринятой - на нее ссылаются многие авторы.
В приведенных и других известных авторам определениях в качестве сущности обучения выделяется, как правило, взаимодействие педагога и учащихся, однако не учитывается аспект взаимодействия учащегося с образовательной средой, в которой протекает образовательный процесс. Помимо этого определения понятия «обучение» обычно носят общий характер и сфокусированы в основном на общем образовании. Однако при углублении специфики образовательных процессов толкование обучения всякий раз нуждается в конкретизации. Например, относительно высшей школы следует ввести уточняющее понятие «обучение специалиста» или «обучение в высшей школе». При акцентировании внимания на информационном характере обучения, с нашей точки зрения, приемлема такая формулировка: обучение специалиста в высшей школе - это совместный труд преподавателя и студента (ов), направленный на приобретение обучаемым знаний, способов деятельности и особенностей коммуникации, соответствующих требованиям будущей профессии, и осуществляемый с применением учебных информационных материалов и необходимого оборудования.
К функциям преподавателя при его совместной деятельности с учащимися следует отнести:
Создание необходимого информационного ресурса (информационной образовательной среды);
Выбор и реализацию оптимальных (для заданных условий обучения) методов и средств обучения; планирование процесса обучения;
Проведение интерактивных учебных занятий;
Управление самостоятельной работой студентов;
Определение регламентов коммуникации со студентами.
Функции же студента заключаются
В осуществлении активной и сознательной учебно-познавательной деятельности (в основном самостоятельной) по приобретению знаний и освоению способов деятельности, установленных ФГОС (как минимально необходимых);
Развитии собственных творческих профессионально-значимых качеств.
Таким образом, современный процесс обучения в вузе состоит
Из информационного образовательного ресурса (среды);
Взаимодействия с образовательным ресурсом студента и преподавателя;
Взаимодействия между преподавателем и студентами в интерактивном (on-line) и неинтерактивном (off-line) режимах.
К вопросу соотношения понятий электронного обучения в высшей школе 55
ющих обработку информационных ресурсов в электронных (цифровых) форматах представления учебного материала. В эту категорию не попадают «докомпьютерные» технические средства обучения - кино- и видеопроекции, проекции статического изображения, электронные опросники и проч.- их применение также включается в средства и методы традиционного обучения.
Оценивая особенности перечисленных выше составляющих в традиционном вузовском обучении, нужно обратить внимание на следующее:
Информационная образовательная среда строится на основе источников на бумажных носителях, имеющихся в вузе, - учебниках, пособиях, книгах, журналах; затруднен (чаще невозможен) доступ к зарубежным изданиям, в том числе периодическим; автоматизированные средства обработки информации отсутствуют (и, соответственно, не входят в информационную среду);
Доступ к ресурсам осуществляется лишь через соответствующие хранилища (библиотеки, читальные залы) только в установленное время и в определенном месте; обновление ресурсов преподавателем не может быть произведено оперативно;
Взаимодействие между преподавателем и студентами очной формы обучения осуществляется лишь в интерактивном режиме во время аудиторных учебных занятий и контрольных мероприятий; консультации, на которых студенты могут задать вопросы преподавателю, также носят аудиторный характер и происходят не по мере необходимости для студентов, а в соответствии с установленным расписанием; взаимодействие преподавателя со студентами заочной формы обучения в период сессий имеет интерактивный (аудиторный) характер, в остальное время большая часть взаимодействия осуществляется через неинтерактивные и медленные средства связи, например почту.
Таким образом, организация традиционного обучения обладает целым рядом недостатков, которые требуют решительного устранения. Это стало возможно благодаря современным средствам информационно-коммуникационных технологий обеспечивающим, в частности, в учебном процессе
Представление, передачу и использование информации в различных формах (мультимедиа);
Хранение значительных объемов информации;
Оперативный доступ к удаленной информации;
Оперативную коммуникацию заинтересованных лиц;
Организацию совместной деятельности в виртуальном пространстве;
Оперативную обработку информации, компьютерное моделирование и проч. Все перечисленное основано на представлении любой информации в цифровых (электронных) форматах, а также работе устройств, обеспечивающих ее автоматизированную обработку, передачу и хранение. Допустимые при этом методы обучения оказываются вторичными по отношению к характеру информации и средствам ее обработки. Таким образом, традиционное обучение и обучение с использованием информационно-коммуникационных систем отличается, в первую очередь, возможностью работать с информацией в электронном виде.
В отечественной и зарубежной литературе имеется немало определений понятия «электронное обучение» (e-leaming):
Это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников1;
Использование новых информационных технологий, технологий мультимедиа и интернет (1СТ) для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы ;
Самостоятельный вид обучения, основанный на интеграции педагогических и инфокоммуникационных технологий, сущность которого составляет интерактивное дистанционное взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях информационно-образовательной среды, обеспечивающее формирование инфокоммуни-кационной личности на основе мобильного содержания образования, интерактивных способов деятельности и персонифицированного учета учебных достижений обучающихся ;
Новая форма организации учебного процесса, базирующаяся на самостоятельной учебной работе обучающихся с помощью развитых электронных образовательных ресурсов; среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и/или во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств электронных телекоммуникаций .
Использование новых информационных технологий, технологий мультимедиа и Интернет в процессе обучения ;
Передача знаний, управление и поддержка в процессе обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий (1СТ), которые включает в себя программное и аппаратное решения .
Результаты контент-анализа основных подходов к определению понятия «электронное обучение» представлены в таблице.
При толкованиях электронного обучения усматривается неодинаковое понимание его сущности:
Это улучшенная форма дистанционного обучения, т. е. вид дистанционного образования, в котором активно применяются различные электронные средства обучения;
Процесс, предполагающий внедрение и использование систем управления обучением - его содержанием (контентом), процессом формирования компетенциями, процедурами отслеживания результатов обучения; системы доставки учебных материалов «в нужное время в нужном количестве в нужное место»; систем тестирования и интерактивной поддержки обучающей среды;
1 Закон Об образовании в Российской Федерации. Федеральный Закон, ст. 15 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: минобрнауки.рф/ документы/2974.
Подходы к трактовке понятия «электронное обучение»
Целевая направленность (виды деятельности) Используемые средства (инструментарий, ресурсы) Особенности формулировки принципов, содержания, методов, условий обучения
Федеральный Закон организация образовательной деятельности организация деятельности, обработка, передача информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников информационные технологии, технические средства, информационно-коммуникационные сети
А. А. Андреев синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения доставка учебного материала, его самостоятельное изучение, диалоговый обмен между преподавателем и обучающимся традиционные и новые информационные технологии и их технические средства принципы традиционны, содержание и методы меняются
Н. Дубова использование новых информационных технологий,технологий мультимедиа и Интернет доступ к ресурсам и сервисам, удаленный обмен знаниями, совместная работа новые информационные технологии, технологии мультимедиа и интернет
E-didactics процесс обучения приобретение компетенций информационная образовательная среда доминирующая тенденция к самообучению
А. В. Соловов новая форма организации учебного процесса самостоятельная учебная работа обучающихся с помощью развитых электронных образовательных ресурсов, взаимодействие участников процесса электронные образовательные ресурсы, среда обучения, средства электронных телекоммуникаций
М. J. Rosenberg использование интернет-технологий предоставление широкого спектра решений, обеспечивающих повышение знаний и производительности труда, доставка учебного контента, обучение сеть, интернет-технологии, учебный материал
P. J. Edelson, V.V. Pitman оп-!^ обучение, Web-based training, CBT-computer Based Training обучение Web-технологии, компьютерные технологии
D. Morrison длительное усвоение знаний и навыков взрослыми усвоение знаний синхронные (видео-конференции, виртуальные занятия, скоростной обмен сообщениями), асинхронные (электронная почта, текстовые материалы, аудио- и видеозаписи, др.) средства
Д. Р. Гаррисон, Т. Андерсон организованный по определенным темам, программам, предметам учебный процесс активный обмен информацией между студентами и преподавателями, а также между самими студентами средства новых информационных технологий и средства массовой коммуникации - факс, радио, телевидение, а также аудио-, теле-и видеоконференции, средства мультимедиа и гипермедиа, компьютерные телекоммуникации
D. Keegan предоставление образования и подготовка кадров предоставление образования и подготовка кадров Интернет, среды виртуального обучения, систем управления обучением
Альтернатива традиционному очному обучению, когда занятия проводятся в дистанционной форме с использованием технологий Гасе-Ьэ-Гасе-1еагш^ («лицом к лицу»), которые позволяют обучающимся не просто самостоятельно знакомиться с учебной информацией, но и в реальном времени удаленно присутствовать и участвовать в реальных учебных занятиях.
