Все о тюнинге авто

Первый человек вступивший на поверхность луны. Люди на луне. Сколько человек ходило по Луне?? Лунные миссии «Аполлон. Состыковка с лунным модулем

Американский пилотируемый исследовательский корабль «Аполлон-11» вошел в историю как первый корабль, доставивший землян на поверхность другого небесного объекта - Луны. Этот исторический полет длился с 16 по 24 июля 1969 года.

Высадка американцев на Луну

20 июля в 20:17:39 UTC лунный модуль приземлился в Море Спокойствия, точнее - в его юго-западной части. Нил Армстронг и Эдвин Олдрин, командир экипажа и пилот, провели на поверхности Луны почти целые сутки - 21 час, 36 минут и 21 секунду. Майкл Коллинз, управлявший командным модулем, все это время ожидал сигнала от них на орбите.

Астронавтами был произведен один выход на поверхность Луны, продолжавшийся около 2-х с половиной часов. Первым человеком, чья нога 21 июля в 2:56:15 UTC ступила на лунную поверхность, был командир экипажа Армстронг. По прошествии 15 минут на поверхность земного спутника вышел Олдрин.

В месте посадки модуля астронавты установили привезенные с Земли американский флаг и комплект научно-исследовательских приборов. Кроме того, они взяли более 20 кг образцов местного грунта для последующего их изучения в земных лабораториях. И экипаж, и собранные образцы после полета прошли строгий карантин, не выявивший, однако, никаких внеземных микроорганизмов.

Национальная цель, поставленная Джоном Кеннеди почти 10 лет назад, была достигнута - США выиграли лунную гонку у СССР.

Но кто же первым ступил на поверхность таинственного спутника Земли?

Как только стало очевидно, что первым лунной поверхности достигнет корабль «Аполлон-11», журналисты и сотрудники НАСА решили, что высадиться в первую очередь должен Эдвин Олдрин. Логика здесь была очень простая, ведь всегда во время полетов в космос по программе «Джемини» непосредственно выход в космос осуществлялся пилотом, а не командиром.


Экипаж корабля "Аполлон-11"

В самых начальных черновых планах высадки на Луну значилось, что первым наружу выходит пилот модуля. Но не был учтен один интересный момент: так как основной наружный люк открывался слева направо и вовнутрь, а место пилота находилось справа от люка, то пилоту, чтобы выйти, пришлось бы в полном снаряжении перелезать через командира. Репетиция этого маневра показала всю его тщетность.

Позже Дональд Слейтон, командир отряда астронавтов, вспоминал, что командиру необходимо быть первым, даже исходя из стандартных протокольных правил. Именно Слейтон предложил изменить планы, и это новаторство было поддержано руководством. В дальнейшем Слейтон отрицал, что Армстронг воспользовался служебным положением, сам же Армстронг уверял, что его никто и не спрашивал. Олдрин же, по мнению экспертов, не слишком убедительно написал о том, что его устраивало первенство командира.

Если в космической гонке СССР шел впереди США, то лунную гонку возглавляли они.

Но первоначально и в лунной гонке лидировал СССР. Первым аппаратом, пролетевшим рядом с Луной, стала советская автоматическая межпланетная станция «Луна-1», это произошло 2 января 1959 г., а первым аппаратом, достигшим Луны, стала станция «Луна-2» 13 сентября 1959 года.

После многочисленных успехов СССР в освоении космоса США решили вернуть себе статус самой технологически развитой державы и сосредоточились на Луне. В 1961 г. они объявили о лунной пилотируемой программе «Сатурн»-«Аполлон», нацеленной на достижение Луны человеком до конца десятилетия 1960-х гг.

Президент Кеннеди даже сделал предложение о совместной программе высадки на Луну (а также запуске более совершенных метеорологических спутников), но в СССР от него отказались, так как подозревали подвох, желание выведать новейшие советские технологии. Однако лунную пилотируемую программу в СССР утвердили только в 1964 г., когда США полным ходом этим занимались. В СССР развернулись масштабные работы по двум параллельным пилотируемым программам: облёта Луны («Протон»-«Зонд/Л1)» к 1967 году и посадке на неё (Н1-Л3) к 1968 году. Предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд (7К-Л1)» были полностью или частично неудачными из-за недоработок корабля и носителя.

В декабре 1968 г . Америка вырвалась вперёд и выиграла первый (облётный) этап лунной гонки, когда Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс в полёте 21-27 декабря на корабле «Аполлон-8» сделали 10 витков вокруг Луны. Менее чем через год, с осуществлением второго (посадочного) этапа, США выиграли и всю лунную гонку.

Полет «Аполлон-11»

16 июля 1969 г. с мыса Канаверал стартовал американский корабль «Аполлон-11» с экипажем из трёх человек: Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин E. Олдрин-младший. 20 июля была совершена посадка на Луну , а 21 июля Нил Армстронг совершил выход на поверхность Луны . По всему миру, за исключением СССР и КНР, велась прямая трансляция - за этим событием наблюдало около 500 млн. человек. В последующем США провели ещё 5 успешных экспедиций на Луну, в том числе использовали в некоторых последних из них управляемый астронавтами лунный самоходный аппарат и привозили в каждом рейсе по несколько десятков килограммов лунного грунта.

20 июля 1969 г., в 20:17:39 UTC (всеми́рное координи́рованное вре́мя - стандарт, по которому общество регулирует часы и время) командир экипажа Нил Армстронг и пилот Эдвин Олдрин посадили лунный модуль корабля в юго-западном районе Моря Спокойствия. Они оставались на поверхности Луны в течение 21 часа 36 минут. Всё это время пилот командного модуля Майкл Коллинз ожидал их на окололунной орбите. Астронавты совершили один выход на лунную поверхность и находились там 2 часа 31 минуту. Первым человеком, ступившим на Луну, стал Нил Армстронг . Через 15 минут к нему присоединился Олдрин. Это произошло 21 июля в 02:56:15 UTC.

Все члены экипажа были опытными лётчиками-испытателями, все трое - одногодки, 1930 года рождения.

