Все о тюнинге авто

Профессиональная мотивация студентов к обучению. Мотивация студентов к учебе влияет на их перспективы Мотивация студентов в процессе обучения в вузе

Психологи утверждают, что при обучении мотив в 2,5–3 раза важнее интеллекта. В теории мотивация – это побуждение человека к совершению осознанных или неосознанных действий, способность активно удовлетворять свои потребности, достигать поставленной цели. По факту – это упорство и целеустремлённость, без которых не может быть достигнута ни одна цель.

Как мотивировать ребёнка на учёбу, если он не хочет учиться, не выполняет домашние задания, на уроках часто отвлекается, его не беспокоит успеваемость? Когда класс и школа ассоциируется у него с психологическим дискомфортом, тревогами, скукой, никакие стимулы не помогут. Причин может быть несколько.

  1. Малыш просто не подготовлен к школе. Родители считают, что он развит не по годам, у него широкий кругозор. Однако первоклассник может быть психологически не готов подчиняться школьному распорядку, не может спокойно сидеть на уроке, слушать учителя. В таком случае, возможно, ему стоит ещё на год остаться в детском саду.
  2. Причиной плохой успеваемости могут послужить конфликты с учителем или товарищами по школе. Разберитесь в ситуации и постарайтесь изменить её. Если сделать это не получается, возможно, лучшим выходом окажется переход на домашнее обучение. Психологически оно намного комфортнее занятий в больших классах. Причиной отсутствия желания ходить в школу могут стать физические особенности. Нередко дети дразнят тех, кто выделяется из толпы. Переход в онлайн-школу поможет снять остроту проблемы хотя бы на период, пока малыш не подрастёт и не сформируется психологически.
  3. Бывает, что желание заниматься отбивают непомерные амбиции родителей. Одни ругают своих чад за то, что те приносят из школы четвёрки вместо пятерок. Тогда у ребёнка складывается заниженная самооценка, он считает себя неспособным учиться лучше. Пропадает эмоциональная связь с родителями. Другие записывают ребёнка в несколько кружков одновременно, не спрашивая, хочет ли он их посещать. В результате школьник не оправдывает надежд и учится гораздо хуже, чем мог бы, если бы ему не мешали завышенные требования со стороны семьи.

Индивидуальный подход

Дети воспринимают новую информацию по-разному: одни зрительно, другие на слух. В зависимости от этого одному ученику, чтобы усвоить урок, предпочтительнее прочитать учебник, а другому выслушать объяснения учителя и дома повторить задание вслух. У одних склонности к точным наукам, другие – ярко выраженные гуманитарии, третьим учиться скучно, потому что они всё схватывают на лету, а кому-то надо больше времени и усилий, чтобы понять новый материал.

Когда трудности накапливаются, учащийся просто теряет интерес, без которого даже самый гениальный педагог не сможет передать знания в должной мере. К сожалению, программа общеобразовательной школы рассчитана на среднестатистического ученика и не учитывает этих нюансов. Давайте подумаем, как можно ненавязчиво, без давления повысить мотивацию к учёбе.

1. Показываем пример

Вспомните свои школьные годы, поделитесь опытом. Что именно вас больше всего интересовало в том возрасте, в котором сейчас находится ваш сын или дочь? Расскажите, какие сложности вставали перед вами, как вы их преодолели. Школьнику необходимо почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях.

Оглянитесь на тех, кто находится рядом с вами. На примере людей, которые в жизни многого добились, объясните ребёнку в доступной форме, что успех и благополучие сами по себе не приходят. Для этого необходимо очень постараться, добиться таких же результатов можно только благодаря полученным знаниям.

2. Постановка цели

Вовремя и правильно поставленная цель стимулирует упорство и окрыляет, повышая самооценку. Разделите цели на перспективные (долгосрочные) и краткосрочные. Выделите в каждой категории самое привлекательное. Делайте эмоциональный акцент на промежуточных результатах, это поможет повысить желание заниматься, настроить на конечный результат.

3. Пофантазируйте на тему «космонавтов» и «балерин»

Постарайтесь как можно раньше заставить малыша задуматься о выборе профессии. Кем он хочет стать, когда вырастет? Это глобальная цель, двигаться к которой необходимо уже сейчас, получая знания, без которых он не сможет обойтись в дальнейшем. Пусть по мере взросления выбор профессии изменится, главное – понимание, что стыдно будущему космонавту не знать математики, а балерине и на сцене пригодятся знания физики.

4. Результат, который можно увидеть уже сейчас

В младших классах детям понятнее то, что будет через день, через неделю. Заинтересуйте ребёнка задачей на ближайшее время. Например, получить хорошую или отличную отметку по заданному материалу.

У каждой поставленной цели есть свой срок, что позволяет избежать неопределённости. Визуализация задачи облегчит выполнение, поэтому её лучше записать. Она может состоять из нескольких этапов. Соответственно, каждый этап записывается отдельным пунктом и для каждого устанавливается свой срок.

