Все о тюнинге авто

Правильное расставление запятых. Проверка пунктуации текста онлайн. А что напоминать? Я со школы помню, что перед «что» всегда ставится запятая

77. Принципы русской пунктуации, функции и виды знаков препинания.

Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе, почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя предложения.

Хотя в русском языке много правил обязательной постановки знаков препинания, русская пунктуация обладает большой гибкостью: существуют различные пунктуационные варианты, которые связаны не только со смыслом, но и со стилистическими особенностями текста.

Функции знаков препинания.

Знаки препинании указывают на смысловое членение текста, они также помогают выявить синтаксическое строение текста и его ритмомелодики.

Виды знаков препинания:

  • знаки выделения (их функции - обозначение границ синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое выделение частей предложения, конструкций, содержащих обращение или отношение говорящего к своему высказыванию): две запятые и два тире (единые парные знак), скобки, кавычки;
  • знаки отделения (их функции - обозначение границ между отдельными независимыми предложениями, между однородными членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске):точка, вопросительный и восклицательные знаки, запятая,точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие;
  • особым знаком препинания является красная строка (обозначает начало нового поворота в повествовании).

Знаки препинания бывают одиночными и парными. Парные знаки препинания обозначают, что постановка первого знака препинания требует постанову второго. К ним относятся две запятые и два тире (как единые знаки), скобки и кавычки.

78. Знаки препинания в конце предложения.

  • точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях (Они отправились на прогулку в лес.);

Примечание: если в конце предложения есть точка, обозначающая сокращенное слово, то вторая точка, обозначающая конец предложения, не ставится: В магазине вы можете купить ручки, тетради, карандаши и т.д.

  • вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения (Отчего люди не летают?);
  • восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (Как хорошо жить на свете!);
  • многоточие ставится как в конце предложения при незавершённости высказывания (Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали.);

Примечание: также многоточие может ставиться в середине предложения при перерыве речи. (Не хочу я... вот так.)

79. Тире между членами предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится:

  • при нулевой связке (т.е. при отсутствии глагола-связки), при этом подлежащие и сказуемое выражены именем существительным или количественным числительным в именительном падеже, инфинитивом. (Моя мама - учитель.)
  • если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит, это значит (Защищать Родину - это наш долг.)

2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:

  • если в роли связки используются сравнительные союзы как, будто, словно, точно, вроде как и др. (Этот дом как глыба.),
  • если подлежащее выражено личным местоимением (тире в данном случае рассматривается как авторское) (Она балерина.),
  • если перед сказуемым стоит отрицательная частица не (Бедность не порок.),
  • если перед сказуемым стоит второстепенный член предложения, с ним не согласованный (Платон мне друг, но истина дороже.),
  • если между главными членами предложения стоит вводное слово, наречие или частица (Иван тоже студент. Его отец, по-видимому, инженер.),
  • в предложениях разговорного стиля (Его брат студент.).

Тире в неполном предложении.

  1. Тире в неполном предложении ставится, если пропущено сказуемое (чаще всего) или какой-нибудь другой член предложения, но его можно легко восстановить из контекста или из ситуации (Она пошла домой, он - в кино),
  2. Если для предложения отсутствие сказуемого - норма, то тогда тире не ставится (сказуемое подразумевается и легко угадывается из содержания самого предложения): Снова в час ночной тучи над землвй.

Интонационное тире.

1. Интонационное тире ставится в месте распадения предложения на словесные группы, для того чтобы подчеркнуть смысловые отношения между членами предложения и помочь читателю правильно связать слова по смыслу (Детям - объяснить надо.)

Соединительное тире.

1. Тире ставится:

  • между словами для обозначения некоего пространства (поезд Николаев - Москва), количества (купить два-три килограмма конфет) или отрезка времени (Революция 1905-1907 годов), если заменяет по смыслу конструкцию «от...до»,
  • между именами собственными, совокупность которых является каким-нибудь названием (учения, научного учреждения и т.д.): закон Бойля-Мариотта, матч «ЦСКА - Локомотив».

80. Знаки препинания при однородных членах.

1. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая (Мне подарили конфеты, шары, игрушки.);

Примечание. Если однородные члены предложения распространены и внутри них есть запятые, то они могут разделяться точкой с запятой (Я погулял но скверам, паркам; зашел в гости к Катерине, Петру, Матвею; позвонил Анне, Андрею, Инне.).