Подготовка к полету

Самым тщательным образом отрабатывалась посадка на Луну. Астронавты тренировались на модели лунного модуля, которая подвешивалась к высокой башне-крану на тросах. Были и более совершенные симуляторы - летательные аппараты для отработки лунных посадок. Они представляли собой каркас из алюминиевых труб, на котором крепились три основных и 16 маневровых двигателей и кабина управления. Один из основных двигателей поднимал аппарат на необходимую высоту (до1,8 км) и затем во время спуска и мягкой посадки создавал постоянную тягу, компенсировавшую 5/6 массы, и обеспечивал условия, близкие к условиям лунной гравитации. Астронавты называли их «летающими остовами кроватей». В мае 1968 г., будучи командиром дублирующего экипажа «Аполлона-8», Нил Армстронг едва не потерпел катастрофу. Аппарат вышел из-под контроля, и Армстронгу пришлось катапультироваться с 60-метровой высоты, он отделался лёгкими ушибами. Аппарат разбился и сгорел.

В последние месяцы перед стартом астронавты тренировались особенно много: имитировался выход на лунную поверхность в полном снаряжении, велись работы по сбору образцов грунта и установку научных приборов и экспериментов (в том числе в специальной вакуумной камере в ЦУПе в Хьюстоне), состоялось несколько практических полевых занятий по геологии.

Экипаж также самостоятельно разработал дизайн эмблемы и выбор позывных для кораблей (смотрите картинку в преамбуле). Астронавты хотели сделать эмблему очень простой и недвусмысленной, показывающей мирное покорение Луны. Джеймс Ловелл предложил изобразить орла. Майкл Коллинз сделал рисунок. На нём орёл, держащий в клюве оливковую ветвь, садится на лунную поверхность. Позади него - Земля, в отдалении и вверху надпись «Аполлон-11». Фамилий астронавтов на эмблеме не было. Но когда эмблему представили в штаб-квартиру НАСА, руководству не понравились когти орла – слишком угрожающие, поэтому оливковую ветвь переместили в лапы. Позывным кораблей в этой исторической миссии тоже уделялось особое внимание. Название лунного модуля - «Орёл», а командного – «Колумбия».

Работали и еще над одной проблемой. Астробиологи и специалисты Службы общественного здравоохранения США опасались, что высадка людей на Луну может привести к тому, что на Землю будут завезены неизвестные науке микроорганизмы, способные вызвать эпидемии. Несмотря на то, что многие учёные были уверены, что Луна безжизненна, абсолютной уверенности в этом не было. Поэтому задачей была разработка плана мероприятий по недопущению биологического заражения Земли. Разрабатывались также меры для этапа транспортировки астронавтов и контейнеров с образцами лунного грунта от места приводнения в Тихом океане до Лунной приёмной лаборатории. Они предусматривали, что астронавты после посадки пересаживаются из командного модуля в надувную лодку, сразу надевают костюмы биологической защиты и по прибытии вертолётом на борт поискового корабля переходят в специальный мобильный герметичный фургон без колёс, в котором их доставляют в Хьюстон. За две недели до старта главный врач полета «Аполлона» уменьшил тренировочные нагрузки на астронавтов и поместил их в карантин.

Перед полетом был создан невиданный ажиотаж: 500 000 туристов, желавших стать очевидцами исторического события, прибыли в округ Бревэрд во Флориде, где находятся мыс Канаверал и Космический центр имени Кеннеди.

Старт

Старт «Аполлона-11» состоялся 16 июля 1969 г. в 13:32 UTC. Присутствовало 5000 почётных гостей, среди них - 36-й президент США Линдон Джонсон. Во время взлёта раздавались отдельные аплодисменты, но большинство зрителей смотрели молча, пока «Аполлон-11» не скрылся из виду. Взлет напрямую транслировался по телевидению в 33 странах мира на 6 континентах. После взлёта Президент США Ричард Никсон объявил следующий понедельник, когда астронавты должны были уже находиться на Луне, национальным Днём Участия и нерабочим днём для государственных служащих.

Полет

Когда космический корабль вышел на круговую околоземную орбиту высотой 190,8 км, на 5 минут 47 секунд был включён двигатель третьей ступени. «Аполлон-11» достиг второй космической скорости (10,84 км/с) и перешёл на траекторию полёта к Луне. Астронавты начали манёвр перестроения отсеков, стыковки с лунным модулем и «вытягивания» его из адаптера, располагавшегося в верхней части третьей ступени. Командно-служебный модуль был отделён от третьей ступени. Затем Майкл Коллинз произвёл сближение и стыковку с лунным модулем. Когда «Колумбия» и «Орёл» отошли на безопасное расстояние, по команде с Земли был в последний раз включён двигатель третьей ступени, она перешла на траекторию пролёта мимо Луны и выхода на гелиоцентрическую орбиту. По предложению Армстронга, с борта корабля была проведена первая незапланированная телетрансляция. Цветная бортовая телекамера давала изображение хорошего качества. Трансляция продолжалась чуть больше 16 минут. Расстояние от Земли составляло около 95 000 км. Солнцем были освещены 7/8 земного диска, и были хорошо видны восточная часть Тихого океана, большая часть США, Мексика, Центральная Америка и северная часть Южной Америки. Астронавты перевели корабль в режим пассивного термического контроля, когда он медленно вращался вокруг своей продольной оси, делая около трёх оборотов за 1 час. Это обеспечивало равномерное нагревание обшивки корабля. На третий день полета Армстронг и Олдрин впервые перешли в лунный модуль и проверили состояние его основных систем. На четвертый день астронавты вышли на окололунную орбиту.

Посадка на Луну

20 июля Нил Армстронг и Эдвин Олдрин перешли в лунный модуль, активировали и проверили все его системы, привели сложенные опоры посадочной ступени в рабочее положение. На высоте чуть менее 2 км начался этап приближения к точке посадки. На высоте примерно 140 метров командир перевёл компьютер в полуавтоматический режим, в котором двигатель посадочной ступени управляется автоматически и поддерживает постоянную вертикальную скорость 1 м/с, а двигатели системы ориентации управляются полностью вручную. И 20:17:39 UTC Олдрин закричал: «Сигнал контакта!» Синий сигнал контакта означал, что лунной поверхности коснулся как минимум один из щупов длиной 1,73 м, которые крепились к трём из четырёх опор (кроме той, где была лестница). Через 1,5 секунды после этого Армстронг заглушил двигатель. На послеполётном опросе он рассказал, что не смог точно определить момента посадки. По его словам, Базз закричал: «Контакт!», но сам он даже не видел загоревшегося сигнала, двигатель работал до самой посадки, потому что она была настолько мягкой, что момент, когда корабль стал на грунт, было сложно определить.

На Луне

В течение первых двух часов пребывания на Луне Нил Армстронг и Эдвин Олдрин занимались имитацией предстартовой подготовки на случай, если по каким-либо причинам возникла бы необходимость досрочно прервать пребывание на Луне. Астронавты смотрели в иллюминаторы и рассказывали Хьюстону о своих первых впечатлениях.