5. Про эффективность пряников

Эмоциональное, как и материальное, вознаграждение – движущий механизм, самый мощный побудитель к действию. Получение награды приводит к удовлетворению, пониманию, что всё сделанное было не зря. И чем больше труда затрачено, тем слаще успех. Так в сознании закрепляется мысль о положительном факторе результата тяжёлого труда. Положительные эмоции подстегнут к дальнейшей работе, и на следующую цель не жаль будет потратить больше сил и времени.

Метод пряника действует гораздо эффективнее, чем стимулирование кнутом. Систематические наказания, принуждение делать уроки дадут обратный результат. Особенно это касается малышей начальных классов. Психологи рекомендуют подобрать для ребёнка то, чему он, безусловно, обрадуется. Неплохо обговорить заранее, каков будет подарок. Не стоит поощрять его в процессе достижения результата. И разумеется, в случае провала о вознаграждении речи идти не должно.

Чем сложнее цель и чем больше усилий на неё затрачено, тем значительнее должно быть поощрение. Наметившийся прогресс, более высокие оценки в четверти – повод для поощрения. Что может послужить наградой – каждый решает сам.

Но не задаривайте ребёнка подарками по любому поводу. Процесс получения знаний и хорошие оценки потеряют свою значимость.

6. Увлечённость

Бесспорно, это одна из лучших мотиваций. Все школьные предметы одинаково любить невозможно. Но если некоторые из них (или даже один) заинтересуют школьника, то это существенно повысит эффективность процесса получения знаний по всем предметам. Увлечь учащихся помогают инновационные технологии, нестандартная подача учебного материала, тематические экскурсии. В младших классах практикуется игровая форма обучения.

Увлечённость предметом в значительной степени зависит от того, насколько доходчиво педагог объясняет изучаемый материал. Но и роль родителей тут далеко не последняя. Если вы вместе посещаете соответствующие возрасту ребёнка театральные спектакли, музеи, выставки, интерактивные площадки, такие мероприятия расширяют его кругозор.

Если подросшие дети считают, что определились со своей дальнейшей специализацией, то часто они начинают игнорировать непрофильные предметы. Важно объяснить, что это ошибка, которая в дальнейшем может привести к непредсказуемым результатам. Ведь каждый предмет школьной программы связан с реальной жизнью. Подберите примеры из повседневности, когда тот или иной материал, изучаемый в школе, будет иметь практическую значимость. Найдите увлекательные книги, необычный материал по изучаемому вопросу.

7. Самомотивация

Кто с детства привык ставить перед собой цели, тому и в дальнейшем проще будет овладевать новыми знаниями, ориентироваться в быстро меняющемся мире, делать карьеру, стать уважаемым и успешным. Вопрос особенно актуален для детей переходного возраста. У подростка может ослабеть желание учиться и понимание необходимости получения полноценного образования. Правильная и достаточная самомотивация:

  • повышает интерес к учебному процессу;
  • улучшает дисциплину;
  • облегчает понимание и усвоение нового материала;
  • повышает уровень оценок по всем предметам.

Не стоит ждать следующего понедельника, чтобы начать заниматься, искать отговорки, ссылаться на отсутствие желания, усталость, какие-либо другие причины. Надо сделать это прямо сейчас. Это может на время лишить комфорта, зато не будет повода для лени. Не стоит ждать, что проблема исчезнет в одночасье – со временем мозг адаптируется, усилий для самопринуждения потребуется всё меньше и меньше. Возможно, самая первая маленькая победа над собой станет предвестником дальнейшего взлета. Тем более что учеба в школе занимает не так уж и много времени.

Есть такое слово – «надо». Подчас оно лучше всяких уговоров и ухищрений со стороны родителей даёт толчок к началу выполнения уроков. Дети это отлично знают.

8. Организация рабочего места и распорядок дня

Правильная организация рабочего места играет не последнюю роль в обучении. Стол, за которым удобно сидеть, эргономичный стул, верно подобранное освещение, стеллаж или тумба для учебников, тетрадей, альбомов, яркие канцелярские принадлежности, обложки с красивыми картинками, любимое фото на стене. Внешний антураж влияет на желание учиться!

Во время занятий в онлайн-школе и в период приготовления домашнего задания постарайтесь, чтобы посторонние звуки не отвлекали от учёбы: прикройте окно, выключите телефон, максимально приглушите звук телевизора.

Не откладывайте задания на потом. Никто не знает, что случится дальше: отключат электричество, поднимется температура, зададут дополнительные уроки, появятся непредвиденные дела. Но и всё сразу делать не стоит. От переутомления понижается уровень концентрации внимания. Да и мотивация к учёбе от этого заметно страдает. Лучше всего равномерно распределить нагрузку, ставить перед школьником реально выполнимые цели, соответствующие его возможностям.

Заключение

У школьников изначально присутствует различная степень мотивации к обучению. Одни способны достаточно сильно мотивировать себя сами. Другим необходима помощь извне. Чем младше ребёнок, тем проще пробудить у него интерес к учёбе. Но и к уже подросшим детям можно найти подход.