Обращает на себя внимание то, что многие авторы отождествляют электронное обучение с дистанционным. С нашей точки зрения, это неверно: первое может быть реализовано в учебной аудитории и на локальных компьютерах. Если, как говорилось выше, ключевым признаком, разделяющим традиционное и электронное обучение, является неиспользование / использование
К вопросу соотношения понятий электронного обучения в высшей школе 57
информации в электронных форматах, то можно дать следующее определение: электронным следует считать обучение, средства и методы которого предусматривают применение учебных информационных ресурсов в электронных (цифровых) форматах представления .
Прокомментируем данное определение:
Во-первых, все остальные факторы, которые часто указываются в формулировках других авторов, например: необходимость компьютерной техники и программного обеспечения для создания и использования цифровых ресурсов, базы данных для их хранения, сети для доступа к ресурсам и обмена информацией между субъектами учебного процесса и др., - оказываются следствием использования цифровых форм представления информации и подобная детализация, вообще говоря, выглядит лишней;
Во-вторых, отдельные методы и средства электронного обучения могут реализовываться наряду с традиционными - в этом случае следует вести речь о смешанном обучении (blended learning).
Дистанционное обучение и смешанное обучение
Дистанционное обучение (distant learning) как самостоятельную форму организации учебного процесса признают и многие отечественные исследователи (В.Ю. Быков, Е.Ю. Владимирская, Н.Б. Евтух, В.О. Жулкевская, С.А. Калашникова, М.Ю. Карпенко, С.П. Кудрявцева, Е.С. Полат, Н.Г. Сиро-тенко, Е.М. Смирнова-Трибульская, П.В. Стефа-ненко, В.П. Тихомиров, О.В. Хмель, А.В. Хуторской, Б.И. Шуневич и др.), и зарубежные (М. Ален, Т. Андерсон, Дж. Боат, Ф. Ведемеер, Д.Р. Гаррисон, Дж. Дани-ель, Р. Деллинг, Д. Киган, М. Мур, О. Петерс, К. Смит, Р. Холмберг и др.).
Обратимся к некоторым определениям дистанционного обучения, которое называют
Способом обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах и используют аудио-, видео-, интернет- и спутниковые каналы связи в учебных целях ;
Целенаправленным, организованным в специфической дидактической системе процессом интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся с применением средств обучения, инвариантных к их расположению в пространстве и времени, который реализуется ;
Телекоммуникационным обучением, которое осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет и при котором удаленные друг от друга субъекты (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся их внутренними изменениями (приращениями) и созданием образовательной продукции .
В предшествующей работе одного из авторов данной статьи разграничиваются понятия «дистанционное образование», «дистанционное обучение» и «дистанционные технологии обучения». В частности, обосновывается следующее утверждение: дистанционное обучение (distance learning) - это асинхронная форма изучения
учебной дисциплины, предусматривающая самостоятельное усвоение обучаемым специально организованных учебных материалов с оперативным доступом к ним; контроль и управление учебной деятельностью, осуществляемые удаленным преподавателем.
К определению даются следующие разъяснения:
1) ... асинхронная форма... означает, что процесс обучения происходит у каждого обучаемого независимо от других;
2) в дистанционном варианте обучаемый осваивает учебный материал самостоятельно, имея при этом возможность оперативного дистанционного взаимодействия с преподавателем и другими обучаемыми;
3) ... специально организованные учебные материалы... охватывают все виды учебной деятельности студента как по содержанию, так и по организации процесса обучения; они (материалы) представлены в электронных форматах и предусматривают удаленный доступ к ним;
4) ... оперативный доступ... к учебным материалам означает, что он должен осуществляться в любое приемлемое для обучаемого время и из удобного для него места; безусловно, обеспечить такой доступ можно только при использовании компьютерных сетей и сетевых коммуникационных сервисов, т.е. при наличии информационной образовательной среды .
Таким образом, дистанционное обучение следует рассматривать в качестве предельного случая электронного обучения, которое не содержит элементов традиционного обучения в части организации учебного процесса и взаимодействия его субъектов с образовательными ресурсами и между собой.
Однако было бы неправильно ограничить возможности организации учебного процесса двумя предельными случаями - традиционным и дистанционным обучением. Существует значительный образовательный сектор, в котором дистанционное обучение в полном объеме применить невозможно, но ничего не мешает использовать отдельные элементы электронного обучения (в частности, дистанционные образовательные технологии). Это относится к очной форме и школьного, и высшего образования.
В результате поисков более совершенных схем организации учебного процесса, использующих достоинства distance learning и компенсирующих его недостатки, возникла идея смешанного обучения (blended learning). Этим термином обозначается учебный процесс, в котором применяются различные событийно-ориентированные методики управления процессом обучения, такие как face-to-face learning (обучение в аудитории), distance learning (асинхронное дистанционное обучение) и online learning (синхронное дистанционное обучение). Образовательный процесс строится на взаимодействии учащегося не только с компьютером, но и с преподавателем в активных очной и дистанционной формах, когда изученный самостоятельно материал обобщается, анализируется и используется для решения поставленных задач. Смешанное обучение рассматривается педагогами как
Обучение, сочетающее различные виды учебных мероприятий, включая очное обучение в классе, онлайновое электронное обучение и самообучение на рабочем месте ;
Модель, в которой распределенные информационно-образовательные ресурсы задействованы в очном обучении, включающем элементы асинхронного и синхронного дистанционного обучения ;
Комбинация очного и дистанционного обучения, в которой одно из них является базовым в зависимости от предпочитаемой модели ;
Интеграция электронного и традиционного обучения, которой присуща запланированность и педагогическая ценность ;
Использование в разных соотношениях электронного и аудиторного обучения ,
Комбинирование «живого» обучения с обучением при помощи интернет-ресурсов (в первую очередь второго поколения), позволяющих осуществлять совместную деятельность участников образовательного процесса ;
Традиционное обучение с применением дополнительных электронных технологий .
Сопоставление определений показывает, что все они так или иначе указывают на сочетание традиционных и электронных форм образования. Гибкость смешанного обучения состоит в том, что пропорции традиционной очной и дистанционной форм в нем могут быть различными. Их соотношение зависит от нескольких достаточно очевидных факторов: содержания дисциплины, возраста обучаемых, степени их готовности к самообразованию, возможностей информационной образовательной среды учебного заведения, оснащенности учебно-методическим обеспечением. Таким образом, электронное обучение, согласно нашим представлениям, объединяет смешанное и дистанционное обучение.
Литература
1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение:
сущность, технология, организация. Москва: МЭСИ, 1999. 196 с. 2.
2. Андреева О. Смешанное обучение как одно из конкурентных преимуществ вузов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://megaport-nn.ru/ content/articles/19161.
3. Артыкбаева Е.В. Теория и технология электронного обучения в общеобразовательной школе: автореф. дис... д-ра пед. наук. Алмата, 2010. 47 с. 4.
4. Дубова Н. E-Learning - обучение с приставкой «е» // Открытые системы. 2004. № 11. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.cpk.mesi.ru/ materials/articles/other08/.
5. E-didactics как теоретический базис электронного обучения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://method-lip. livejournal.com/363.html.
6. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1984. 496 с. 7.
7. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. дис. . д-ра пед. наук. Москва: 2007. 40 с. 8.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Москва: Академия, 2000. 176 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// slovo.yaxy.ru/87.html
9. Львовский М.Б. О дистанционном обучении [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://onmcso.narod.ru/inf/do.htm.
10. Саейд Бакер А. О содержании понятия «E-Learning - электронное обучение» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.emissia.org/ offline/2007/1178.htm.
11. Соловов А.В. Дидактический анализ проблематики электронного обучения // IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies: сб. трудов международной конференции. Казань: КГТУ, 2002. С. 212-216.
12. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара: Новая техника, 2006. 464 с. 13.
13. Стариченко Б. Е., Семенова И.Н., Слепухин А.В. О соотношении понятий электронного обучения в высшей школе // Образование и наука. 2014. № 9. с. 51-63
14. Фандей В.А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения иностранному (английскому) языку в языковом вузе: дис... канд. пед. наук. Москва: МГУ, 2012. 175 с. 15.
15 Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. С.-Петербург: Питер, 2001. 544 с. 16.
16. Bersin J. The Blended Learning Book: Best Practices, Proven Methodologies and Lessons Learned / John Wiley & Sons, 2004. 352 p.
17. Clark D. Blended learning / CEO Epic Group plc, 52 Old Steine, Brighton BN11NH, 2003. 44 р.
18. Edelson P.J., Pitman V.V. E-Learning in the United States: New Directions and Opportunities for University Continuning Education // Global E-Journal of Oped, Flexible & Dictance Education. № 1. 2001. P. 71-83. Available at: http://www. ignou.ac.in/e-jurnal/contents/edelson.htm.
19. Garrison D.R. Three generations of technological innovations in distance education // Distance Education. Vol. 6. № 2. 1985. P. 235-241.
20. Keegan D. The impact of new technologies on distance learning students // E-learning & education. Available at: http://eleed. campussource.de/archive/ 4/1422/.
21. Khan Badrul. A framework for E-learning, 2003. Available at: http:// www.bookstoread.com/fram ework/.
22. Morrison D. E-Learning Strategies. How to get implementation and delivery right first time. Chichester: John Wiley & Sons Inc., 2003. 409 p.
23. Picciano A., Dziuban C. Blended Learning: Research Perspectives. Needham, MA: Sloan Center for Online Education, 2007. 312 p.
24. RosembergM.J. E-Learning: Strategies for Delivering Knowledge in the Digital Age. Available at: http://marcrosenberg.com/.
25. Starichenko B.E. Conceptual basics of computer education. Yelm WA USA: Science Publishing Book House, 2013. 184 p.
26. Watwood B. Building from content to community: Rethinking the transition to online teaching and learning: A CTE White Paper / B. Watwood, J. Nugent, William «Bud» Deihl. Virginia Commonwealth University: Center for teaching excellence, 2009. 22 p.
истанционное, а точнее, электронное обучение (от общепринятого термина e-learning; в действительности понятия дистанционное обучение и e-learning неравнозначны, но в России обычно трактуются одинаково, поэтому не будем нарушать традиции) занимает в современной системе обучения прочные позиции, органично дополняя очное обучение и разнообразные очные тренинги и курсы. Электронное обучение активно используется как в учебных заведениях, так и на предприятиях и, по данным IDC, по степени популярности оно довольно скоро догонит очное. Ведущие мировые аналитические компании предсказывают ему большое будущее и утверждают, что мировой рынок систем дистанционного обучения является источником больших возможностей для продавцов и инвесторов. В лучших высших учебных заведениях мира созданы центры e-learning, позволяющие пройти дистанционное обучение с получением соответствующего диплома; активно развиваются корпоративные учебные центры компаний и государственных структур, а годовой доход на рынке e-learning в ряде стран исчисляется уже в миллиардах.
Столь большой интерес к электронному обучению объясняется довольно просто. В последнее десятилетие произошли значительные изменения на рынке труда: возросли требования к персоналу, практически во все сферы деятельности начали широко внедряться ИТ-технологии, а сам персонал стал более мобильным. Подобные изменения обусловили необходимость создания условий для непрерывной, быстрой, гибкой, и одновременно высококачественной подготовки кадров, и поскольку традиционные системы обучения не способны соответствовать данным потребностям, потребовался поиск альтернативных систем.
Основные преимущества e-learning в сравнении с традиционным очным обучением
снову образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может самостоятельно определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью, а в ряде случаев и в удобное для себя время. Поэтому основным преимуществом e-learning следует считать определенную свободу в плане местонахождения, времени обучения и его темпов, что делает дистанционное обучение привлекательным для тех пользователей, которые по той или иной причине не имеют возможности обучаться очно, но желают повысить свой образовательный уровень.
Один из важнейших плюсов e-learning меньшая стоимость обучения, которая, по данным Cedar Group, в среднем ниже на 32-45%. В исключительных ситуациях имеет место еще более внушительное уменьшение стоимости в этом смысле интерес представляют расчеты специалистов корпоративного учебного центра РЕДЦЕНТР. Взяв за основу некую условную компанию с персоналом общей численностью в 280 сотрудников, 80 из которых подлежат обучению, специалисты РЕДЦЕНТР произвели расчеты и пришли к заключению, что при правильной организации дистанционное обучение может обойтись компании в семь раз дешевле посещения очных курсов по аналогичной тематике (рис. 1). Поэтому нет ничего удивительного в том, что компании все чаще выбирают данный вариант обучения в качестве приоритетного при повышении квалификации персонала. Немаловажен данный момент и при получении образования в высшем учебном заведении если оплата традиционного очного обучения на коммерческой основе оказывается не по карману. Правда, не стоит считать более низкую стоимость дистанционного обучения основным доводом в его пользу при получении базового образования в академическом вузе. Дело в том, что далеко не каждый студент в силу своих личных особенностей способен получить дистанционное образование: существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения, а кому-то может просто не хватить дисциплинированности и усидчивости при организации самостоятельных занятий.
(источник РЕДЦЕНТР, 2005)
Немаловажным преимуществом дистанционного обучения является его большая эффективность согласно данным Cedar Group, время обучения сокращается в этом случае на 35-45%, а скорость запоминания материала возрастает на 15-25%. Правда, данное преимущество работает не всегда все зависит от изучаемого материала и от метода его подачи. Например, проблематично выработать правильное произношение, изучая иностранные языки дистанционно и не имея достаточной разговорной практики если грамматику языка можно освоить дистанционно, то для овладения устной речью необходимо очное общение. Кроме того, немало специалистов, в том числе ректор Академии «АйТи» Игорь Морозов, обращают внимание на тот факт, что большая эффективность обучения может быть достигнута только «при тщательном учете таких факторов, как структура курса и методика подачи изучаемого материала».
Онлайновое обучение позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов и увеличения доли самостоятельного освоения материала, причем последнее особенно важно, поскольку постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима успешная карьера. Кроме того, как считает Владимир Тихомиров (председатель Экспертно-консультативного совета по вопросам электронного обучения, открытого образования и внедрению новых образовательных технологий при Комитете по образованию и науки Государственной Думы Российской Федерации), электронное обучение автоматически приводит «к раннему овладению навыками применения информационно-коммуникационных технологий, что позволяет в дальнейшем существенно повысить эффективность использования знаний в экономике».
Нельзя забывать и о том, что дистанционное обучение единственный способ получить образование для тех, кто по ряду причин (отсутствие времени, необходимость сочетать учебу с работой, территориальная удаленность от вуза и пр.) не может учиться обычным очным образом.
В целом, по мнению Игоря Морозова, дистанционное обучение оказывается наиболее актуальным в тех случаях, «когда стоит задача обучения большого количества сотрудников некой организации за минимальный промежуток времени, а сама организация имеет территориально распределенную структуру и в ней достаточно часто проводятся организационные изменения».