Перед выходом на Луну Олдрин, как старейшина пресвитерианской церкви, провёл краткую частную церковную службу, совершив Евхаристию (в переводе с греческого «благодарение»). Свято́е Прича́стие - христианский обряд, заключающийся в освящении хлеба и вина в особом статусе и последующем их вкушении.

Держась правой рукой за лестницу, Армстронг левой ногой ступил на лунную поверхность (правая оставалась на тарелке) и произнёс: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Всё ещё продолжая держаться рукой за лестницу, Армстронг шагнул на грунт и правой ногой. По его словам, мелкие частицы грунта походили на порошок, который можно легко подбросить вверх. Они прилипали тонкими слоями к подошвам и бокам лунных ботинок, как измельчённый древесный уголь. Ноги утопали в нём совсем немного, не более чем на 0,3 см. Но Армстронг мог видеть свои следы на поверхности. Астронавт сообщил, что двигаться на Луне совсем несложно, в действительности это даже проще, чем во время имитаций 1/6 земного притяжения на Земле. По наблюдениям Армстронга, двигатель посадочной ступени не оставил никакого кратера на поверхности, лунный модуль стоял на очень ровном месте. Олдрин передал Армстронгу фотокамеру, и тот начал снимать первую лунную панораму. Хьюстон напомнил ему об аварийном образце лунного грунта (на случай, если пребывание на Луне пришлось бы в экстренном порядке прервать). Армстронг собрал его с помощью специального приспособления, похожего на небольшой сачок, и положил в мешочке в набедренный карман скафандра. Масса аварийного образца составила 1015,29 г. Он состоял из реголита и четырёх небольших камней примерно по 50 г каждый. Через 15 минут после того, как Армстронг сделал первый шаг на Луне, из кабины начал спускаться и Олдрин. Они снимали окрестности места посадки, Олдрин поставил экран коллектора солнечного ветра (он представлял собой лист алюминиевой фольги шириной 30 см и длиной 140 см и предназначался для улавливания ионов гелия, неона и аргона. Потом оба астронавта установили флаг США.

Пока Армстронг готовил инструменты для сбора образцов лунного грунта, Олдрин опробовал различные способы передвижения. Он сообщил, что прыжки с одновременным отталкиванием двумя ногами, наподобие кенгуру, получаются хорошо, но для перемещения вперёд традиционный способ всё-таки предпочтительнее.

Собрав образцы грунта, астронавты начали размещать комплект научных приборов: пассивный сейсмометра и уголковый отражатель для лазерной локации Луны.

Ночь они провели на Луне, в кабине модуля в скафандрах, шлемах и перчатках, чтобы дышать чистым кислородом, а не лунной пылью (внутри лунного модуля всё было сильно ею испачкано). Кабину не удалось полностью затемнить: шторки на иллюминаторах оказались не совсем светонепроницаемыми, сквозь них была видна линия горизонта, а через телескоп оптического визирования проникал яркий свет Земли. Кроме того, в кабине было +16, и астронавты мерзли, так что поспать им почти не удалось.

Взлет с Луны

После подъёма астронавты начали готовиться к взлёту. Они пробыли на Луне в общей сложности 21 час 36 минут 21 секунду. Первые 10 секунд «Орёл» поднимался строго вертикально. Через 7 минут «Орёл» вышел на промежуточную орбиту.Примерно через час после взлёта, когда оба корабля находились над обратной стороной Луны, Армстронг включил двигатели системы ориентации. Лунный модуль перешёл на почти круговую орбиту. В результате ещё нескольких последовательных манёвров через три с половиной часа после взлёта «Орёл» и «Колумбия» сблизились до расстояния 30 м и зависли неподвижно относительно друг друга. Далее Коллинз вручную произвёл окончательное сближение и стыковку. Затем он наддул переходной туннель, открыл люк и передал Армстронгу и Олдрину пылесос. Они, насколько было возможно, почистили скафандры и всё, что предстояло перенести в командный модуль. Коллинз стал третьим человеком, увидевшим лунный грунт. Армстронг, не открывая, показал ему пакет с аварийными образцами. Вскоре после того, как Армстронг и Олдрин перешли в командный модуль, взлётная ступень «Орла» была сброшена. Она осталась на орбите, но со временем должна была упасть на Луну. Коллинз 7-секундным включением двигателей системы ориентации отвёл «Колумбию» на безопасное расстояние. Когда манёвр был завершён, Армстронг и Олдрин сняли свои скафандры, которые были надеты на них с предыдущего дня. 24 июля корабль приводнился в 3 км от расчётной точки и в 24 км от авианосца «Хорнет».

Лунный грунт

Контейнеры с образцами прошли двойную стерилизацию: сначала ультрафиолетовыми лучами, затем - надуксусной кислотой. Далее их ополоснули стерильной водой и просушили азотом, после чего через вакуумный шлюз они были помещены в вакуумную зону (зону образцов лунного грунта) Лунной приёмной лаборатории. Во второй половине дня 26 июля первый контейнер был вскрыт. Начались фотографирование, каталогизирование и предварительное изучение образцов лунного грунта перед тем, как передать их 142 научным институтам и лабораториям.

Астронавты должны были находиться в карантине 21 день. Никаких патогенов или симптомов инфекционных заболеваний ни у астронавтов, ни у кого-либо из находившихся с ними в карантине обнаружено не было, поэтому было решено прекратить карантин на день раньше, чем планировалось.

Образцы лунной породы должны были оставаться в Лунной лаборатории дольше, от 50 до 80 дней, пока не будут готовы результаты всех посевов на микроорганизмы. Несколько сотен граммов реголита и сколов лунных камней стали материалом для определения их токсичности и патогенности. Лунный материал испытывался на стерильных мышах и различных растениях. Ни одного случая, который мог бы указывать на опасность для земных организмов, отмечено не было, лишь отдельные незначительные отклонения от нормы. Например, выяснилось, что образцы лунной породы стимулировали рост некоторых растений. Был сделан вывод, что лунный грунт биологически безопасен. В полдень 12 сентября карантин был прекращён. Изучение доставленных образцов продолжилось в лабораториях по всему миру. Первая экспозиция лунных камней и реголита для широкой публики открылась 17 сентября 1969 г. в Смитсоновском институте в Вашингтоне.