2. Однородные члены предложения, соединённые, неповторяющимися союзами:

  • если однородные члены предложения соединены неповторяющимися противительными союзами, то между ними ставится запятая (Это сделал не я, а он.),
  • если однородные члены предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, то запятая между ними не ставится (В класс зашли Марина и Ольга. Это написал Пушкин или Лермонтов?);
  • Не ставится запятая перед союзом да и (Возьму да и уеду.) и перед союзом и, если после него следует указательное местоимение тот, та, то, те (Ребенок и тот справится с этим заданием.);

3. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимися союзами:

  • запятая ставится перед повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, ли...ли, либо...либо, то...то и т.д. (В этом магазине можно купить и тетради, и ручки, и книги.),

Примечание. Запятая при однородных членах предложения, соединённых повторяющимися союзами, ставится после каждого однородного члена (На концерт пришли учителя, и ученики, и их родители.).

  • если однородные члены тесно связаны по смыслу, то между ними запятая не ставится (Были и лето и осень дождливы.),
  • запятая также не ставится, если однородные члены предложения входят в состав цельных выражений (ни себе ни людям, ни то ни се).

4. Сочинительный союз и может соединять однородные члены предложения попарно, и тогда пары отделяются друг от друга запятыми, а внутри пар запятая не ставится (Ученики в классе были 55 умные и глупые, отличники и двоечники),

5. Перед второй частью двойного союза ставится запятая (Мне столько же лет, сколько и тебе); двойные союзы - это как...так и, не так...как, не столько...сколько, не только...но и, хотя и...но, если не...то, столько же...сколько, насколько...настолько.

Основные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения:

[о, о, о, о] [о и о] [о, а о] [о, о, о и о] [и о, и о, и о] [о, и о, и о] [о и о, о и о] [как о, так и о]

Обобщающие слова при однородных членах предложения (основные случаи постановки знаков препинания).

1. [О: о, о, о] На собрание явились все: учителя и ученики.

[О, вв. сл.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.

2. [о, о, о - О] Дети, старики, женщины - все смешалось в живом потоке.

[о, о, о-вв. сл., О] Дети, старики, женщины - словом, все смешалось в живом потоке

3. [О: о, о, о -...] И все это: и река, и прутья вербы, и этот мальчишка - напоминало мне далекие дни детства.

81. Знаки препинания при повторяющихся словах.

  1. Если а предложении повторяется одно и то же слово для передачи длительности или интенсивности действия, то ставится запятая (Еду, еду я по полю домой.),
  2. Если повторяющиеся слова представляют собой лексическое образование, которые являются как бы одним сложным словом, то они пишутся через дефис (Далеко-далеко за морем.),
  3. Запятая не ставится, если
  • повторяются сказуемые, а между ними стоит частица так (Ехать так ехать.),
  • повторяется одно и то же слово (возможно в разных формах) и второе слово употребляется с отрицательной частицей не (Увидел куст не куст, дерево не дерево).

82. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения.

Определения.

а) Обособляются:

  • распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова (Я увидел старушку, несущую большую сумку, и решил ей помочь.);
  • два или больше одиночные определения, стоящие после определяемого слова (Пришла весна, солнечная, яркая.);
  • одиночное определение, стоящее после определяемого слова, если оно имеет дополнительное обстоятельственное значение (чаще причинное или уступки) (Мама, уставшая, села в кресло.);
  • распространённые или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым словом, если они имеют дополнительное обстоятельственное значение (Едва живые, они добрались до города.);
  • распространенное или одиночное определение, если оно оторвано от определяемого слова другими членами предложения (Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы.);
  • определение, если определяемое слово является личным местоимением (Она, раскрасневшаяся, выбежала во двор.)
  • несогласованные определения, для того чтобы оторвать их от соседнего члена предложения или если нужно подчеркнуть передаваемое ими значения (Мальчики, в черных костюмах, с букетами цветов, шли поздравлять своих учителей в 8 Марта.).

б) Не обособляются:

  • распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами и не имеет значений, стоящие перед определяемым словом (Вошедший в класс мальник - наш новый ученик.);
  • распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, зависящие от неопределенного местоимения и стоящие за ним (Я увидел нечто похожее на сарай.).

Приложения.