Готовность трудиться, ставить всё новые и новые задачи всегда приводит к успеху. Ведь недаром в списке мотивации студентов Гарварда есть пункт: «Не попотеешь – не заработаешь».

Как найти нужную мотивацию для учебы? Для студентов учебная мотивация – очень важный фактор успеха и настоящего, и будущего. В то время как и прокрастинация – враг всех студентов.

Интересные лайфхаки для мотивации к учебе студенту можно найти на нашем телеграм-канале . Здесь мы расскажем, почему учебная мотивация так важна и что бывает, если ее нет.

Как повысить мотивацию к учебе

Мы можем сказать, что верим в себя и во что бы то ни стало добьёмся успеха. И это будет правдой.

Мотивация ключ к успеху

Мотивация – это побуждение к действию, психофизический процесс, задающий направленность поведения человека.

Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Первая нас не очень интересует. А вот поговорить о второй гораздо интереснее.

Правильная мотивация – твой бро

Итак, как мотивировать себя учиться?

  1. Нужно любить свое дело. Лучшая мотивация учиться это любовь и интерес к своей специальности. Насилие над собой – неблагодарная вещь, поэтому прислушивайтесь к себе. Если прирожденный художник будет учиться на бухгалтера, постоянно заставляя и «перешагивая через себя», то, возможно, он и станет неплохим специалистом. Но отсутствие мотивации к учебе, желания развития и удовольствия от своего дела человек не получит никакого.
  2. Верить в то, что все получится. Будьте уверены в себе. Как сказал гитарист известной группы Led Zeppelin Джимми Пейдж: « верить в себя совсем не обязательно, главное верить в то, что ты делаешь» .
  3. Не смотреть на других. В первую очередь старайтесь вырасти над самим собой. Постоянное сравнение себя и своих успехов с успехами других людей может породить такие черные чувства, как зависть и злоба. Или вы можете чрезмерно расслабиться и пренебречь делами. Ценная энергия, необходимая для плодотворной работы, улетучится. Как не потерять или даже вернуть мотивацию к учебе? Мы не говорим отказаться от борьбы и соперничества. Просто в первую очередь соревнуйтесь с самим собой. Михаил Барышников был уверен в следующем: « Я не пытаюсь танцевать лучше других. Я лишь пытаюсь танцевать лучше, чем я сам» .
  4. Не бояться трудностей. Вспомните, ради чего вы работаете, и принимайтесь за дело с новыми силами. Например, Мохаммед Али однажды сказал, что ненавидел рутинные и однообразные тренировки каждый день. Но именно осознание того, что без этих тренировок ему не стать чемпионом, и позволило ему не отлынивать, а в последствие «порхать как бабочка и жалить как пчела». Где найти лучшую мотивацию для учебы, как не в самой учебе?
  5. Работать и учиться в спокойной, «здоровой» обстановке. Изолируйте все раздражители: мобильный телефон, телевизор и прочие гаджеты. Если пропала мотивация к учебе, сконцентрируйтесь на конкретной задаче, не отвлекаясь на постороннее, и вы увидите положительный результат уже очень скоро. При правильном настрое дело пойдет на лад гораздо легче и быстрее.
  6. Почаще выходить из зоны комфорта и не бояться неудач. Ведь поражения – это бесценный опыт, который делает вас сильнее. Это, пожалуй, самое важное в том, как повысить мотивацию к учебе.

Прокрастинация – не твой бро

Злейший враг и антипод мотивации – прокрастинация.


Прокрастинация – склонность к постоянному откладыванию дел на потом. В том числе очень важных и срочных дел.

Приведем еще одну мотивирующую цитату Джорджа Бернарда Шоу.

Сделай так, чтобы получить то, что ты хочешь, иначе тебе придется любить то, что ты имеешь.

Напоследок, предлагаем посмотреть искрометное видео на тему « Мотивация» от Джорджа Карлина. Из него вы узнаете, что делать, если нет мотивации к учебе и где ее взять на весь учебный год.

Дорогие друзья, искренне желаем вам повысить мотивацию к учебе, а также верить в себя! Конечно, постоянный контроль и работа над собой требуют больших усилий. Иногда просто необходимо расслабиться, чтобы не « перегореть» . Если в такой момент вы не успели выполнить учебную работу, вспомните о нас и сервисе студенческой помощи . Zaochnik всегда готов поддержать вас и вашу репутацию в трудную минуту.

Старание в учебе у студента университета может объясняться его искренним интересом к предмету, большими амбициями, жаждой популярности у сокурсников или давлением со стороны родителей. Между тем, профессиональное будущее студента во многом зависит именно от того, какой мотив определяет его вовлеченность в учебу. Эти мотивы диагностировали в ходе исследования ученые НИУ ВШЭ - младший научный сотрудник Института образования Наталья Малошонок , аналитик этого института Татьяна Семенова и аналитик Центра внутреннего мониторинга Евгений Терентьев .