Научные результаты

Первая конференция по изучению Луны открылась 5 января 1970 г в Хьюстоне. На неё собрались несколько сотен учёных, включая всех 142 основных исследователей, которые получили от НАСА образцы лунного грунта. Свойства лунной породы говорили о том, что она сформировалась при высоких температурах, в условиях полного отсутствия кислорода и воды. Были идентифицированы 20 минералов, известных на Земле, что говорило в пользу единого источника происхождения обоих небесных тел. В то же время были обнаружены три новых минерала, которых нет на Земле. Один из них был назван армалколитом (по первым буквам фамилий астронавтов). Возраст лунных образцов был неодинаков. Базальты из района Базы Спокойствия имели возраст 3-4 млрд. лет, в то время как в грунте присутствовали частицы, которые могли образоваться 4,6 млрд. лет назад. Это указывало на то, что поверхность Луны была сформирована более чем одним катастрофическим событием. Пробы, взятые с глубины, показали, что когда-то этот грунт находился на поверхности. При этом изучение изотопов, образовавшихся в результате бомбардировки космическими лучами, выявило, что образцы, привезённые астронавтами, находились на или в непосредственной близости от поверхности Луны, как минимум, в течение последних 10 млн. лет. Химический состав лунных базальтов оказался отличным от земных. В них было меньше летучих элементов (натрий), но гораздо больше титана. Удивительным для учёных оказалось почти полное отсутствие в лунных базальтах такого редкоземельного элемента, как европий. Поиски возможных следов жизни оказались безрезультатными. Углерод и некоторые его соединения были обнаружены, но никаких молекул, которые могли бы быть идентифицированы как произошедшие от живых организмов, найдено не было. Интенсивный поиск живых или ископаемых микроорганизмов не дал никаких результатов.

Таким образом, предварительные результаты изучения лунных пород, доставленных на Землю, поставили больше вопросов, чем дали ответов. Проблема происхождения Луны не была решена. Стало ясно, что поверхность Луны неоднородна по составу и возрасту и что необходимо добыть и изучить материал не из одного, а из нескольких разных районов.

Высадка на Луну 50 лет назад стала настоящим прорывом, повторить который с 1972 года так никому и не удалось. Давайте оглянемся на историю «Аполлона-11» и рассмотрим перспективы будущих лунных экспедиций.

Первая посадка пилотируемого космического корабля на Луну стала историческим событием и до сих пор считается непревзойденным достижением человечества. 20 июля 1969 года в 21:17 часов по времени Германии спускаемый аппарат «Игл» (Eagle) с астронавтами Нилом Армстронгом (Neil Armstrong) и Баззом Олдрином (Buzz Aldrin) на борту приземлился на Луне. Это произошло очень вовремя, потому что топливо было почти на исходе. И еще по одной причине: бортовой компьютер словно сошел с ума, и посадку едва не пришлось отменить — и тогда первая высадка людей на Луну 20 июля 1969 года не состоялась бы.

Через несколько часов после посадки — в 3:56 21 июля 1969 года — Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. По всему миру люди смотрели по телевидению трансляцию исторической высадки на Луну. В общей сложности число зрителей составляло от 500 до 600 миллионов — в тот момент была включена примерно половина всех телевизоров на Земле. В Германии трансляцию вели телеканалы ARD и ZDF. Ставшую знаменитой фразу Нила Армстронга «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества» тоже можно было услышать и в радиоэфире.

В июле этого года исторической первой высадке на Луну исполнится 50 лет — вполне подходящий повод для того, чтобы оглянуться на успешную миссию «Аполлон-11».

Была ли высадка на Луну целью «Аполлона-11»?

В мае 1961 года тогдашний президент США Джон Кеннеди заявил, что до конца десятилетия США «отправят первого человека на Луну и в целостности и сохранности вернут его обратно на Землю». Год спустя Кеннеди выступил с другой знаменитой речью, сообщив американцам о подготовке миссии «Аполлон». «Мы приняли решение полететь в этом десятилетии на Луну и сделать другие вещи — не потому, что это легко, а потому, что это трудно», — сказал президент.

Мультимедиа

Фотографии, сделанные Нилом Армстронгом на Луне

ИноСМИ 28.08.2012

Главной целью миссии «Аполлон-11» было добиться того, о чем заявил Кеннеди в 1961 году: обеспечить посадку своего астронавта на Луну и его возвращение на Землю в течение десяти лет. Другими целями были научное исследование Луны, установка телекамеры, которая посылала бы сигналы на Землю, чтобы ученые могли наблюдать за экспериментами. Перед астронавтами были также поставлены задачи сделать фотографии лунной поверхности и взять пробы лунного грунта. А еще установить на Луне американский флаг.

Кто из астронавтов высадился на Луну?

Экипаж «Аполлона-11» состоял из трех астронавтов: командир Нил Армстронг и пилот спускаемого модуля «Игл» Базз Олдрин приземлились на Луну и высадились на ее поверхность. Пилот командного модуля Майкл Коллинз (Michael Collins) остался в модуле «Коламбия» (Columbia) на лунной орбите. Двое из троих до сих пор живы: Базз Олдрин (89 лет) и Майкл Коллинз (88 лет). Нил Армстронг умер в 2012 году в возрасте 82 лет. В состав дублирующего экипажа входили астронавты Джеймс Лоуэлл (James Lovell), Фред Хейз (Fred Haise) и Уильям Андерс (William Anders). Лоуэлл и Андерс ранее уже участвовали в экспедиции «Аполлон-8» и стали первыми астронавтами, летавшими к Луне. Лоуэлл и Хейз позднее входили в состав миссии «Аполлона-13», которую, однако, пришлось прервать.

Сколько продлилась первая высадка на Луну?

16 июля 1969 года экипаж «Аполлона-11» был запущен в космос ракетой «Сатурн-В» (Saturn V) с космодрома имени Кеннеди во Флориде. 24 июля командный модуль «Коламбия» приводнился в Тихом океане, и членов экипажа подобрало спасательное судно авианосца «Хорнет» (Hornet). Длительность полета с момента старта до момента приводнения составила ровно 195 часов и 19 минут. Через 109 часов и 42 минуты после старта Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на лунную поверхность. За пределами спускаемого аппарата Армстронг и его товарищ по экипажу Базз Олдрин провели около двух с половиной часов, а все их пребывание на естественном спутнике Земли продлилось 21 час и 36 минут.