Обособляются:

а) запятыми

  • распространенные приложения, выраженные существительным с зависимыми словами, которые стоят после определяемого слова (реже - перед) (Старуха, Гришкина мать, умерла, но старики, отец и тесть, были еще живы.);
  • приложения, зависящие от личных местоимений (Я, Иванов Иван Иванович, заявляю...);
  • одиночные приложения, которые относятся к нарицательному существительному с пояснительными словами (Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова, старичок.);
  • приложения, зависящие от имен собственных, если они стоят после определяемого слова (Вчера Иван Петрович, директор школы, собрал нас в актовом зале.);
  • приложения, выраженные именем собственным, если перед ними без изменения смысла можно поставить а именно, то есть (Следующий по списку, Силин, оказался рослым ц широкоплечим мужчиной.);
  • приложения, которые присоединяются союзом как или словами по имени, по фамилии и т.д. и которые имеют дополнительное обстоятельственное значение (Как честный человек, он теперь должен на нее жениться.);
  • приложения, перед которыми можно поставить слова а именно (Он сломал дерево -дуб.); - распространённые приложения, стоящие в конце предложения (Высоко в небе сияло солнце - очень чистое и жаркое солнце киевского лета.);
  • приложения, относящиеся только к одному из однородных членов (Я познакомился с моей двоюродной сестрой, Мишей - ев женихом, Павлом и Оксаной.).

Дополнения.

Дополнения могут обособляться и не обособпяться в зависимости от смысловой нагрузки, которую вложил в предложение автор.

Обычно обособляются обороты, условно называемые дополнениями, которые выражены существительными с предлогами кроме, за исключением, вместо, ломимо, исключая и т.д. и которые имеют ограничительное или расширительное значение (Рассказ мне очень понравился, за исключением некоторых деталей.). Обстоятельства.

а) Обособляются:

  • распространенные обстоятельства, выраженные причастными оборотами, и одиночными обстоятельствами, выраженные деепричастиями (Войдя в комнату, он поздоровался со всеми присутствующими. Очнувшись, я долго не мог понять, где я нахожусь.);
  • обособляются обстоятельства, выраженные наречиями или существительными, если они поясняют или уточняют другие обстоятельства (места и времени); обычно структура такова: до? (обстоятельство, являющееся главным) где именно? (зависящее обстоятельство); Когда? (обстоятельство, являющееся главным) когда именно? (зависящее обстоятельство): В комнате, в углу, стоит шкаф. Позже, лет через десять, ты пожалеешь о своих словах.
  • обстоятельства, вводимые словами помимо, несмотря на, как-то, не считая, вопреки и т.д., которые уточняют или ограничивают смысл определяемых слов (обязательным является обособление только конструкции, начинающейся с не смотря на): Не смотря на мороз, они поехали в лес.
  • устойчивые выражения, выраженные причастным оборотом, которые выступают в роли вводных выражений (По совести говоря, мне это не нравится.)

б) Не обособляются:

  • одиночные деепричастия, которые не обозначают добавочного действия и близки к наречиям (Сестра не спеша раскрыла свою сумку.);
  • обстоятельства, выраженные деепричастиями с зависимыми словами, если они представляют собой устойчивое сочетание (Они работали засучив рукава.)

83. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Обособляются:

  • слова, уточняющие содержание предложения, но не связанные с предыдущим выражением какими-нибудь специальными словами (перед уточняющим выражением можно поставить слова а именно без изменения смысла): Пять домов, два на главной улице и три в переулке, сданы в пользование.

Примечание. Иногда вместо запятой ставится тире.

  • чаще всего уточняющими членами предложения являются обстоятельства места и времени, а также определения (Он пошел направо, по дороге. Это большая работа, в пятьсот страниц.)
  • присоединительные словосочетания, вводимые словами даже, особенно, в том числе и др., которые вносят дополнительные замечания и разъяснения (Он написал большое сочинение, и притом хорошее.)

84. Знаки препинания при сравнительных оборотах.

1. Сравнительные обороты, начинающиеся со слов словно, будто, нежели, точно и т.д. выделяются запятыми (Кино мне нравится больше, чем/нежели театр.)

2. Обороты с союзом как выделяются запятыми:

  • если они обозначают уподобление и не содержат никаких дополнительных оттенков значения (Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.).
  • если перед оборотом есть указательные слова так, такой, тот, столь (Черты лица у него были те же, как и у сестры.),
  • если оборот вводится в предложение сочетанием как и (Я бывал в Лондоне, как и в других европейских городах.),
  • если это сочетание типа не кто иной, как и не что иное, как (Впереди возвышалось не что иное, как высокий дворец.)

3. Обороты с союзом как не выделяются запятыми:

  • если в обороте на первом плане обстоятельственное значение (Перстенек как жар горит.- можно заменить сочетанием горит жаром),
  • если на первом плане значение приравнивания или отождествления (Я вам это говорю как врач.),
  • если оборот входит в состав сложного сказуемого или тесно связан с ним по смыслу (Работа как работа.),
  • если оборот является устойчивым выражением (Все шло как по маслу.),
  • если перед оборотом стоит отрицательная частица не (Поступил не как патриот.).

85. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях

Вводные слова и словосочетания.

Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми (Вы, по-видимому, не разделяете наши взгляды.),

  • если вводное словосочетание образует неполную конструкцию, т.е. пропущено какое-либо слово, которое можно восстановить из контекста, то вместо запятой ставится тире (С одной стороны, она не умевгготовить, с другой - она хочет этому научиться.).
  • знаки препинания при однородных членах предложения с обобщаемым словом при наличии вводного слова или словосочетания:

[О, вв. ел.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.

[о, о, о - вв. ел., О] Дети, старики, женщины - словом, все смешалось в живом потоке.

некоторые слова могут быть как вводными и выделяться запятыми, так и членами предложения:

является вводным словом

не является вводным словом

наконец - указывает связь мыслей, порядок изложения
- дает оценку факту с т. зр. говорящего (Да входите же, наконец!)
- равно по значению с после всего, напоследок, в результате всего
в конце концов - та же функция, что и у "наконец" (Да замолчите же, в конце концов!) - (Мы шли, шли и наконец пришли.) - та же функция, что и у "наконец". (Они долго спорили и в конце концов приняли решение, которое устраивало всех.)
однако - стоит в середине или в конце предложения (Посмотрите, однако, как он заговорил!) - стоит в начале предложения или между однородными членами предложения и является противительным союзом (Я не хотел с ней больше видеться, однако пришлось.)
Исключение: в предложениях типа: «Однако, холодная нынче весна!» слово «однако» стоит в начале предложения, на выступает в роли междометия и выделяется запятой
конечно - обычно выступает в роли водного слова (Конечно, я вам помогу.) - может выступать в роли частицы
(Я конечно б сходил туда...)
значит - если равно по значению словам следовательно, стало быть
(Я не видел ев сегодня в школe, значит, она действительно заболела.)
- если в предложении играет роль сказуемого (по значению приближено в слову означает)
(Она значит для меня слишком много, чтобы обмануть ее.)
вообще - если равно по значению сочетанию вообще говоря
(Вообще, это очень интересно)
- в других значениях
(Он вообще запрещал выходить на улицу после двенадцати)
главным образом - если равно по значению сочетанию самое главное
(Чтобы подготовиться к занятию, необходимо прочитать теорию и, главным образом, выполнить задания.)
- если равно по значению словам преимущественно, в основном, больше всего
(Он выжил главным образом благодаря своим друзьям.)
во всяком случае - если имеет ограничительно-оценочное значение
(Я, во всяком случае, этого не говорил.)
- если имеет значение при любых обстоятельствах
([Во всяком случае он никогда не оставит прежнего своего питомца.)
в свою
очередь
- если употребляется в переносном значении. (Различаются такие второстепенные члены, как определение, дополнение и обстоятельство, в группе последних, в свою очередь, обстоятельством места). - если употреблено в значении, близком к прямому
(«А ты?» - спросил я у Лены в свою очередь.)
  • если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного распространенного члена предложения, то оно от него запятой не отделяется, а если оно в середине, то оно вьщеляется запятыми (Молодой человек, по-видимому недавно окончивший институт, делал при ответах много ошибок. Молодой человек, недавно, по-видимому, окончивший институт, делал при ответах много ошибок.)
  • если вводное слово можно опустить или переставить, тогда оно отделяется запятой от предшествующего сочинительного союза; если же такое невозможно, то запятая ставится только после вводного слова, а на границе между союзом и вводным словом на ставится (Во-первых, он очень занят и, во-вторых, он не хочет тебя видеть. Несчастье его нисколько не изменило, а напротив, сделало еще сильнее.)
  • вводные предложения выделяются: запятыми, если они небольшие по объему (Вот у меня, вы знаете, все всегда получалось.) или если они вводятся при помощи союзов как, сколько, если (Сегодня, как сообщают газеты, в центре Москвы состоится митинг.);
  • тире, если они распространены (Они - я это сразу заметил - хотели поскорей от меня отделаться.);
  • скобками выделяются вставные конструкции (в отличие от вводных предложений они не выражают отношение говорящего к сказанному, а содержат какие-то попутные или добавочные замечания): Однажды вечером (это было осенью 1912 года)...

86. Знаки препинания при обращениях.

  • обращения отделяются от других членов предложения запятыми (Алеша, подойди ко мне, пожалуйста.),
  • иногда после обращения, стоящего в начале предложения, ставится восклицательный знак (Кирилл! Ну что ты там так долго?),
  • частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него запятой (О Москва, ты такая красивая!),
  • между повторяющимися обращениями, соединенными союзом а ставится запятая, а после самого союза -не ставится (Пал, а пал, купи мне эту игрушку.),
  • если два обращения соединены неповторяющимся соединительным союзом, то между ними запятая не ставится (Здравствуй, солнце да утро веселое).