Наталья Малошонок , Татьяна Семенова и Евгений Терентьев применили комплексный подход, использовав в работе две взаимодополняющие теории учебной мотивации: иерархическую теорию самодетерминации и теорию достиженческих целевых ориентаций. Они были проверены на материале 37 интервью с учащимися двух университетов, классического и технического, которые пользуются популярностью в Приволжском федеральном округе. Студентов спрашивали о целях обучения и получения высоких оценок, планах на будущее, а также о практиках преподавания в их вузе.

Наиболее мотивированными можно считать тех студентов, у которых желание получать пятерки совпадает с подлинным интересом к предмету, ощущением самоценности учебы и стремлением использовать навыки, наработанные в университете, для профессионального и личностного роста. Результаты исследования приведены в статье «Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления» , опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» №3 за 2015 год.

Достижение мастерства как гарантия будущих успехов

Теория достиженческих целевых ориентаций, как следует из названия, сфокусирована на целеполагании – на том, зачем именно студенты учатся. Она наиболее операциональна в том, что касается изучения сверхзадач учебы. Их может быть две: цель мастерства (mastery goal ) и результативная цель (performance goal ). Студенты с установкой на мастерство сосредоточены на получении новых знаний, которые, по их собственному определению, нужны им для личностного и профессионального роста. «Главное – понять и осознать этот предмет, чтобы в дальнейшем он… пошел дальше, в другие предметы, – отмечает в интервью студентка второго курса. – Знания основ должны быть». Другой информант вторит: «Ты сразу учишься, сразу понимаешь, зачем ты это делаешь… Это намного выше тебя ставит, ты развиваешься сама, чтобы достичь вот этого большего».

Учащиеся, ориентированные на мастерство, в целом чаще упоминают о желании преуспеть в будущем – построить карьеру или повысить социальный статус благодаря профессии. Показательна оценка образования как социального лифта, высказанная респондентом: «Мне это с детства привили, говорили: «Учись – и будешь человеком»».

Любопытно, что, преследуя цели мастерства, студенты не обязательно концентрируются на профильных предметах. Если какая-то другая учебная дисциплина больше содействует личностному развитию, респонденты говорят о мастерстве прежде всего в связи с ней, уточнили авторы статьи.

Имитация компетентности ради самопрезентации и признания

Те, кто ориентирован на результат в виде пятерок как таковых (результативные цели), в первую очередь заняты самопрезентацией. Они стараются выгодно представить свои навыки, получить высокую оценку своих компетенций.

По сути, это достаточно поверхностное отношение к обучению. Если студенты, старающиеся достичь мастерства, добросовестно выполняют задания, видя в них вклад в собственное развитие, то их товарищи, ориентированные на результативные цели, ради получения пятерок готовы использовать какие угодно средства, в том числе зубрежку и списывание. «У меня есть цель получить хорошую отметку, и я любыми способами ее добьюсь», – признается студентка.

Результативные цели делятся на два типа: цель приближения и цель избегания. Первая более позитивна: студенты ищут возможности добиться успехов в учебе и в итоге лучше учатся и испытывают положительные эмоции от учебы. В этом плане цели мастерства и цели приближения сходны, однако во втором случае, по-видимому, чаще связанном с механическим заучиванием, студенты быстрее забывают полученные знания.

Учащиеся, имеющие цель приближения, больше ориентируются на требования преподавателей, чем на само обучение. Тут наблюдается некий конформизм: за время пребывания в вузе студенты приспосабливаются к преподавательским требованиям – учатся различать, какие задания нельзя не выполнить, а какими можно пренебречь. В этом случае нередко можно говорить лишь об имитации компетентности, а не о реальных знаниях. «Я понимаю обстановку сразу… – говорит респондент. – Будет, например, опрос, а я знаю, что у меня на планшете налоговый кодекс, я там все найду, и все будет классно».

Путь наименьшего сопротивления

Цель избегания предполагает, что учащиеся стараются уберечься от двоек, не попадать в ситуации, которые проявят их некомпетентность. Среди таких студентов многие учатся исключительно ради получения диплома о высшем образовании. Показательна реплика информанта: «Лишь бы отучиться». Такие студенты обычно полагают, что дипломные корочки важнее знаний как таковых, поясняют исследователи.

Наконец, ряд ученых выделяет в рамках теории достиженческих целевых ориентаций еще одну цель – «уклонение от работы»: такие студенты учатся спустя рукава и не боятся плохих оценок. Как правило, они совмещают учебу с работой, которую и считают приоритетом.

Пятерки ради честолюбия

Иерархическая теория самодетерминации дает дифференцированные объяснения внешних и внутренних причин, побуждающих студентов к хорошей учебе. Внутренняя мотивация означает вовлеченность в учебу в силу реального интереса к ней. «Внутренне мотивированный студент регулирует свою деятельность самостоятельно, а значит, он свободен при ее осуществлении», – поясняют авторы статьи. Внешняя мотивация означает, что студент включается в учебу из-за внешних регуляторов. Ими могут служить оценка за предмет, стремление получить похвалу, важность этой активности для карьерного роста и пр.