Когда именно состоялась высадка Нила Армстронга и Базза Олдрина на Луну — 20 или 21 июля 1969 года — вопрос довольно спорный. В момент приземления спускаемого аппарата «Игл» как в США, так и в Германии было еще 20 июля. Когда Нил Армстронг несколько часов спустя впервые ступил на поверхность Луны, по Всемирному координированному времени, действующему на Луне, было уже 2:54 часа 21 июля, тогда как в США еще стоял поздний вечер 20 июля. Так что, если говорить совсем точно, то первая высадка на Луну состоялась ранним утром 21 июля 1969 года. Однако в США и сейчас, 50 лет спустя, днем высадки на Луну считается 20 июля.

Контекст

Aftonbladet: русские так и не смогли назвать Луну своей

Aftonbladet 09.01.2019

Ars Technica: НАСА сделала важный шаг к высадке человека на Луну

Ars Technica 14.02.2019

The Guardian: Китай планирует выиграть лунную гонку

The Guardian 23.01.2019

Der Tagesspiegel: Россия и США начинают новую борьбу за Луну

Der Tagesspiegel 17.12.2018

Le Monde: Луна, новый Грааль «Роскосмоса»?

Le Monde 05.12.2018

Сколько раз высаживались на Луну?

Между 1969 и 1972 годами на Луне побывали шесть пилотируемых миссий «Аполлон». Непосредственно на ее поверхность высадились в общей сложности 12 американских астронавтов. Первым был Нил Армстронг, а на данный момент последними людьми, побывавшими на Луне, остаются Юджин Сернан (Eugene Cernan) и Харрисон Шмитт (Harrison Schmitt), участники миссии «Аполлон-17» в 1972 году.

Где именно на Луне приземлился «Аполлон-11»?

«Орел приземлился» (The Eagle has landed), доложил на Землю Нил Армстронг после посадки на поверхность так называемого Моря Спокойствия. Местность, где приземлились Армстронг и Олдрин, — темная низменность на стороне Луны, обращенной к Земле. С тех пор место посадки называется Базой Спокойствия. Три небольших кратера поблизости носят имена членов экипажа «Аполлона-11» — Олдрина, Коллинза и Армстронга.

Что астронавты оставили на Луне?

После в общей сложности шести пилотируемых миссий на Луне там остались некоторые следы. В список «изготовленных человеком предметов на Луне», составленный НАСА, входят, в частности, несколько луноходов и лазерных зеркал, с помощью которых удалось измерить точное расстояние от Земли до Луны. Кроме того, «Аполлон-11» оставил на естественном спутнике Земли телекамеру с несколькими линзами, а также флаги. А члены экипажа «Аполлона-14» оставили там два мяча для гольфа, удары по которым нанес астронавт Алан Шепард.

Когда состоится следующая высадка на Луну?

В 1972 году люди в последний раз побывали на Луне, и после возвращения на Землю экипажа «Аполлона-17» программа пилотируемых полетов на Луну была закрыта. Однако американские политики снова и снова предлагают отправить на Луну людей. Совсем недавно вице-президент США Майк Пенс объявил, что уже в 2024 году американские астронавты вновь полетят на Луну, в случае необходимости — с помощью коммерческих технологий. Такие планы (между делом отмененные) уже строились — начало их реализации было намечено на 2020 год. Частная космическая компания «Спейс-Икс» (SpaceX) собирается в 2023 году отправить на своем корабле человека, который должен будет облететь вокруг Луны.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В мае 1961 года президент США Джон Ф. Кеннеди поставил перед страной небывалую задачу - осуществить к концу десятилетия высадку человека на Луне. 20 июля 1969 года этот дерзкий план был воплощён в жизнь. Итак, как проходили приготовления к этому событию и как проходил первый полёт человека на Луну.

Противостояние СССР и США в освоении космоса

Решение Джона Кеннеди «застолбить» Луну для Америки

В середине ХХ века поставленная цель казалась совершенно недостижимой. Человечество делало лишь робкие шаги в космосе. Не прошло и месяца после полёта Юрия Гагарина, да и за плечами у НАСА (Национального агентства по аэронавтике и космическим исследованиям) был только 15-минутный суборбитальный полёт астронавта Алана Шепарда. Однако высадка на Луну стала для американцев делом национальной гордости. СССР опередил США, запустив в космос первый спутник и первого человека, поэтому в самый мрачный период «холодной войны» Джон Кеннеди решил «застолбить» Луну для Америки. Его решение положило начало крупномасштабной космической программе, а выполненные для проекта «Аполлон» передовые научно-технические разработки во многом придали современному миру его нынешний облик.

Первая фотография обратной стороны Луны

С первых же дней космической эры, открытой запуском советского спутника 1 октября 1957 года, Луна стала очевидной мишенью для беспилотных зондов. Первым её достиг в 1959 году советский зонд «Луна-2», разбившийся о лунную поверхность, но успевший отправить на Землю её фотоснимки. Месяц спустя «Луна-3» совершила облёт нашего ночного светила и впервые в истории сфотографировала его обратную сторону. СССР захватил явное лидерство в космической гонке. Однако, взяв мощный разбег к поставленной цели, США начали постепенно сокращать отрыв.

Полёты американских «Рейнджеров»

В 1962 году до Луны добрался и американский «Рейнджер-IV», но к великой досаде учёных он не передал на Землю ожидаемой телевизионной картинки. Зато в 1964-1965 годах «Рейнджеры» VII, VIII и IX сделали свыше 17 тысяч фотоснимков, в том числе первые крупные планы лунной поверхности. В 1966 году СССР записал на свой счёт ещё один выдающийся успех, когда «Луна-9» впервые совершила мягкую посадку на Луне. Для Советского Союза экспедиция на Луну была не меньшим политическим козырем, чем для США, но если Америка открыто разрабатывала свои космические программы, то в СССР столь же напряжённая работа велась под покровом секретности. Все беспилотные зонды собирали информацию, необходимую для высадки человека. Следом за «Рейнджерами» последовала серия «Сервейоров», осуществлявших мягкие посадки и бравших пробы лунных пород. Этой же цели служили спутники серии «Лунар орбитер», оснащённые мощной фотоаппаратурой, которая позволила составить карту 95 % лунной поверхности и обследовать возможные точки прилунения.

Об экспедициях на Луну нечего было и думать без гигантского скачка в технологии пилотируемых полётов. Первые астронавты 1961 года были лишь пассажирами своих кораблей, летавших по простым суборбитальным траекториям. Со временем советская программа «Восток» и американская «Меркурий» начали ставить перед пилотами всё более сложные задачи.