87. Знаки препинания при междометиях, утвердительных и отрицательных словах.

  • междометия от членов предложения отделяются запятыми (Жизнь, увы, не вечный дар.),
  • если междометие произносится с восклицательной интонацией, то вместо запятой ставится восклицательный знак (Ура! Наши побеждают в матче)),
  • частицы о, ну, ах, ох, которые употребляются для усиления смыслового оттенка, запятыми не выделяются (О да, вы совершенно правы. Ах вот ты какой! Ну нет, это уж слишком.),
  • слово да (выражает утверждение) и слово нет (выражает отрицание) отделяются от предложения запятой или восклицательным знаком (Да, это именно то, что я хочу сказать. Нет, вы заблуждаетесь.)

88. Знаки препинания в сложных предложениях.

  1. Между простыми предложениями в составе Сложноподчинённого ставится запятая, не зависимо от тога, каким союзом оуи соединены: соединительным, противительным, разделительным, присоединительным или пояснительным (Небо нахмурилось, и вскоре разразилась гроза. Он уже все забыл, а она никак не могла его простить. То ли это солнце светит очень ярко, то ли у меня зрение стало совсем плохим.).
  2. Если явления, о которых говорится в частях (сложносочиненного предложения, быстро следуют друг за другом или противопоставлены друг другу, то ставится тире (Выстрелила ракета - и все кругом загрохотало.).
  3. Запятая не ставится:
  • если части сложносочинённого предложения имеют общий член предложения или общее придаточное предложение и если они соединены соединительными союзами и, да (в значении и) или разделительными союзами или, либо, то между ними запятая не ставится (По улицам мчались автомобили и гремели трамваи. Когда начался дождь, игра прекратилась и все пошли дамой.).
  • между назывными предложениями, соединенными соединительными союзами и, да (в значении и) или разделительными союзами или, либо (Прогулка по парку и катание на велосипеде.),
  • между вопросительными предложениями, соединенными соединительными союзами и, да (в значении и) или разделительными союзами или, либо (Когда мы выезжаем и во сколько отходит поезд?)
  • Два безличных предложения я составе сложносочиненного предложения разделяются запятой (Стемнело, и стало прохладно.), НО если сказуемые однородны по значению, то запятая не ставится (Надо вымыть пол и затем следует вытереть его насухо.)
  • Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

    1. Если придаточное предложение стоит перед или после главного, то оно отделяется запятой (Когда я пришел домой, все уже спали. Слава тех не умирает, кто за отечество умрет.). Если придаточное предложения стоит в середине главного, то оно выделяется запятыми с двух сторон (Вечером, когда работать уже не было сил, я ходил на набережную.).
    2. Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов потому что, оттого что, к тех пор как, для того чтобы, несмотря на то что и т.д., то запятая ставится только один раз либо перед всем сложным союзом, либо перед его второй частью (Я не пришёл, потому что у меня было много дел. Я пришвл для того, чтобы выразить вам своб соболезнование.)
    3. Если придаточные предложения зависят от одного и тою же члена главного предложения, то правила постановки знаков препинания между ними такие же, как при однородных членах предложения:
    4. , (),().
      , () и ().
      [ , (), а ().
      , (), () и ().
      , и (), и (), и (). (после главного предложения перед первым придаточным запятая не ставится)
      , (), и (), и ().
      , () и (), () и ().
      Он сказал, что погода улучшиться и (что) мы поедем на пикник.
      Славик держится одинаково ровно и когда сердится, и когда очень доволен.
    5. При стыке двух подчинительных союзов или подчинительного и сочинительного союзов запятая между ними ставится только если опущение придаточного предложения не потребует полной перестройки предложения (Маша сказала, что, когда придет в следующий раз, при- ведет своего жениха.); если же вторая часть придаточного предложения начинается со слов то, как, но, то запятая не ставится (Маша сказала, что когда придёт в следующий раз, то приведёт своего жениха.)
    6. Иногда при интонационном подчеркивании перед придаточными изъяснительными и условными с союзом ли ставится не запятая, а тире (Мне прислали какие-то книги, но какие - не знаю пока.)