В зависимости от степени самостоятельности человека от внешних регуляторов и уровня их интернализации («присвоения»), выделяют четыре вида внешней мотивации: экстернальная (1), интроецированная (2), идентифицированная (3) и интегрированная (4).

В первом случае локус инициации активности находится вне студента: так, некоторые учащиеся стараются учиться ради более высокой стипендии или просто из желания избежать неодобрения.

Мотивация в этом случае может быть связана не с интересом к учебе, а, например, с желанием после ее окончания получить престижную работу. Так, один из респондентов красноречиво называет диплом «бумажкой», которая нужна лишь для того, чтобы он мог работать. Студенты с таким типом мотивации прилагают к учебе минимум сил, достаточных для получения хорошей оценки, отмечается в статье.

В ряде интервью респонденты замечали, что учатся хорошо просто из желания порадовать родителей. Другие проявляли честолюбие: «Может быть, я просто хочу быть лучше всех».

При интроецированной мотивации регуляция деятельности исходит от социальной среды с ее нормами, но этот внешний регулятор интернализуется человеком. «Хочу стать человеком в этой жизни», – воспроизводит студент установку о важности образования, внушенную ему с детства. В этом случае он будет испытывать перед «ближним кругом» чувство стыда из-за плохой учебы.

Красный диплом как эквивалент реальных знаний

При идентифицированной мотивации студент сам инициирует учебную активность, поскольку считает знания фундаментом для построения карьеры. Отличие этого вида мотивации от внутренней состоит в том, что учащийся относится к учебе исключительно прагматически, рассуждает в терминах пользы, поясняют исследователи. «По моей специальности очень много пригодится и для самой себя, – говорит студентка. – Как вести себя в конкретной ситуации и для работы в дальнейшем».

При интегрированной мотивации учеба встроена в ценностную систему человека. Студент хочет уверенно освоить свою специальность, поскольку она ему действительно интересна, и отличные оценки – свидетельство этого интереса. «Для меня было целью получить красный диплом. …Мне кажется, это связано, что, если человек хочет учиться на пятерки, то ему, наверное, интересно все-таки получать навыки…», – говорит информант. А в развитие мысли отмечает, что красный диплом – одна из гарантий безоблачного профессионального будущего.

Такая мотивация обычно порождает высокий градус переживаний, связанных с академическими успехами/неудачами, и студенты вкладывают максимум сил в учебу.

Преподаватели должны поддерживать мотивацию студентов

При внутренней мотивации студенты учатся с удовольствием. Одна из студенток, например, замечает: «Я поступала куда хотела, поэтому интерес превыше всего». Такие учащиеся часто стараются превзойти ожидания, сделать что-то сверх положенного.

Впрочем, тут многое зависит и от преподавателя, форматов обучения. Встречаются примеры, когда определенный педагог пробудил в респондентах интерес к обучению на отдельных предметах (ситуативный уровень мотивации), и этот интерес распространился на более общий – контекстуальный – уровень мотивации, то есть на высшее образование в целом.

Глубина мотивации определяет отношение к учебе

Выделение уровней мотивации тоже операционально. Так, помимо ситуативного и контекстуального уровней мотивации, есть еще и глобальный – на уровне общих установок человека. Эти уровни взаимосвязаны. Так, один из респондентов заявляет, что хорошо учится потому, что при недоработках его «мучает совесть». То есть глобальная мотивация (ответственность) переходит и на контекстуальный уровень – высшего образования, а также на ситуативный уровень – добросовестной подготовки к занятиям.

На практике стоит увязывать между собой разные подходы к диагностике учебной мотивации, резюмируют авторы статьи. «Целевой» подход лучше всего определяет сверхзадачи учебы, а «самодетерминация» классифицирует причины вовлеченности в учебный процесс. По сути, две системы координат комплементарны и позволяют разработать комплексный подход к анализу учебной мотивации, заключают Малошонок, Семенова и Терентьев.

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 19 человек(а).

Учить студентов не так уж просто. Мотивировать их еще труднее. В школе или колледже вам постоянно приходится иметь дело с детьми, которые в штыки принимают чужое влияние. В этом-то и заключается проблема, это неприятие – лишь логичный результат неправильного толкования роли учителя и студента. Существуют способы преодоления конфликта поколений, и вы можете достучаться до детей, а они могут вас услышать...

Шаги

    Поймите, почему так сложно мотивировать учеников. Проблема в том, что школьников и студентов окружают столько людей, ведущих себя как «учителя», и все они усердно пытаются стимулировать детей, заставить их думать, работать и сделать из них достойных членов общества. Из-за этого непомерного стимулирования и влияния дети стараются найти свою собственную дорогу. Признав это, они, как правило, начинают отвечать на постоянное внешнее давление следующим важным заявлением: «Я позволю влиять на меня, только если ты мне докажешь, что ты того стоишь» . Эта политика помогает им убедиться, что нужный человек влияет на них в нужное время, и это хорошо. Это становится проблемой, только когда их впечатляет человек, имеющий на них плохое влияние, или когда хороший человек не прикладывает усилий, чтобы произвести на них впечатление.