Запуск кораблей серии «Джемини»

Позднее НАСА приступило к запуску двухместных кораблей серии «Джемини», постепенно увеличивая продолжительность полётов, в ходе которых астронавты осваивали науку космического пилотирования. Ведь для экспедиции на Луну потребуется экипаж из трёх человек, которому предстоит провести больше недели в космосе и корректировать курс с точностью до долей секунды. Более того, в тесном пространстве космических модулей вся начинка должна быть предельно компактной, в том числе и бортовые компьютеры, которые в те годы были громадными махинами, занимающими большие помещения.

Полёт на Луну был немыслим и без новой, гораздо более мощной ракеты-носителя. Выведение капсулы «Джемини» на околоземную орбиту требовало куда меньших затрат энергии, чем отправка «Аполлона» в путь длиной более 300 тыс. км. Поэтому, подвергнув основательной переделке конструкцию ракеты «Сатурн-I», НАСА создало могучий «Сатурн-V».

Полёты по программе «Аполлон»

Трагические инциденты

К началу 1967 года, после многих лет напряжённой работы, программа «Аполлон» была, наконец, готова к старту, что убедительно показал успешный запуск «Аполлона-1» с помощью модифицированного «Сатурна-IB» («Сатурн-V» находился на стадии разработки). Однако именно в этот момент грянула беда. В ходе предстартовой тренировки в герметично закрытом командном модуле «Аполлона» вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся в обогащённой кислородом атмосфере. Астронавты Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи задохнулись в дыму. Предпринятое по следам аварии расследование и внесение в конструкцию командного отсека существенных изменений отсрочили программу больше чем на год. За это время СССР вполне мог захватить лидерство в «лунной» гонке. Однако и там в апреле 1967 года произошёл трагический инцидент. Плановый полёт, предусматривавший стыковку двух кораблей на орбите, завершился гибелью космонавта Комарова, когда спускаемый аппарат «Союз-1» с большой скоростью врезался в землю.

Аполлон-7

В октябре 1968 года были возобновлены полёты по программе «Аполлон» с новой мощной ракетой-носителем и реконструированным командным отсеком. С целью его обкатки на околоземную орбиту был выведен «Аполлон-7». Но ещё до его запуска НАСА взялось за подготовку нового космического «сюрприза», подстёгиваемое слухами о том, что СССР готовит пилотируемый облёт Луны.

К счастью для НАСА, советский замысел так и не воплотился в жизнь.

Аполлон-8

В декабре 1968 года США достигли самого крупного на тот момент успеха. Корабль «Аполлон-8» с астронавтами Фрэнком Борманом, Джеймсом Лоуэллом и Уильямом Андерсом на борту долетел до Луны, совершил вокруг неё 10 витков и вернулся на Землю. Это было гораздо сложнее запланированного Советами простого облёта Луны. За 20 часов пребывания на окололунной орбите астронавты опробовали системы навигации и связи, предназначенные для использования при посадке на Луну.

Аполлон-9

Спустя два месяца на околоземную орбиту вышел «Аполлон-9» с целью испытания модуля, которому предстояло доставить первых людей на лунную поверхность. В течение 6 часов лунный модуль летал отдельно от командного, после чего благополучно состыковался с ним. 13 марта 1969 года астронавты вернулись на Землю.

Вперёд, на Луну!

Через два с лишним месяца экипаж «Аполлона-10» провёл дальнейшие испытания лунного модуля - на сей раз на окололунной орбите. Астронавты Томас Стаффорд и Юджин Сернан снизились в нём до 15 км над лунной поверхностью, а Джон Янг тем временем оставался в командном модуле. Успех этой экспедиции убедительно подтвердил готовность НАСА к высадке первых людей на Луну.

Утром 16 июля 1969 года с космодрома на мысе Канаверал, штат Флорида стартовала трёхступенчатая ракета-носитель «Сатурн-V», которая вывела в космос корабль «Аполлон-11» с тремя астронавтами на борту. Это были Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз. Общая длина ракеты и корабля составляла 111 м, а стартовый вес - почти 3000 тонн. Ежесекундно сжигая 15 т топлива и сжиженного кислорода, мощные двигатели первой ступени развили скорость 10 000 км/час и за 2,5 минуты подняли ракету на высоту 65 км над Землёй. После этого первая ступень была отстрелена, и заработали двигатели второй ступени. Через 9 минут после старта она тоже выполнила свою задачу, подняв корабль на высоту 185 км и увеличив скорость до 25 000 км/час. Наконец, после отделения второй ступени включились двигатели третьей.

Орбита ожидания

За каких-нибудь 3 минуты корабль набрал скорость 28 000 км/час, достаточную, чтобы остаться на почти круговой околоземной орбите ожидания. После выключения двигателей третьей ступени экипаж выполнил штатные проверки систем корабля и начал готовиться к трёхдневному полёту к Луне длиной 384 тыс. км.

Повторно включенные на пять с половиной минут двигатели третьей ступени вырвали корабль из объятий земной гравитации, и он взял курс на Луну с начальной скоростью свыше 39 тыс. км/час. Теперь пришло время подготовки трёх модулей (командного, двигательного и лунного), из которых состоял «Аполлон-11», к выходу на окололунную орбиту.

Модули «Аполлона»

В коническом командном модуле находилась панель управления и жилые отсеки. Командный модуль составлял единую связку с цилиндрическим двигательным отсеком, в котором помимо маршевой двигательной установки находились двигатели системы ориентации и система электропитания.

Наконец, непосредственно к третьей ступени «Сатурна» крепился лунный модуль, в котором астронавты совершили посадку на поверхность Луны.

Посадка на Луне

Состыковка с лунным модулем

Отделившись от «Сатурна», основной блок из командного и двигательного модулей совершил разворот и вершиной к вершине состыковался с лунным модулем. После этого связка основного блока и лунного модуля отделилась от третьей ступени «Сатурна», которая к тому времени выполнила свою задачу. Необходимые корректировки курса выполнялись с помощью малых маневровых двигателей. Однако маршевый двигатель не включался, и под воздействием земной гравитации космический корабль постепенно замедлял ход. В 48 тыс. км от Луны скорость «Аполлона-11» лишь немногим превышала 3000 км/час. Но здесь уже вступили в действие силы лунного притяжения, и корабль снова начал ускоряться. Для торможения и перевода корабля на окололунную орбиту был включен маршевый двигатель, который теперь находился в носовой части связки.