    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

    Между частями бессоюзного сложного предложения может ставится:

    • запятая, если части независимы друг от друга, но объединены по смыслу (Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.),
    • точка с запятой, если внутри одной или обеих частей есть запятые или если предложения отдалены дуг от друга по смыслу (предложение распадается на две смысловые части): Герасим схватил Муму. стиснул её в своих объятьях; она в одно мгновение облизала ему нос, глаза, усы и бороду.
    • двоеточие, если
      1. второе предложение объясняет причину или повествует о следствиях того, о чём говорится в первом предложении (Всю дорогу молчали: разговаривать мешал шум мотора.),
      2. если в первом предложении есть слова увидеть, услышать, узнать и т.д., которые подсказывают читателю, что далее последует изложение каких-то фактов (Я понял: она хотела, чтобы я ушёл.),
      3. Если цитата синтаксически связана с текстом, то, она заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы (Пушкин писал, что «привычка свыше нам дана».)
      4. Цитирование можно оформить как прямую речь. (Пушкин сказал: «Привычка свыше нам дана».)
      5. Если цитата взята не полностью, то на месте пропуска, или в начапе, или в конце (В зависимости оттого, где урезан текст) ставится многоточие. Бели предложение в таком случае начинается с цитирования, то оно оформляется следующим образом:»...Цитирование» сам текст. (Большая бук-ва пишется даже если в оригинале написана строчная).
      1. При встрече запятой и тире, пишется и запятая и тире (Женщина, выступающая на сцене, - моя мать.),
      2. При встрече кавычек:
        • с точкой сначала пишутся кавычки, а потом точка Она сказала: «Заходите».),
        • с вопросительным знаком, восклицательным знаком или многоточием при прямой речи сначала пишется вопросительный знак, восклицательный знак или многоточие, потом кавычки. Даже если это конец всего предложения, после кавычек точка не ставится (Она спросила: «Что Вы думаете по этому вопросу?»),
        • с этими же знаками, но когда в кавычки заключены только определённые члены предложения, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие ставятся в зависимости от построения всего предложения (Вы когда-нибудь смотрели «Белое солнце пустыни»?),
      3. Если запятая оказалась перед закрывающей или открывающей скобкой, то она пропускается, если после закрывающей - остаётся.

      Авторы не всегда соблюдают правила постановки знаков препинания. Часто они находят им своё, особенное применение, и этим достигается особая выразительность и красота текста. Такая пунктуация называется авторским употреблением знаков препинания.

    Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. С этим не поспоришь. Возьмем пример - фраза "Казнить нельзя помиловать", которая меняет значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания - залог того, что текст будет понятен, кому он был адресован. Однако даже мы, успешно закончившие школу (я тут рядом проходил), часто испытывают сложности с пунктуацией.

    Многие помнят со школьной скамьи, что перед "что" всегда ставится запятая. Говоря о знаках препинания, слово "всегда" лучше избегать. Например, союз может встретиться в составе цельных по смыслу выражений (их еще называют неразложимыми сочетаниями), и тогда постановка запятой перед ним будет ошибкой. Правильно, например: достать что нужно, делай что хочешь, есть чем заняться, сделать как следует, явиться как ни в чем не бывало, добиваться во что бы то ни стало, не лезть куда не следует, ночевать где придется, картина чудо как хороша, работа что надо.

    В сложном-то предложении перед союзом "что" запятая всегда нужна! Не всегда! И здесь слово "всегда" лучше забыть. Да, запятая ставится перед союзом, присоединяющим придаточное предложение. Например: Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле. Или: Жди, когда наводят грусть желтые дожди. Но если придаточное состоит из одного только союзного слова, запятая перед ним отсутствует: Мы собираемся встретиться, но еще не знаем когда. Девушка не пришла на свидание и даже не объяснила почему.

    Еще о трудностях, которые поджидают в сложных предложениях. В них может быть и такое: у одного главного предложения есть несколько придаточных. В этом случае действуют такие же правила, как при однородных членах. Если придаточные не соединены союзами, запятая между ними ставится: Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди… А если между придаточными стоит неповторяющийся союз и, запятая не ставится ни до него, ни после. Пример на это правило был в тексте Тотального диктанта - 2016 и привел к большому количеству ошибок. А правильно так: Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры…

    А если между частями предложения не союз "что", а союз "и"? Такие предложения называются сложносочиненными. По общему правилу в них перед союзом и ставится запятая. Например: Ржавеет золото, и истлевает сталь. Но и здесь есть свои подводные камни. Так, мы не ставим запятую, если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные или восклицательные предложения: Кому адресованы эти тексты и каков их смысл? Как он смешон и как глупы его выходки! Ошибкой будет запятая и в том случае, если у двух простых предложений в составе сложного есть общий второстепенный член: От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

    В сложном предложении отсутствуют союзы. Сложное предложение, между частями которого нет союзов, называется бессоюзным. Знаки препинания в нем зависят от смысла фразы. При простом перечислении ставится запятая. Если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чем говорилось выше, необходимо двоеточие. Если же вторая часть, наоборот, содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорилось в первой части, мы поставим тире. Сравните: Она вышла за него замуж, он стал больше зарабатывать (простое перечисление событий). Она вышла за него замуж: он стал больше зарабатывать (она решила стать его женой, потому что он стал больше зарабатывать). Она вышла за него замуж — он стал больше зарабатывать (рост его доходов стал следствием женитьбы).