    Выделяйтесь. Прочитав предыдущий шаг, вы уже поняли, что вам нужно зарекомендовать себя перед учениками, чтобы они позволили вам влиять на них. Вы не можете это сделать, если сливаетесь с безликой толпой. Вам нужно выделиться, привлечь их внимание и удержать его.

    • Выражайте свое мнение. Имейте собственное мнение и высказывайте его в нужный момент. Не говорите слишком много и слишком категорично. Вы должны выглядеть информированным, умным человеком, который не боится высказывать свое мнение, а не высокомерным эгоцентристом.
    • Будьте увлечены вашим предметом. Горящие глаза, улыбка и с трудом сдерживаемый энтузиазм творят чудеса с учекиками. Даже если их не интересует ваш предмет, ваше поведение их «зацепит». Более того, поскольку вы выражаете свою безусловную любовь к предмету, они, скорее всего, воспримут вас как искреннего человека.
    • Будьте энергичны. Энтузиазм заразен. Детям гораздо сложнее заснуть в классе, если учитель активен и подвижен. Запаситесь энергией на то, чтобы пиарить как свой предмет, так и самого себя.
    • Нарушайте иногда правила. Делайте это с осторожностью, но это, как правило, помогает установить доверительные отношения. Возьмем пример студента, который систематически не делает домашнюю работу и который говорит вам, что снова не выполнил задание. Вы должны признать, что что-то здесь неправильно (даже если это всего лишь отношение студента) и помочь. Тактично дайте ему немного больше времени на выполнение домашнего задания и немного упростите тему. Да, это нарушение правил, но таким образом вы не даете подобной ситуации повториться. Убедитесь, что студент понимает, что вы не будете постоянно давать подобные поблажки в будущем.
    • Сделайте немного больше, чем от вас ожидается... хотя бы один раз. Делайте больше , чем ожидается от среднего учителя. Вернемся к предыдущему примеру, представим, что студент снова не сделал домашнее задание в срок. Оставьте его после занятий и проработайте с ним все задание . Помогите ему написать его, покажите, как проводить исследования, покажите работы других студентов. Это здорово, поскольку устраняет все проблемы: если проблема – в отношении студента, вы ликвидировали любые отговорки, а если студент действительно испытывал трудности с домашней работой, он теперь точно знает, что делать. Будьте внимательны, ответьте на все вопросы и убедитесь, что студент все понял. Обязательно скажите ему, что вы не будете снова работать с ним таким образом. Спросите его, понял ли он, и отпустите его, дождавшись положительного ответа.
    • Заботьтесь о своей внешности. Вы должны произвести хорошее впечатление, поэтому вам необходимо прекрасно выглядеть, когда вы заходите в класс. Попробуйте одеваться немного лучше или по-другому, чем обычные люди.
  1. С готовностью давайте информацию. Это кажется не столь уж важным, но большинство учителей этого не делает или делает неправильно. Держите студентов в курсе последних открытий и инноваций в вашей области. Например, если вы преподаете химию или физику, принесите научный журнал, чтобы ученики почитали его в классе, или еще лучше – сделайте для учеников краткое изложение статьи, покажите им иллюстрации к ней, задайте вопросы об основных понятиях и спросите, что означают определенные предложения. Скажите им, что если кто-то захочет прочитать всю статью после урока, у вас есть ее ксерокопии. Вы должны осознавать, что заинтересовать учеников в первую очередь должны вы сами, а не учебные материалы.

    Осмельтесь выйти за границы привычного. Поработайте с классом над необычным и интересным проектом. Например, поставьте спектакль на тему вашего предмета и исполните его перед детьми младшего возраста. Целый класс может написать книгу или создать газету. Самое главное – чтобы идея была оригинальной. Вы должны работать над проектом в учебное время и в здании школы (чтобы не пользоваться транспортом и чтобы избежать значительных вложений времени) и работать вместе с учениками над каждой стадией проекта.

    Будьте осторожны с сарказмом. На самом деле сарказм – весьма неплохой способ найти общий язык со студентами. У студентов создается впечатление, что вы не ищете их одобрения, знаете правила и обладаете хорошим чувством юмора. В то же время ваш сарказм должен быть хорошо выражен, применен в подходящий момент, и не забудьте улыбнуться или во время саркастического замечания, или сразу после. Это довольно важно. Студентам сарказм нравится, но ваш язык тела должен с ним сочетаться, иначе вы покажетесь колким и неприятным.

    Хвастайте, только не переборщите. Вы ведь пытаетесь убедить студентов, что вас стоит послушать, особенно если вы стараетесь мотивировать их изучать ваш предмет. Вам нужно показать свои таланты, показать, что вы не просто учитель, а действительно превосходный специалист в своей области. Это немного похоже на собеседование при приеме на работу. Будьте скромны, но не скрывайте свои таланты. Говорите с гордостью о своем опыте и достижениях. Если вы знаете известных людей, работающих в вашей области, пригласите их в класс. Постарайтесь не просить их давать речь, гораздо лучше устроить сессию вопросов-ответов.