Вместе с тем дистанционное и очное обучение не стоит противопоставлять одно другому это разные, но взаимодополняющие формы обучения, между которыми «лежит довольно обширная область смешанных решений, оказывающихся зачастую гораздо более продуктивными», считает Игорь Морозов. На практике это означает, например, дополнение очного базового образования необходимыми онлайновыми курсами или использование комбинированной формы обучения, при которой более доступная для самостоятельного освоения часть теоретического материала изучается слушателем дистанционно, а практические работы и освоение сложного теоретического материала проходят в аудитории под руководством преподавателя.
Поддержка государства
ксперты ЮНЕСКО и правительства развитых стран сходятся во мнении, что соответствовать требованиям информационного общества к уровню квалификации людей можно только за счет использования e-learning как технологии, ориентирующей студентов на новый стиль образования и развивающей их умения и навыки для дальнейшего обучения в течение всей жизни. Поэтому электронное обучение, позволяющее подготовить необходимые обществу кадры в нужном количестве за минимальное время и при минимальных затратах, признано приоритетным в ходе реформ образовательных систем в таких ведущих странах мира, как США, Великобритания, Канада, Германия, Франция и др., и даже на уровне ООН.
В последнем отчете Комиссии по электронному обучению для президента и Конгресса США в числе основных задач указаны создание и развитие образовательных Интернет-ресурсов, обучение преподавателей и администраторов учебного процесса и разработка качественного e-learning-контента, а на их выполнение выделено 6 млрд. долл.
В финальном отчете Европейской комиссии по образованию и культуре за 2004 год отмечено, что 77% европейских университетов уже имеют необходимые технические решения и надлежащий профессорско-преподавательский состав для ведения электронного обучения, а для 65% вузов развитие e-learning важнейший приоритет настоящего времени.
Европейским парламентом было принято немало решений по вопросам e-learning, в том числе решение от 05.12.2003 г. № 2318/2003/ЕС об адаптации долгосрочных программ с целью эффективной интеграции информационно-телекоммуникационных технологий в образовательные европейские системы e-learning.
В отчете ООН о состоянии электронного обучения в странах, вошедших в Европейский Союз в 2004 году, содержался перечень вузов и учебных центров, продвигающих e-learning-решения, и рассматривались возможности сотрудничества в данной сфере.
В России правовыми основаниями для внедрения дистанционного обучения являются законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и приказ Министерства образования РФ от 18.12.2002 г. № 4452 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации».
Сферы использования дистанционного обучения
егодня дистанционное обучение прочно занимает свою нишу на рынке образования и можно четко выделить сферы, где оно уверенно позиционируется как альтернатива традиционному обучению. В основном речь идет о корпоративной сфере и сфере образования в первой e-learning нет равных в плане начальной подготовки сотрудников компании, их аттестации и повышения квалификации, а во второй онлайновое обучение привлекательно для абитуриентов как возможный вариант получения образования.
Дистанционное обучение получает сегодня все более широкое распространение в государственных структурах, где оно незаменимо для организации и поддержки постоянно действующей системы непрерывного повышения квалификации госслужащих. Кроме того,
e-learning получило признание и в разнообразных учебных центрах, специализирующихся преимущественно на проведении онлайновых курсов в сферах информационных технологий и бизнеса.
В компаниях, на предприятиях и в госструктурах онлайновое обучение позволяет решить вопросы обучения и переобучения сотрудников, что особенно актуально в условиях внедрения новых, в том числе информационных, технологий, когда обучение большого числа сотрудников зачастую связано со значительными расходами. Еще больше возрастает актуальность e-learning при наличии у компании удаленных филиалов, когда организация традиционных тренингов на местах не только повышает стоимость обучения чуть ли не на порядок, но и технически оказывается более сложной хотя бы из-за отсутствия на местах нужных специалистов. В госсекторе в этом смысле еще сложнее удаленность определенных структур здесь является нормой, и при внедрении какой-либо технологии или инновации сразу в одной или даже в нескольких областях соответствующее переобучение сотрудников может превратиться в высшей степени затратную с точки зрения сил, средств и времени задачу.
Не менее важной является для компаний поддержка определенного уровня конкурентоспособности ведь, по очень верному высказыванию Анри де Гейза («Живая книга»), «способность учиться быстрее конкурентов является единственным источником конкурентного преимущества над ними». Это обстоятельство тоже обусловливает появление значительного числа потребителей образовательных услуг, заинтересованных в дистанционном обучении.
Кроме того, в целом ряде отраслей (особенно в сфере услуг, в розничной и оптовой торговле) наблюдается высокая текучесть кадров, в результате чего в компаниях постоянно появляется множество новых сотрудников, которым необходимо пройти обучение, и организация обычных тренингов в этом случае фактически будет означать выбрасывание денег на ветер.
В учебных заведениях и учебных центрах дистанционные и смешанные формы обучения позволяют охватить обучением удаленные регионы и снизить прямые затраты на обучение.
Степень популярности онлайнового обучения для всевозможных структур и в различных сферах очень разная. В корпоративном бизнесе явное предпочтение отдается онлайновым курсам. Что касается высшего образования, то для получения звания бакалавра большинство студентов предпочитают очную форму, а дистанционно заканчивают какие-либо дополнительные курсы. При дальнейшем обучении процент выбирающих онлайновое обучение возрастает, причем при освоении как основных, так и дополнительных дисциплин (Sloan Consortium, 2005).
В разных сферах наблюдается неоднозначное отношение к дистанционному обучению. На данный момент наиболее востребовано оно в корпоративной сфере в качестве замены традиционных тренингов и в сфере образования при изучении отдельных курсов. Кроме того, данный вариант обучения завоевывает все более прочные позиции в финансовой и ИТ-сферах, при переобучении государственных служащих, в здравоохранении (рис. 2).
Рис. 2. Степень популярности e-learning
в разных сферах
(источник Sloan Consortium, 2005)
E-learning в мире
азвитие мирового рынка дистанционного обучения продолжается весьма активно, чему способствует, с одной стороны, повышение спроса на образовательные услуги, а с другой развитие информационных технологий и рост числа пользователей Интернета.
Наибольшее количество сегодняшних потребителей e-learning-решений сконцентрировано в США и Канаде, а среди европейских стран в Великобритании, за которой следуют Германия, Италия и Франция. В США дистанционное обучение предлагают более 200 университетов и тысячи колледжей, а количество онлайновых курсов увеличивается примерно на 30-40% ежегодно. В Великобритании разнообразные дистанционные программы предлагают свыше 50 университетов.
Еще более активно растет число онлайновых курсов, предлагаемых иными структурами и ориентированных на корпоративный сектор. Например, согласно недавнему пресс-релизу British Telecom, только эта компания предлагает для обучения персонала свыше 1,7 тыс. программ e-learning.
Рост популярности электронного обучения относительно стабилен. Так, в США, судя по последнему отчету Sloan Consortium, подавляющее большинство из рассмотренных высших учебных заведений подтвердили рост числа студентов, выбирающих один или более онлайновых курсов. Количество руководителей учебных заведений, признающих перспективность онлайнового обучения, также растет, хотя и гораздо медленнее в США за три года оно увеличилось с 48,8 до 56% (рис. 3), а число оппонентов при этом осталось практически неизменным.
Рис. 3. Отношение руководителей
учебных заведений к перспективности e-learning
(источник Sloan Consortium,
2005, %)
Всего в мире, по данным Brandon Hall (http://brandon-hall.com/), на конец 2003 года было порядка 100 млн. слушателей различных e-learning-программ, а общий объем рынка дистанционного обучения составил 9 млрд. долл. На конец 2005 года число обучающихся дистанционным способом выросло до 130 млн., а общий объем мирового рынка электронного обучения, по предварительным оценкам Gartner, достиг 33,6 млрд. долл.
При этом доля США занимает более половины рынка примерно 18 млрд. долл. (данные IDC). Значительная доля рынка приходится на Канаду, а вот в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (включая Японию) рынок дистанционного обучения пока находится в стадии формирования и растет незначительными темпами например в Японии, согласно прогнозу IDC, в 2005-2009 годах рост рынка составит в среднем 16,6% в год. Для сравнения: в американском корпоративном секторе в компаниях среднего масштаба рынок e-learning в 2005 году вырос на 30%, а темпы роста в крупных компаниях были близки к 35%.