    Когда нужен знак перед "как"? Запятая перед союзом "как" ставится, если он присоединяет придаточное предложение: Я помню, как впервые приехал в этот город. Выделяется сравнительный оборот с союзом как, например: Как соломинкой, пьешь мою душу; Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Но не надо ставить запятую, если союз как имеет значение «в качестве», например: Я говорю вам это как лингвист (= «я и есть лингвист», здесь нет сравнения). Запятая не ставится и в том случае, если оборот с союзом как входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу, например: Сын не позвонил, и мать сидела как на иголках (без оборота с как сказуемое здесь не имеет смысла).

    Как все в простых предложениях? Простое предложение (такое, где только одна грамматическая основа) может быть осложнено вводными словами и вставными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, уточняющими, пояснительными и присоединительными конструкциями… И здесь самое время назвать справочные пособия по пунктуации, где обо всех этих конструкциях подробно написано. Самый полный - справочник Д. Э. Розенталя "Пунктуация". И, конечно же, незаменим для всех пишущих полный академический справочник "Правила русской орфографии и пунктуации" под редакцией В. В. Лопатина.

    Вводные слова. Вводные слова выделяются запятыми, это помнят многие: Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была… Реже вспоминают другое правило: если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется: Этот фильм снимали в каком-то советском городе, кажется в Риге. Этот фильм снимали в каком-то советском городе, в Риге кажется.

    Слова, которые ошибочно выделяют запятыми. Надо запомнить, что не являются вводными и не выделяются запятыми такие слова и сочетания, как буквально, будто, вдобавок, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, даже, как будто, как бы, к тому же, между тем, наверняка. Много вопросов вызывает слово однако. Запомните: если оно стоит в начале предложения или между частями предложения и употребляется в роли союза но, запятая после него ошибочна: Все эти правила запомнить сложно, однако необходимо. Или: Этот разговор можно продолжать еще долго. Однако нам пора обедать. Вводным слово однако может быть только в середине предложения: Пора нам, однако, и пообедать.

    Почему многие из этих правил не проходят в школе? В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах. В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук. Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы - дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров. Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше - как и для освоения любой другой профессии.

    Самая нелепая пунктуационная ошибка. Это запятая внутри обращения. Со школы почти все помнят, что обращения отделяются запятой: Привет, Юра! Здравствуй, мама! Добрый вечер, Иван Петрович! И ставят запятую в таком, например, месте: Уважаемый, Иван Петрович! Дорогая, Катя! Но запятая здесь - ошибка, ведь слова уважаемый, дорогой, любимый и т. д. входят в состав обращения. Правильно: Уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя! Но: Добрый вечер, уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя, я люблю тебя - в этих примерах запятой отделяется все обращение уважаемый Иван Петрович и дорогая Катя.

    Пользователям часто необходимо проверить запятые в различных текстах. Сделать это можно даже в простой программе от Microsoft – Office Word. Но по нескольким причинам здесь не всегда правильно расставлены знаки препинания, точнее сказать они отсутствуют в некоторых местах по причине различных стилей и манер письма. Также не все пользователи могут воспользоваться Word-ом, ведь это программное обеспечение приобретается отдельно от операционной системы Windows, если, конечно, вы используете Лицензионную версию. В некоторых версиях программы правописание и вовсе может быть отключено. Чтобы проверить запятые в тексте, можно использовать онлайн сервисы, которые предоставляют свои инструменты по проверке орфографии ваших предложений. Сегодня мы рассмотрим самые популярные и самые лучшие сервисы по проверке знаков препинания в тексте.

    Text.ru – проверка запятых в тексте

    Текст.ру – является биржей текста, которая предоставляет свои сервисы для работы пользователям бесплатно. Одним из таких сервисов является проверка и запятых, в которой вы можете сверить свой текст и найти все знаки препинания. Инструмент работает по специальному уникальному алгоритму, который был придуман и составлен специалистами сервиса.