    Будьте внимательны. Если студент кажется нездоровым или подавленным, выйдите с ним из класса и спросите, все ли с ним в порядке. Старайтесь слишком сильно на него не давить, не смотрите на него пристально, пока он не ответит. Если он говорит, что он в порядке, скажите: «Хорошо, просто мне показалось, что ты немножко приуныл за партой», закончите на этом разговор и вернитесь к работе. Студентам уже достаточен сам факт того, что вы обеспокоены.

    Спрашивайте мнение студентов. Отличается ли их мнение от вашего или совпадает с ним, спорьте с ними чуть-чуть, как вы сделали бы с друзьями в неформальной обстановке. Признавайте поражение время от времени. Даже если вы думаете, что правы, вы можете закончить диалог так: «Молодцы. Мы еще к этой теме вернемся.»

    Сделайте что-то значимое, оставьте след после себя. Если вы видите проблему или вопрос, которыми стоит заняться, поговорите об этом со студентами. Скажите студентам, что вы хотите сделать что-то по этому поводу и спросите их, что они об этом думают. Вместе справьтесь с проблемой, тогда вы вместе добьетесь положительных изменений.

    Проясните свои ожидания. Скажите ученикам, чего вы от них ожидаете, кем вы хотите, чтобы они стали, какой вклад хотите, чтобы они внесли в данную сферу и в мир в целом. Говорите страстно и пылко. Роковая ошибка, которую совершают многие учителя, это то, что они произносят такую речь в начале учебного года или курса . Обычно это контрпродуктивно. Если вы стоите перед новым классом и говорите ученикам о том, какие они все замечательные и что на занятиях они узнают, как изменить мир к лучшему, ученики вам не поверят и потеряют уважение. Они думают о том, откуда вы знаете, что они за люди, не приложив ни малейшего усилия, чтобы это выяснить? Как вы можете ожидать от них, что они изменят мир, если вы не рассказали им о мире? Как вы можете иметь одинаковые ожидания ко всем? И они правы. Для большинства учителей все ученики одинаковы, поэтому они спокойно произносят подобную речь. Для хорошего же учителя все ученики разные. Такой учитель не будет говорить даже «некоторые из вас» («Некоторые из вас станут юристами, некоторые – врачами...») Приберегите речь для одного из последних уроков в данном классе и сделайте речь личной. Например: «Рита найдет лекарство от рака, Костя задаст жару Биллу Гейтсу, Мария украсит мир, а Нина Косте задаст жару...» Добавьте юмора и покажите ученикам, что вы узнали что-то о каждом из них. Это ваши ожидания от данных детей; как вы проявили себя с ними, они проявили себя с вами.

  2. Если вы обычно говорите медленно, попробуйте говорить быстрее.
  3. Не подвергайте риску установившиеся отношения учитель-студент. Не позиционируйте себя «как друг, а не учитель». Уважайте границу в отношениях. Вы – учитель, просто очень хороший и не как все.
  4. Не придирайтесь к каждому крошечному проступку. Ваши ученики должны чувствовать, что на первом месте стоит их образование, а не ваш авторитет.
  5. Не позволяйте себе позицию «я – обычный человек». Если у вас плохой день, если вы расстроены или рассержены, не показывайте этого . Вам нужно в этом отношении быть супергероем. Не делитесь с учениками своими проблемами, не показывайте свои слабости (если это только не какая-нибудь мелочь вроде неспособности проветси прямую линию). Если студенты подходят к вам со своими проблемами, отнеситесь с сочувствием и пониманием.
  6. Не улыбайтесь слишком часто, это покажется искуственным.
  7. Предупреждения

  • Вы не можете вдохновить абсолютно всех. Будьте к этому готовы. Как преподаватель, вы должны дать студентам понять, что хотите мотивировать их стать достойными и продуктивными членами общества.

Учиться прилежно — это большой плюс как для саморазвития, так и для аттестата или диплома. Но бывают моменты, когда наступает ступор и нет ни малейшего желания учиться и вообще что-либо делать. Что делать в такой ситуации? расскажет, как мотивировать себя к учёбе.

У преуспевающих людей есть мотивация. Безупречно справляется с учёбой и работой тот, кто хочет получить знания и понимает, для чего всё это делает

Ни одно действие не происходит без мотива — внешнего или внутреннего. Если тебя в дороге застал дождь, ты торопишься домой. Преподаватель даёт контрольную работу, мотивируя учащихся получить за неё более высокий балл. В таком случае речь идёт о внешней мотивации . Ты волен следовать ей либо игнорировать.

Внутренняя мотивация связана с личными интересами и желаниями. Например, ты учишь биологию не потому, что тебя попросил преподаватель. Т ебе нравится этот предмет , и ты готов в свободное время самостоятельно его изучать. Из наших примеров следует, что мотивация — это все внутренние и внешние факторы, которые влияют на поведение человека.

Психологи выделяют два главных вида мотивации :

— направленная на достижение успеха. Цель — добиться чего-то положительного. Например: «Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на «отлично».