Согласно прогнозам, положительная динамика на мировом рынке e-learning сохранится и в 2006 году по данным компании Bersin&Associates, объемы дистанционного обучения в 77% компаний увеличатся, а в остальных останутся примерно на том же уровне. Продолжится рост и в сфере образования, хотя темпы роста, по мнению ряда аналитиков, несколько снизятся.
E-learning в России
разу отметим, что назвать точные данные, характеризующие объем российского рынка дистанционного обучения, невозможно из-за их отсутствия. Причин тому несколько. Прежде всего этот рынок еще только начинает формироваться, поэтому аналитические компании не принимают его в расчет и, следовательно, официальных исследований по нему не проводят. Да и прозрачностью данный рынок не отличается, так как работающие там российские компании открыто не заявляют о своих доходах. Поэтому судить об особенностях развития российского рынка e-learning придется опосредованно, анализируя данные из разных источников.
Переломным для развития дистанционного обучения в России может считаться 2004 год, когда стали заметны значительные успехи целого ряда проектов. В 2005 году положительная динамика развития рынка e-learning сохранилась, и на данный момент дистанционное обучение персонала с успехом реализовано на таких крупных предприятиях, как «Российские железные дороги», «СеверСталь», «Норильский никель», «РусАл», «ВымпелКом», «УралСиб», «Связьинвест» и др. Возможности дистанционного обучения были задействованы при переобучении сотрудников Государственной Думы Федерального собрания РФ, Центрального банка России, Внешторгбанка и ряда других организаций.
В 2005 году Россия смогла обратить на себя внимание на международном уровне 14 октября 2005 года Международная ассоциация ADL (Advanced Distributed Learning) официально объявила об успешном окончании испытаний отечественной системы дистанционного обучения СДТ REDCLASS на соответствие международному стандарту SCORM 1.2. Данный стандарт является признанным во всем мире стандартом в сфере e-learning и поддерживается практически всеми ведущими производителями систем дистанционного обучения, а СДТ REDCLASS стала первой и пока единственной из сертифицированных на международном уровне российских систем e-learning.
Как отмечалось в одном из пресс-релизов РОЦИТ, в России в настоящее время возможность получения образования дистанционным путем предоставляют около 40% вузов. Ведущие российские вузы и крупные учебные центры (Академия «АйТи», РЕДЦЕНТР и др.) предлагают все большее число курсов по самым разным предметным областям, идет активный процесс локализации зарубежного контента от ведущих поставщиков, разрабатываются российские дистанционные курсы.
Однако основным фактором, сдерживающим темпы развития рынка e-learning, по мнению ректора Академии «АйТи» Игоря Морозова, по-прежнему остается «недостаток хорошего русскоязычного электронного контента, потребность в котором у крупных компаний очень высока». Помимо этого серьезными препятствиями для регионов являются недостаточно развитая инфраструктура и культурные барьеры.
Оценить общее число потребителей дистанционных курсов в России не позволяет отсутствие данных. Можно лишь сказать, что их число растет довольно быстро. Например, в Системе дистанционного бизнес-обучения для предпринимателей (СДБО совместный проект Национального делового партнерства «Альянс Медиа» и Международного института менеджмента ЛИНК, http://businesslearning.ru/) темпы роста в 2005 году составили свыше 170%, а всего на момент написания статьи в ней было зарегистрировано почти 22 тыс. студентов (рис. 4).
Рис. 4. Изменение числа пользователей
в системе СДБО, в 2001-2005 гг.,
(источник СДБО, 2005)
Информация относительно популярности дистанционного образования в центре и в регионах весьма противоречива. Например, по данным Академии «АйТи» за 2004 год, 64% (то есть большинство) дистанционно обучающихся в данной академии студентов представляли регионы, что вполне логично по причине независимости e-learning от места жительства. В то же время, по последним данным СДБО, получается, что почти половина студентов данной системы дистанционного обучения проживает в Москве, Санкт-Петербурге и в Московской области. Правда, и это можно объяснить большими возможностями центра в плане доступа к Интернету и большей информированностью о возможностях e-learning.
Интенсивный рост ИТ-рынка и быстрое внедрение информационных технологий во многих сферах наряду с готовностью предприятий к переменам, нехваткой высококвалифицированных кадров и довольно высокими потребностями россиян в образовании позволяют предположить высокие темпы роста на рынке дистанционного обучения. По прогнозам Академии «АйТи», эффективное комбинирование традиционных видов образования и новейших разработок в сфере ИТ позволит рынку дистанционного обучения занять не менее 30% от общего объема обучения, а в некоторых отраслях даже до 75%.
Наиболее перспективными в плане внедрения e-learning стоит считать корпоративный сектор, государственные структуры и центры переподготовки кадров. Образовательный сектор, объединяющий высшие учебные заведения, также довольно интересен, правда не для получения базового образования (для этого предпочтительна очная форма обучения), а для реализации комбинированных вариантов обучения, когда студенты очных курсов будут изучать часть предметов дистанционно. Для получения базового образования в российских вузах вариант e-learning, видимо, пока что малоперспективен прежде всего из-за значительного снижения числа абитуриентов. В 2010 году их число составит только 62% от уровня 2005 года, и нетрудно догадаться, что подавляющее большинство абитуриентов предпочтут привычный и давно оправдавший себя вариант очного обучения.
Перспективы развития e-learning
Будущем, а точнее к 2010 году, если верить специалистам из American Educational Research Association, две трети всего обучения будет осуществляться дистанционно. Скорее всего, данный прогноз стоит считать слишком оптимистичным, но несомненно одно электронное обучение стало достойной альтернативой традиционному и в отдельных сферах, прежде всего в корпоративной и государственной, ему будут отдавать явное предпочтение, поскольку это единственный способ быстрого обучения при минимальных затратах.
В образовательной сфере, так же как и в коммерческих учебных центрах, e-learning продолжит дополнять традиционный очный вариант обучения, и в большинстве случаев наиболее целесообразным останется смешанное обучение, когда одни курсы, в зависимости от их специфики, изучаются традиционным образом, а другие дистанционно.
ЭЛЕКТРОННЫЙ И ТРАДИЦИОННЫМ УЧЕБНИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
В.Г. Ланкин, О.А. Григорьева
Многие глубокие изменения в российской науке и образовании вызваны вхождением России в мировое информационное пространство, с развитием информационных и коммуникационных технологий, с внедрением новых технических средств, которые в значительной мере определяют характер и вектор развития образования, кардинально изменяют образовательную среду. На современном этапе большую актуальность приобрела задача поиска механизмов интеграции традиционных и новейших способов организации средств информационного обеспечения образовательной практики. Одной из узловых точек такой интеграции является современная учебная книга.
Сегодня, когда новые информационные технологии составили конкурен-8 цию печатным изданиям, возникает проблема взаимодействия традиционного учебника и средств новых информационно-коммуникативных технологий. Здесь появляется целый ряд вопросов: в чем новизна функций и условий их реализации, связанных со сменой или дополнением средств передачи учебной информации? Каков в целом статус учебной книги в новом информационном пространстве с большим разнообразием коммуникаций и средств связи? Каковы перспективы - позитивные или, возможно, негативные следствия - современной технологической эволюции в области образования?
Сравнительный анализ традиционного учебника и электронного
позволяет выделить их основные характеристики . В традиционном учебнике присутствует справочный аппарат, который помогает в поиске необходимых сведений. К нему относится оглавление, вспомогательные указатели, списки рекомендуемой литературы по той или иной теме, важная информация выделена жирным шрифтом или курсивом, присутствует система ссылок и отсылок. Эти традиционное аспекты сигнификации и логического аппарата направлены не столько на управление вниманием, сколько на достижение рефлексивного, обдумывающего характера работы с текстом. Традиционный книжный текст в этом качестве - не только источник извлекаемой информации, но и по-особому смоделированный посредник мышления. В электронном учебнике обязательно наличие поисковой системы, с помощью которой возможен анализ содержания книги, поиск нужных сведений по ключевому слову, система гиперссылок, которая в течение доли секунды переносит пользователя в нужный отрывок текста. С этими моментами связано усиление активно-направляющего начала организации книжного материала по отношению к читателю - учащемуся.