Лунная равнина Море Спокойствия

Через иллюминаторы командного модуля астронавты «Аполлона-11» наблюдали лунную поверхность с высоты 100 км, сосредоточив всё внимание на предполагаемом месте посадки в Море Спокойствия. Это обширная лунная равнина, получившая своё название несколько веков назад, когда учёные верили в существование лунных морей. На другой день Армстронг и Олдрин перешли в лунный модуль, получивший позывной «Орёл». Коллинз остался в командном отсеке, а лунный модуль отделился и начал пологий спуск к поверхности Луны, пользуясь двигателем посадочной ступени для торможения и корректировки курса.

Историческая посадка «Орла»

В этот момент весь мир затаил дыхание. Наконец, астронавты подыскали ровную площадку, на минуту зависли над ней в полуторах метрах и совершили посадку на покрытую вековой пылью поверхность Луны, о чём Армстронг доложил в ЦУП на Земле: «Говорит дно Моря Спокойствия. «Орёл» совершил посадку». Это поистине историческое событие свершилось 20 июля 1969 года в 20:18 по Гринвичу .

Кульминационным моментом экспедиции стал момент, когда Нил Армстронг спустился по трапу на лунную поверхность . Ступив на тёмно-серый грунт, он сказал: «Для одного человека - это маленький шаг, но для всего человечества - гигантский скачок вперёд» .

На Луне

Астронавт Эдвин Олдрин спускается с лунного модуля «Аполлон-11» на поверхность Луны. Снимок сделал первый человек, ступивший на Луну - Нил Армстронг

Следом за Армстронгом ступил на Луну Эдвин Олдрин, и передвигаться в условиях низкой гравитации оказалось очень легко, даже несмотря на громоздкие скафандры. Первым делом астронавты установили американский флаг, натянутый на жёсткий каркас, чтобы ткань не обвисала в полном безветрии безвоздушного пространства.

Это эпохальное событие находилось в центре внимания всей мировой прессы, а телерепортажи, пересылаемые на Землю маленькой телекамерой лунного модуля, с огромным интересом наблюдали зрители многих стран.

Гигантский лунный кратер. Снимок сделан в ходе первой экспедиции на Луну «Аполлона-11» . На заднем плане виден лунный вездеход, которым пользовались первопроходцы

Прежде чем вернуться в лунный модуль, астронавты провели ряд научных экспериментов и собрали около 20 кг образцов лунной породы.

Наступил критический момент всей экспедиции - старт с Луны. Ведь в случае отказа стартового двигателя лунного модуля люди бы навсегда остались на Луне без малейших шансов на спасение. Однако в этой и всех последующих экспедициях стартовый двигатель срабатывал безупречно.

Путь домой

Для взлёта с лунной поверхности спусковой двигатель был отделён от модуля и послужил ей стартовой платформой, которой суждено было остаться на Луне. Включив стартовый двигатель, астронавты вышли сначала на низкую окололунную орбиту, а затем на орбиту с командным модулем. Несколькими импульсами маневровых двигателей Майкл Коллинз приблизился к лунному модулю, занял удобную позицию для стыковки, и, состыковав оба модуля, первые лунопроходцы присоединились к своему коллеге. С собой они взяли собранные образцы лунного грунта и аппаратуру, которую надлежало вернуть на Землю. Затем они расстыковались с лунным модулем и включили маршевый двигатель, который должен был доставить их на Землю. Перед входом в земную атмосферу астронавты отделили двигательный отсек, а командный модуль развернули кормой вперёд, чтобы усилить торможение путём трения об атмосферу. На высоте около 7 км раскрылись малые тормозные парашюты, а в 3 км от поверхности - главные парашюты.

Под приводнившуюся капсулу с астронавтами был подведён надувной понтон, чтобы не дать ей утонуть

Вскоре командный модуль благополучно приводнился в Тихом океане, а экипаж вылетел на базу, где его ожидала триумфальная встреча. 24 июля астронавты вернулись на родину, проведя в полёте 8 суток. По выражению президента Никсона, это была «величайшая неделя в истории человечества со времени сотворения мира».

Последующие экспедиции

Корабль «Аполлон-12» завис над ракетой-носителем «Сатурн-V». На его днище видно шасси лунного модуля

Аполлон-12

Серия полётов на Луну по программе «Аполлон» завершилась в декабре 1972 года. К тому времени там побывали 12 астронавтов, причём некоторые не только ходили, но и ездили по Луне. Участники каждой экспедиции проводили на Луне всё больше времени. Вторую высадку осуществил экипаж «Аполлона-12» в ноябре 1969 года, прилунившийся в Океане Бурь неподалёку от того места, где в 1967 году совершил посадку «Сервейор-3». Астронавты Чарльз Конрад и Алан Бин привезли на Землю некоторые узлы этого зонда, и учёные получили возможность узнать, как вели себя различные материалы в условиях открытого космоса.

Аполлон-13

Полёт «Аполлона-13» во многом оправдал суеверия, связанные с «несчастливым числом». По пути на Луну в апреле 1970 года из-за дефекта в системе электропитания взорвался кислородный бак в двигательном отсеке. Осознав, что основной бак вскоре потеряет весь кислород и энергию, экипаж Джима Лоуэлла был вынужден перейти в лунный модуль «Аквериэс» (Водолей). В нём был достаточный запас воздуха для полёта, но на сей раз начались сбои в системе воздушных фильтров. Астронавтам пришлось заменять их несовместимыми фильтрами из командного модуля. Борясь за живучесть корабля, они сожгли слишком много топлива даже для того, чтобы просто развернуться и полететь обратно. Вместо этого им пришлось выполнить опасный манёвр - облететь вокруг Луны, а затем без помощи бортовых компьютеров включить маршевый двигатель лунного модуля, чтобы взять курс на Землю. И всё же, несмотря на все трудности, астронавты живыми и невредимыми вернулись домой, где их встречали, как национальных героев.

Аполлон-14

Старт «Аполлона-14». Экспедиция длилась 9 дней

В начале 1971 года после генеральной проверки всех систем стартовал «Аполлон-14», доставивший на Луну очередной экипаж астронавтов. В этой экспедиции был впервые применён модульный транспортёр оборудования - грузовая двухколёсная тележка.

Аполлон-15

Куда более смелые цели преследовала предпринятая в середине 1971 года экспедиция «Аполлона-15», оснащённая лунным вездеходом на электрических батареях, который позволял астронавтам совершать дальние поездки для сбора образцов лунных пород.

Аполлоны-16 и 17

Позднее таким же луноходом пользовались ещё две экспедиции - «Аполлон-16» (апрель 1972 года) и «Аполлон-17» (декабрь 1972 года).