— направленная на избегание неудачи. Цель — уйти от неприятностей. Скажем: «Готовлюсь к экзамену, чтобы не получить двойку».

Чувствуешь разницу?


Какая мотивация лучше?

Желание достичь успеха полезнее для нас, чем установка избегать неудачи. Ведь когда мы думаем о том, как бы избежать чего-то неприятного, то волей-неволей представляем свою неудачу. А негативные эмоции съедают энергию, которую можно было бы потратить на достижение цели. Такая же схема работает в нашу пользу, если мы делаем установку на успех. Положительные эмоции позволяют быть продуктивнее.

Есть такое понятие, как «подножка самому себе». Некоторые люди склонны сами создавать препятствия на пути к успеху. Человек делает нелепые вещи и списывает неудачу на них. Например: «Я не сдал экзамен, потому что поссорился с преподавателем» или «Я не смог подготовиться к экзамену, потому что вчера весь вечер был в клубе». Это куда меньший удар по самолюбию, чем откровенное признание самому себе: «Я не сдал экзамен, потому что оказался недостаточно способным и трудолюбивым».

Откуда берётся мотивация?

Мотивы напрямую связаны с потребностями человека, которые имеют определённую очерёдность. Это хорошо иллюстрирует «пирамида Маслоу», названная в честь её создателя-психолога.


На нижнем уровне располагаются физиологические потребности, на верши­не — самореализация

Пока не удовлетворены потребности низшего уровня, сложно перейти на следующий. Какой изголодавшийся человек предпочтёт чтение книги вкусному обеду? Или будет предаваться рассуждениям о смысле жизни, не имея тёплого и безопасного жилища? Саморазвитие и удовлетворение познавательных потребностей — это своего рода «психологическая роскошь». И, кстати, чем выше уровень потребностей, побуждающих человека трудиться, тем продуктивнее идёт его работа.

В чём опасность слабой и чрезмерной мотивации?

Если мотивация слишком слабая, человек работает спустя рукава и, как следствие, успеха не достигает. А если мотивация чрезмерная, усилия уже не столько прилагаются к работе, сколько тратятся на переживания из-за неё. Многое зависит и от того, насколько знакома человеку деятельность. Для каждой есть свой оптимальный уровень акти­вации: для простой деятельности он довольно высокий, для сложной — пониже.

Допустим, чтобы подготовиться к устному ответу по физике, нужно выучить формулы и понять суть физических процессов. Если ты считаешь выполнение задания важным для себя и воспринимаешь его как источник стресса, твоя подготовка пойдет более продуктивно, чем при равнодушном отношении. Простая зубрёжка в сочетании с высокой мотивацией только навредит.

Однако этот закон не распространяется на мотивацию, направленную на желание научиться чему-то новому. Невозможно быть «слишком жад­ным до знаний». Чем ненасытнее подобная «жадность», тем эффективнее осваивается новая информация.

Другое дело, если человек настолько увлечён приобретением знаний, что у него не хватает времени и сил на их использование, это к профессиональному успеху вряд ли его приведёт. Нет такой профессии, как «ходячий справочник», да и не нужна она в эпоху информационных технологий.

Как научиться мотивировать себя ?

Чтобы найти мотивацию, нужно понимать себя и управлять эмоциями. и фокусироваться на актуальных задачах.


Главный убийца мотивации — неуверенность в себе. Иногда начинаешь придумывать объяснения, почему ты чего-то до сих пор не добился. Отдай должное тому, что ты уже достиг. Напиши список своих сильных сторон, прошлых и настоящих достижений. Когда ты искренне веришь в то, что заслуживаешь успеха, твой ум будет создавать пути для его достижения.

Второй убийца мотивации — неумение концентрировать внимание . Вспомни, как часто ты фокусируешься на том, что тебе в действительности не нужно, вместо того, чтобы сосредоточиться на конкретной цели. Вполне нормальными, например, являются мысли, . «Я боюсь, что я никуда не поступлю». «Я боюсь, что люди буду считать меня глупым». Страх питает сам себя и крадёт у нас мотивацию. Если у тебя есть страх не поступить в вуз, лучше создай .


Последний кусочек в мотивационной мозаике — . Если мы отчётливо не видим следующий шаг, то начинаем откладывать действия на потом. Сделай список всех своих действий. Первое должно быть несложным и легко выполнимым, а каждое последующее труднее. Решая лёгкие задачи, создаёшь позитивное настроение, отчего появляется желание дойти до конца.

Например, у тебя есть главная задача — поступить в вуз (ты пока не знаешь, на какую специальность и куда). Список твоих действий может выглядеть так:

    Продумать, благодаря каким школьным предметам можно вытянуть аттестат на максимально возможный для тебя балл. И да, не лениться, работать на аттестат.

    Записаться на по нужным тебе предметам, чтобы посмотреть свой начальный уровень подготовки.

    Во время подготовки к ЦТ изучить , чтобы иметь представление по проходным баллам и плану приёма на интересующую тебя специальность.