Преимущество электронного учебника заключается в его доступности и оперативности использования в режиме реального «тиражирования» информации. Традиционный учебник, при отсутствии его в личном пользовании, в магазине или библиотеке, возможно получить только спустя некоторое время, заказав по межбиб-
лиотечному абонементу в библиотеке или в книготорговой фирме. Электронный учебник можно получить в считанные минуты, заказав его в интернет-магазине или «скачав» из электронной библиотеки. У электронного учебника нет тиража в традиционном смысле этого слова. Такое издание можно копировать неограниченное число раз и при необходимости получить печатный вариант учебника или его части при помощи принтера.
Одно из преимуществ электронного учебника перед традиционным состоит в том, что авторы (педагоги, ученые), выполнив ряд регистрационных правил, могут сами издать свои произведения и распространять их на свое усмотрение, тогда как издание учебника в традиционной форме - достаточно сложный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. С возникновением потребности в корректировке и дополнениях текст электронного учебника исправить легче, чем заняться переизданием традиционного учебника.
При создании электронного учебника издательские расходы сводятся к нулю, что должно отразиться на цене учебника. Создание электронного учебника не требует бумаги, производство которой связано с целым рядом экологических проблем; для создания электронного учебника не используются печатные станки, не расходуется дорогая и вредная краска и т.п.
Несомненное преимущество электронного учебника заключается в его компактности. Учебники, занимающие в бумажном виде целую полку, можно разместить на одном или нескольких дисках.
В традиционном учебнике основную смысловую нагрузку несет текст, сопровождаемый иллюстрациями (рисунками, схемами, таблицами и т.п.). Явное преимущество электронных книг заключается в сопровождении
текста звуком и видеоматериалами. «Средства мультимедиа позволяют представить учебный материал в увлекательной, динамичной форме, а инженерные конструкции, устройства, элементы - как движущиеся трехмерные объекты, тем самым в полной мере раскрывая их конструкцию и принцип действия» . При пользовании интернет-учебником возможно прямое общение обучаемого и обучающего. Обучающий может сделать необходимые пояснения, осуществить быстрый контроль знаний, полученных обучаемым. Сказывающийся здесь процесс слияния возможностей электронной книги с возможностями виртуальной медиа-среды, в целом, обещает колоссальные перспективы -не только в плане расширения средств выразительности и интерактивности в трансляции учебного материала, но и в плане трансформации всей системы образования - в обретении ею нового технологического качества, где информационно-образовательная среда вбирает в себя учащегося и преподавателя (в виде не вполне реального и не вполне персонального - функционального лектора, инструктора, консультанта и контролера) и где может 9 существенно измениться институциональная структура организации процесса.
При всех перечисленных преимуществах электронного учебника над традиционным есть ряд недостатков, которые необходимо учитывать. Пользоваться электронным учебником можно, только владея навыками работы на компьютере. Физически эта работа сказывается на здоровье. При чтении с экрана, по ряду обстоятельств, снижается скорость и эффективность чтения.
Электронный учебник также находится в зависимости от связи с сетью Интернет и от подачи электричества.
А с традиционным учебником можно работать в любом удобном для читателя месте.
Проблемы пользования электронным учебником возникают в связи с отсутствием форматов электронных книг. Для опубликования электронного издания нужно выбрать определенную программу и подготовить текст с помощью собственных инструментов для издания и распространения. Распечатка на принтере не уступает по стоимости традиционному учебнику и зачастую худшего качества, чем книга. Учебники, построенные с применением видеоматериалов и звуковым оформлением, невозможно «распечатать» на принтере.
Недостаток электронного учебника и в том, что электронные библиотеки и магазины не надежны на сегодняшний день. Сервер, предоставляющий информацию, может быть отключен, испорчен, взломан в нужный читателю момент, в то время как с традиционным учебником подобных проблем не возникнет.
При пользовании электронным учебником может появиться определенный дискомфорт, так как челове-10 ческая психика более приспособлена к последовательному восприятию информации, без передвижений по гиперссылкам. В этом случае традиционный учебник гораздо удобнее. Более того, видеоматериалы, звук, анимация, с одной стороны - прекрасные средства активизации внимания, с другой - они, как свидетельствуют исследования психологов, ведут к снижению рефлексивного, обдумывающего характера восприятия, столь характерного для культуры книги как базового феномена, определившего тип цивилизации разума. Технологии управления вниманием («принудительного ориентирования») не только дополняют, но и способны заменять
культуру мысли, связанную с прочтением и понимающим истолкованием написанного слова. И в этом - одна из проблемных граней слияния образовательно-учебной среды с медиа-средой, равно как и развертывания массовой по своему типу медиа-культуры (социальной медиа-технологии) как таковой. Рост медиа-технологий как интенсивных продолжений человеческой чувственности и реактивности приводит к неизбежному снижению удельного веса рефлексивного центра сознания; человек превращается в вовлеченного оператора системы, теряя креативно-осмысляющее качество. Эта общая болезнь массовой культуры (культуры СМИ и массовых медиа-технологий) способна передаться и на интегрирующуюся с ней систему медиатизированного образования. Образование может перестать быть фактором культуры человека и превратиться исключительно в социальную технологию.
При создании и пользовании электронным учебником возникает проблема защиты авторского права. Пиратская копия электронного продукта зачастую ничем не отличается от настоящего ни по качеству, ни по документации. В свою очередь, в ме-диатизированной системе образования теряет (вызывает подозрение) и аутентичная активность учащегося: мера самостоятельности участия учащегося в этих процессах никогда не может быть точно установлена. Реферируемые и компилированные материалы трудно отделить от просто копированных. Качество виртуальных тестирований и особенно их роль в плане аттестации учащегося сегодня вызывает практически повсеместное сомнение среди реально проводящих их преподавателей.
Проблема пользования электронным учебником заключается и в быст-
ром старении компьютерных технологий, связана с необходимостью обновления системы, лицензионных программ и самих машин, что носит не только (и не столько) морально совершенствующий, а и коммерчески-вы-нуждающий характер.
Учитывая все сказанное, надо признать, что для однозначно прогрессивного развития система медиати-зированной образовательной среды, важнейшим компонентом которой сегодня является электронный учебник, требует принципиального совершенствования. Эта проблема обостряется вследствие неоднозначности мнений педагогов по данному поводу, по причине отсутствия техники должного уровня и гарантий безопасности ее каждодневного применения.
Для работы с электронными учебными изданиями необходимо создание дружественного интерфейса; обеспечение оптимального управления, включая развитую систему навигации и достаточную скорость извлечения информации; обеспечение устойчивости к ошибочным действиям учащегося и т.д. Кроме того, требуется обеспечение такой структуры интерактивности, которая бы не нивелировала персональный характер встречи в медиа-пространстве учителя и ученика и не сводила бы культурное содержание образования к справочному материалу. Технология медиатизирован-ной образовательной среды не должна уступать культуре книги в способности формировать дискурсивный, рефлексивно-осмысляющий тип мышления.
Сторонники создания электронных учебников говорят о том, что, в отличие от традиционных учебных материалов на печатной основе, электронные обладают значительно большими дидактическими и методическими преимуществами: они более динамичны, виртуальны, сложно
структурируемы; облегчают организацию индивидуального обучения, обратной связи и т.д. Все это становится возможным благодаря технологическим особенностям их создания. Чтобы воспользоваться этим, необходимо дополнить систему конструктивных критериев создания учебных материалов (на основе которой выполняются традиционные - печатные) группой технологических, учитывающих особенности создания электронных изданий и специфику работы с ними.