Старт «Аполлона-17». Это был единственный ночной старт за всю лунную программу «Аполлон»

Поначалу программа «Аполлон» предусматривала ещё два полёта на Луну, но ослабление общественного интереса и урезание бюджета привело к её преждевременному закрытию.

Совместный полёт «Аполлон-18» и «Союз-19»

Последние полёты совершались уже по прикладной программе «Скайлэб». В 1973 году ракета «Сатурн-V» вывела на околоземную орбиту первую американскую космическую станцию, а в 1975 состоялся первый совместный полёт кораблей «Аполлон-18» и «Союз-19», стыковка которых на орбите стала символом политической разрядки.

Освоение космоса после завершения программы «Аполлон»

За годы, прошедшие после завершения программы «Аполлон», освоение космоса пошло другими путями, включая полёты кораблей многоразового использования, создание сложнейших роботов-зондов для изучения далёких планет и крупных орбитальных станций. От пилотируемых полётов к другим планетам пришлось отказаться из-за их непомерной дороговизны и бюджетных ограничений. И всё же когда-нибудь мы непременно вернёмся на Луну, чтобы на сей раз остаться там надолго. В 1992 году НАСА отправило на Луну первый за последние 20 лет зонд «Клементайн», оснащённый куда более сложной аппаратурой, чем «Аполлон». В ходе детального обследования спутника Земли он вёл и поиск полезных ископаемых, которые, по-видимому, станут главным коммерческим обоснованием возвращения человека на Луну. Этот же зонд уловил сигналы, свидетельствующие о наличии льда в укрытом вечной тенью кратере близ лунного южного полюса. А если на Луне есть вода, то её колонизация пойдёт гораздо легче.

Хотя «лунная гонка», как и все полёты по программе «Аполлон», были поставлены на службу политическим целям, они, тем не менее, остаются выдающимся достижением научно-технической мысли.

45 лет назад, 16 июля 1969 пилотируемый космический корабль «Аполлон-11» отправился в полет, в ходе которого жители Земли впервые в истории совершили посадку на поверхность другого небесного тела - Луны. 20 июля 1969 года астронавт Нил Армстронг стал первым человеком, когда-либо ступавшим на поверхность Луны. В тот момент он произнес свою знаменитую фразу: «Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».

1. Экипаж корабля «Аполлон-11»: астронавт Нил Армстронг (слева), который был командиром этой миссии, пилот лунного модуля Эдвин Базз Олдрин (справа) и Майкл Коллинз, который во время высадки Армстронга и Олдрина на Луну пилотировал командный модуль на орбите. 1 мая 1969 года. (Фото NASA | Handout | Reuters):

2. Ракету Saturn V с космическим кораблем «Аполлон-11» выкатывают на стартовую площадку в космическом центре имени Кеннеди перед стартом на Луну, 20 мая 1969 года. (Фото NASA):

3. Вид вблизи. (Фото NASA):

4. Экипаж «Аполлон-11» перед вылетом, 6 июля 1969. Нил Армстронг машет рукой. (Фото AP Photo | File):

5. Многие во всем мире наблюдали за стартом Аполлона. Это прохожие в Берлине, смотрят телевизор через витрину магазина, 16 июля 1969. (Фото AP Photo | Edwin Reichert):

7. Земля и облака. Снимок сделан с корабля «Аполлон-11». (Фото NASA):

8. Интерьер лунного модуля «Аполлон-11» и Эдвин Олдрин. (Фото NASA):

10. Выход на лунную орбиту. Уже видны лунные кратеры. (Фото NASA):

11. Земля за горизонтом Луны. (Фото NASA):

12. Спуск на поверхность Луны. (Фото NASA):

13. Лунный модуль «Орел». (Фото NASA):

14. После прилунения Армстронг передал Земле: «Хьюстон, говорит База Спокойствия. „Орёл“ сел». (Фото NASA):

15. Первый человек на Луне - астронавт Нил Армстронг, ступает на поверхность Луны 20 июля 1969 года. (Фото AP Photo):

16. Первое фото Нила Армстронга после спуска на Луну. (Фото NASA):

17. Лунные пейзажи. (Фото NASA):

18. Тем временем, некоторые исследователи называют высадку американцев на Луну самой большой мистификацией XX века. По их мнению, существует ряд неопровержимых доказательств того, что американские астронавты вообще не высаживались на поверхность естественного спутника Земли. В сети на эту тему можно найти массу материалов. (Фото NASA):

19. Возможно, что в силу определенных причин, американцы действительно занимались павильонными съемками. Некоторые фотографии действительно больше похожи на подделку, чем на реальные снимки, сделанные на Луне, но для этого могло быть ряд причин. Например, некоторые фото могли оказаться просто неудачными, ведь фотоаппараты в то время были без видоискателей. Или на Луне вышла из строя какая-то съемочная аппаратура. Вполне возможно, что часть фотографий пришлось дорисовать, а часть доснять в павильонах. Но сам факт, что они там были, сомнения не вызывает.

К 40-летию высадки человека на спутник Земли, американское космическое агентство запустило на орбиту Луны космический зонд. Впервые в истории он передал на Землю детальные снимки всех космических модулей, оставленного астронавтами оборудования и даже следов от протекторов вездеходов, на которых американские астронавты передвигались по Луне.

Спустя ровно год индийские астрофизики тоже запустили к Луне автоматический зонд, и он как и американский смог сделать детальные фотографии посадочных модулей и других следов, доказывающих, что полет человека на Луну все-таки был.

Космонавт А. А. Леонов: «Всерьез верить в то, что американцы не были на Луне, могут только абсолютно невежественные люди». (Фото NASA):

20. Базз Олдрин на Луне. (Фото NASA):

21. Базз Олдрин и лунный модуль. (Фото NASA):

22. Базз Олдрин на Луне. (Фото NASA):

23. Базз Олдрин на Луне. (Фото NASA):

24. Тень Армстронга и лунный модуль. (Фото NASA):

25. Лунный модуль «Орел». Выше видна наша Земля. (Фото NASA):

26. Возвращение домой. Лунный модуль оторвался от лунной поверхности. (Фото NASA):

27. Последний взгляд на Луну. (Фото NASA):

28. А вот и Земля. (Фото NASA):

29. Экипаж корабля «Аполлон-11» успешно вернулся на Землю и приводнился. (Фото AP Photo):

32. Также смотрите «Другая сторона Луны» и «Лунный мост в Пекине».