Проблемный характер проведенного здесь сопоставления подводит к мысли, что вопрос о том, что такое учебник сегодня и каким он будет в XXI веке, остается открытым. По существу, дискуссионным остается вопрос, является ли учебник только одним из средств учебного процесса или его правильнее характеризовать как системный фактор образовательной среды? Многие современные ученые считают, что взгляд на учебник как на средство обучения - это предмет истории педагогики. В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, И.Я. Лернер, В.В. Кра-евский придерживаются теоретической точки зрения на учебник как на модель педагогической системы, в ко- Ц торой главную роль играет не столько предметный материал, сколько педагогическая сущность, на основе которой материал включается в систему образовательно-информационной коммуникации. Формируется взгляд на учебник как на образовательную среду, характеризуемую в следующих аспектах: учебник как среда обучения; учебник как среда профессиональной творческой деятельности; учебник как среда накопления знаний и культурных ценностей. При этом сегодня эволюция учебника продолжается, и это заставляет вводить дополнительные категории, организующие исследовательское внимание. Ряд авторов
считают, что учебник постиндустриальной эпохи - это образовательное пространство, поскольку обучаемый и обучающийся являются элементами этого пространства; виртуальный учебник является местом обучения, поскольку он - некая информационная область в более обширном информационном пространстве. Процесс обучения в виртуальном пространстве не зависит от времени. В виртуальном мире обучаемые, общаясь друг с другом и являясь каждый частью учебника, образуют виртуальную группу, обладающую свойством коллективного разума, в свою очередь, являясь частью виртуального учебника .
Обучение в виртуальном пространстве несет в себе тенденцию «экстрагирования» преподавателя до записанной лекции, составленного теста и т.п. При этом, с одной стороны, потенциально усиливается, а с другой -делается неявной (дистанционно скрытой) авторская включенность учащегося в образовательное пространство. Хорошо это или плохо? То, что однозначно воспринимается как позитивная новация сегодня, может таить в себе существенные и даже непопра-12 вимые деформации завтра. Вопросы формирования медиа-среды и медиа-пространства образования, показательным феноменом которых выступает электронный учебник в его сопоставлении с учебником традиционным, требуют дальнейшего внимательного осмысления и на этой основе - практического (технологического) решения. Необходимы дальнейшие исследования в области создания виртуальных учебников, разработки методологии их конструирования и использования, выявления их места и статуса в системе средств обучения, и одновременно - определения меры и средств поддержки учебной книги на печатной основе.
В заключение хотелось бы добавить, что учебник будущего - это не текст с иллюстрациями и вопросами к нему, а система дифференцированных знаний по поиску, анализу и обобщению учебной информации. Информация может быть представлена как в виде книг, так и в виде CD-дисков и материалов сети Интернет, т.е. учебник может быть как реальным, так и виртуальным, главное в учебнике будущего заключается в выполнении им функций: информационной, воспитательной, функций мотивации, руководства, стимулирования, упражнений, самоконтроля, координации и рационализации, т.е. учебник должен строиться прежде всего как образовательная система с гуманитарно-педагогической принципиальной основой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьева О.А. Книга как синтез искусств: особенности и возможности традиционной и электронной форм книги / О.А. Григорьева / / Модернизация профессионального послевузовского образования: теория и практика подготовки научно-педагогических кадров: материалы Международной научно-практической конференции. -Томск, 2006. - С. 217-219.
2. Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов / О.В. Виштак //Педагогика. - 2003. -№ 8. - С. 19-22.
3. Учебник в постиндустриальную эпоху / В. Кузнецов, Е. Клыгина, Т. Федосова, А. Горбачев // Высшее образование в России. - 2004. - №9. - С. 103-108.
4. Назарова Т.С. Стратегии развития учебной книги / Т.С. Назарова, Ю.П. Господарик // Педагогика. -2005. - № 3. - С. 10-19.
5. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский. - М. : ЮНИТИ, 2002. - 437 с.
Выделяется два традиционных метода обучения
1. Репродуктивный
2. Объяснительно-иллюстративный.
Репродуктивный метод обучения используются для развития у учащихся творческого начала, подталкивают к добыванию информации уже из известного ученикам. Но всё-таки репродуктивный метод не может развивать, в полной мере, мышление учеников, их творческий потенциал.
Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова, печатного слова, наглядных средств, практического показа способов деятельности.
Таким образом, оба традиционных метода предполагают передачу знаний для учеников в готовом виде.
У данных методов можно выделить множество недостатков :
2. Низкая самостоятельность учащихся.
3. Рассевание внимания.
4. Неполное усвоение материала.
5. Неумение “думать” и самостоятельно принимать решения.
6. Средний объём знаний.
7. Средний темп в изучении материала.
Инновационные методы обучения
Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении.
Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.
Благодаря интерактивным методам , происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.
К ним принадлежат:
- упражнения, носящие творческий характер;
- групповые задания;
- образовательные, ролевые, деловые игры;
- уроки-экскурсии;
- использование видеоматериалов, интернета, наглядности;
Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать
Традиционные | Инновационные | |
Цель | Формирование знаний, умений, навыков | Развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых нестандартных проблем |
Формы организации | Фронтальные, индивидуальные. | Групповые, коллективные. |
Методы обучения | Иллюстративно-объяснительные, информационные. | Проблемные, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский |
Ведущий тип деятельности | Репродуктивный, воспроизводящий. | Продуктивный, творческий, проблемный. |
Способы усвоения | Заучивание, деятельность по алгоритму | Поисковая деятельность, рефлексия |
Функции учителя | Носитель информации, хранитель норм и традиций. | Организатор сотрудничества. консультант |
Позиция ученика | Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту | Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. |
Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.
Методы обучения
Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.
Методы обучения разделяют на три группы:
Методы организации.
- Словесные методы ; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
- Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.
- Практические методы : устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы
Методы контроля.
1. Устного контроля. Индивидуальный или фронтальный опрос.
2. Письменного контроля. Контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты и пр.
3. Лабораторного контроля , машинного контроля. Лабораторные работы, тесты, опросники.
Методы стимулирования.
Для того чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности. Каждый из методов обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием.
В статье сравниваются результаты тестирования слушателей программ, в которых применялись два разных типа образовательных технологий - традиционное образование с лекциями/семинарами и интернет-образование (в рамках массового открытого онлайн-курса). В обоих случаях слушателям предлагались идентичные вопросы в рамках идентичного по содержанию вводного курса экономической теории (который в обоих случаях проводил один и тот же преподаватель). Сравнение показало, что результаты тестирования старших школьников, углубленно изучающих экономику по традиционной школьной методике в среднем лучше результатов тестирования слушателей онлайн-курса. С другой стороны, для взрослых слушателей очной программы второго высшего образования в сравнении со слушателями онлайн-курса весьма близки и распределения результатов учащихся по количеству набранных баллов, и результаты ответа на конкретные вопросы теста.
Целью данной работы является проектирование полного цикла разработки сервиса по адаптации культурно-специфичного образовательного контента. Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи: . сформировать теоретический базис для адаптации контента и интерфейса к культурным особенностям пользователей; . смоделировать основные процессы, реализуемые через сервис адаптации культурно-специфичного контента; . предложить архитектурное решение, обосновать выбор осн овных алгоритмов и рассмотреть возможность интеграции с сущес тв ующими системами управления учебным процессом (LMS — Learn ing Management System); . описать процесс разработки сервиса. Объектом исследования были выбраны массовые открытые онлайн-курсы (Massive open online courses — MOOCs) с интерактивным участием, предназначенные для неограниченного количества слушателей, в целевой аудитории которых могут быть выделены культурные группы. Предметом исследования являются возможность и методы адаптации образовательного контента к особенностям культурных групп целевой аудитории с целью повышения эффективности электронного обучения
В данной статье рассматривается MOOC (Massive open online courses), как отдельная форма онлайн-обучения, которая может включить в образовательный процесс значительное число пользователей-обучающихся. В работе автор отмечает основные характеристики MOOC, те черты, которые отличают данную форму получения знаний от традиционного образования, а также причины возникновения и широкой популяризации подобной формы получения знаний и навыков. В данной статье автор рассматривает зарубежный и отечественный опыт реализации MOOC-обучения. В качестве метода данного исследования выступил теоретический анализ российской и зарубежной научной литературы, а также анализ официальных данных представляемых платформами MOOC. В данной работе автором представлены основные характеристики массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) и его отличия от других форм обучения. Рассмотрена история возникновения и распространения, а также причины широкой популяризации получения знаний по средствам MOOC среди пользователей по всему миру.
Кн. 14: Секция 14. Развитие образовательного процесса на основе современной системы интерактивного обучения в условиях модернизации образования. М.: МГТУ «МАМИ», 2012.
Представлены материалы конференции о современных методах подготовки будущих инженеров.
Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.
Шапиро Н. А. Литература. Учебно-методический журнал для учителей словесности. 2011. № 14. С. 27-29.
В статье описана игра, которую можно провести после изучения творчества Чехова — в самом конце 10-го или в начале 11-го класса. Готовясь к игре, команды перечитывают произведения «Анна на шее», «Ариадна», «Архиерей», «Ванька», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Душечка», «Злой мальчик», «Злоумышленник», «Ионыч», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», «Попрыгунья», «Произведение искусства», «Смерть чиновника», «Студент», «Толстый и тонкий», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Учитель словесности», «Хамелеон», «Человек в футляре», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Медведь», «О вреде табака», «Лебединая песня (Калхас)», «Предложение», «Свадьба», «Три сестры», «Чайка», «Юбилей».
Exposure to prenatal androgens affects both future behavior and life choices. However, there is still relatively limited evidence on its effects on academic performance. Moreover, the predicted effect of exposure to prenatal testosterone (T) - which is inversely correlated with the relative length of the second to fourth finger lengths (2D:4D) - would seem to have ambiguous effects on academic achievement since traits like confidence, aggressiveness, or risk-taking are not uniformly positive for success in school. We provide the first evidence of a non-linear relationship between 2D:4D and academic achievement using samples from Moscow and Manila. We find that there is a quadratic relationship between high T exposure and markers of achievement such as grades or test scores and that the optimum digit ratio for women in our sample is lower (indicating higher prenatal T) than the average. The results for men are generally insignificant for Moscow but significant for Manila showing similar non-linear effects. Our work is thus unusual in that it draws from a large sample of nearly a thousand university students in Moscow and over a hundred from Manila for whom we also have extensive information on high school test scores, family background and other potential correlates of achievement. Our work is also the first to have a large cross country comparison that includes two groups with very different ethnic compositions.
Недостаточное количество учебных часов и ограниченное владение вторым иностранным языком не способствуют полноценному профессионально ориентированному обучению. Приходится использовать лишь некоторые компоненты профессионального обучения: чтение и реферирование текстов по специальности, поиск профессиональной информации в различных её источниках, ведение личной и деловой переписки. Важный компонент профессиональной деятельности - умение анализировать информацию, представленную в графике, таблице или диаграмме. Необходимость диктуется тем, что данный вид деятельности является частью экзамена, для получения сертификата Test DaF, дающего право на обучение или работу в Германии.
Институты влияют на инвестиционные решения, в том числе на инвестиции в человеческий капитал. В данном исследовании такая связь распространяется на инвестиции в человеческий капитал в форме выбора способной молодежью предмета изучения в высшей школе и сферы деятельности по окончании вуза. Институты, защищающие права собственности, стимулируют производительную деятельность и процесс "созидательного разрушения" по Шумпетеру, в том время как слабые институты порождают перераспределительную деятельность и поиск ренты. Мы тестируем эту гипотезу по выборке из 95 стран мира и находим, что высокое качество институтов положительно связано со спросом на естественнонаучные специальности и отрицательно со спросом на юридические специальности. Данные зависимости особенно сильны для стран с высоким качеством человеческого капитала.
Ч. 1. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010.
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
Anisimova A. I. , Muradyan P. A. , Vernikov A. V. SSRN Working Paper Series. Social Science Research Network, 2011. No. 1919817.
Эта эмпирическая статья относится к теории конкуренции и теории отраслевых рынков. В ней изучается взаимосвязь между структурой отрасли и её конкурентностью на местном, а не общенациональном уровне. Мы использовали данные микроуровня по банкам в двух регионах России - Башкирии и Татарстане, чтобы рассчитать значения индекса Херфиндаля-Хиршмана и индекса Лернера и оценить модель Панзара-Росса. Последнее делается двумя способами: через широко применяемое уравнение цены, в котором учитывается эффект величины банка, а затем через уравнение без учеты величины банка, как это было предложено Биккером и его соавторами в 2009 г. Получается, что на обоих региональных рынках господствует монополистическая конкуренция, хотя по Татарстану не отвергается и гипотеза монополии. Существование крупных местных банков не обязательно приводит к большей конкурентности данного регионального рынка, и применение неструктурных моделей измерения конкуренции говорит о том, что конкуренция между банками в Башкирии сильнее, чем в Татарстане. Уходя дальше от агрегированного анализа, мы рассчитали индексы Лернера по двум продуктовым сегментам банковского рынка Татарстана и выяснили, что рынок кредитования физических лиц значительно конкурентнее, чем рынок кредитования юридических лиц. У местных банков больше рыночной власти в корпоративном кредитовании, а у местных филиалов федеральных банков - в корпоративном кредитовании.
Трунин П. В. , Дробышевский С. М. , Евдокимова Т. В. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012.
Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы - эмпирической - описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.
Базельский Комитет по банковскому надзору инициировал дискуссию о наиболее эффективных практиках по предотвращению принятия избыточного риска менеджерами банков. В данной статье предлагается теоретико-игровой подход, описывающий процесс принятия решения менеджером банка, который выбирает уровни риска и усилий. Если уровень риска влияет на разброс будущих значений прибыли, то величина усилий влияет на вероятность положительного результата. Хотя усилия не наблюдаемы для акционеров банка, уровень риска контролируем и может быть измерен такими показателями, как достаточность капитала или уровень финансового рычага. Предполагается, что менеджер является нейтральным к риску; рассматрвиается бинарный исход игры с прибылью или убытком. Начиная с обзей схемы контракта, включающей фиксированную и переменную компоненты вознаграждения, показано, что за счет дифференциации переменной части вознаграждения возможности стимулировать принятие меньших рисков. Более точно, переменная часть вознаграждения (доля от прибыли банка) при принятии малого риска должна быть выше пропорционально большему разбросу исходов, наблюдаемому при принятии высокого риска, чтобы стимулировать менеджера выбирать меньший уровень риска вместо высокого.
В данной работе разработана базовая модель, позволяющая прогнозировать возможную реакцию финансовых организаций на более жесткие регулятивные меры, введенные Базельским Комитетом по Банковскому надзору (БКБН) по отношению к глобальным системнозначимым банкам (ГСЗБ). Контекст исследования сформирован документом БКБН от 2011 г., в котором установлены более высокие требования к капиталу глобальных системнозначимых банков. Мы анализируем взаимодействие банков в рамках олигополистического рынка, спрос на котором ограничен, а на банки наложены дополнительные требования к уровню капитала, введенные регулятором. Мы различаем аннонсируемую стоимость фондирования, которая определяет размер выдаваемых кредитов и процентную ставку на рынке; и истинную стоимость фондирования, которая непосредственно влияет на размер прибыли. Мы приходим к выводу, что в рамках двухпериодного взаимодействия оба банка заявят наивысшую стоимость фондирования, что приведет к сокращению размера выдаваемых кредитов (что соответствует цели регулятора), но ценой более высокой стоимости заимствований на рынке. Если игра повторяется, то оба банка выбирают меньший размер кредитов, чем в последнем периоде, когда заявляется самая низкая стоимость фондирования. Отметим, что полученные выводы соответствуют результатам анализа департамента монетарной политики и экономики БКБН.
В статье проанализированы практические аспекты различных методов реализации правила передачи голосов, а именно, метода Грегори, включающего метода Грегори, взвешенного включающего метода Грегори.