    Проверка орфографии Text.ru выявляет:

    • Опечатки.
    • Заглавные или строчные буквы.
    • Правильность написания словосочетаний через дефис.
    • Дублирование букв и знаков препинания.
    • Лишние проблемы, повтор слов.
    • Правильность написания знаков препинания и расположение запятых.

    Помимо этого, сервис сканирует ваш текст на ряд других проверок, среди которых: уникальность, водность, заспамленность и т.д. Работает сайт для всех и совершенно бесплатно. Нет необходимости даже в регистрации. Чтобы проверить запятые в режиме онлайн в тексте, нужно перейти на страницу https://text.ru/spelling и ввести скопированный текст в окно сервиса. Далее, нажмите красную кнопку внизу, под окном и работа над вашими строками закипит.

    Сервис проверки орфографии Text.ru

    Languagetool.org – инструмент по анализу правописания

    Languagetool.org - это еще один сервис, который поможет вам определить места, где необходимо поставить запятую или определит ошибку в слове. Сайт работает с многими языками, такими как – английский, польский, немецкий и другие. Всего сайт поддерживает проверку правописания более 20 языков мира. Сервис является бесплатным, вы можете просто перейти по ссылке https://www.languagetool.org/ и вставить свой текст для проверки. После чего нажмите внизу правую синюю кнопку для старта и ваш текст будет проверен за короткое время.

    • Слева внизу вы можете выбрать язык проверяемого текста.
    • После проверки сайт выкрасит найденные ошибки в разные цвета.
    • Каждый цвет обозначает свой вид ошибки.
    • Нажмите на любой цвет, и вы увидите список из предложенных исправлений, который доступен именно для этого случая.
    • На сайте есть возможность добавить такую проверку прямо в ваш браузер, будь то Chrome, Mozilla и др.

    Online.orfo.ru – специальный сервис просмотра орфографии онлайн

    Online.orfo.ru - это один из качественных сервисов, который предоставляет свои услуги бесплатно и без регистрации. Для тех, кому приходится часто проверять свои тексты на ошибки запятых, есть настольная версия для всех версий Windows, начиная с 7. ОРФО отлично интегрирован со всеми популярными текстовыми сервисами, в том числе и онлайн.

    Настольные программы предоставляются в платном варианте за подписку ее обновлений на год. На странице http://www.informatic.ru/2016 предоставлен полный перечень продуктов, которые вы можете приобрести. Программа работает с популярными языками – русским, английским, украинским, французским, немецким, испанским, португальским.

    1. Чтобы воспользоваться онлайн сервисом для проверки запятых, перейдите по ссылке http://onlien.orfo.ru/ и введите в специальное поле свой текст для проверки.
    2. После этого найдите на панели инструментов кнопку «Проверить», она расположена последней в ряду и нажмите на нее.
    3. После этого все ошибки текста будут подсвечены разными цветами.
    4. Снизу на панели есть 4 кнопки, в которых вы можете выбрать язык, выбрать игнорирование различных элементов текста, в том числе цифры и латинские буквы и др.

    Сервис проверки орфографии online.orfo.ru

    5-ege.ru - проверит пунктуации за вас

    Этот сервис 5-ege.ru работает немного иначе, так сказать в ручном режиме. Здесь вы можете подбирать ваш случай словосочетания с определенным знаком препинания, в нашем случае с запятой и проверить, нужна ли она в этом случае. Сервис создан целенаправленно для тех, кто готовится к сдаче ЕГЭ или прочим экзаменам. На сайте размещено большое количество материалов для подготовки, проверки и ознакомления по различным предметам – физика, обществознание, русский язык и др. А также несколько сервисов, которые помогают учащимся проверить себя в различных направлениях.

    На сайте есть морфологический разбор слов, проверка пунктуации и тест-симулятор настоящего ЕГЭ, где вы можете испытать свои силы в сдаче экзамена государственного значения.

    Проверить запятые в тексте вам предлагается практически самому. Для этого введите словосочетание в пустое поле, которое служит неким поиском случаев с нужным знаком. Например, вводим словосочетание «не то что» - и видим его описание, случаи употребления и другую информацию. Такой способ в некоторых случаях даже приоритетней других сервисов, ведь здесь вы наглядно можете ознакомиться не только с примерами употребления, но и с правилами русского языка, касающиеся этого словосочетания.

    Сервис для подготовки к ЕГЕ и проверки орфографии 5-ege.ru

    1. Для того, чтобы воспользоваться сервисом введите в адресную строку браузера http://5-ege.ru/proverka-punktuacii/ .
    2. Затем в строке введите словосочетание из вашего текста, в котором вы сомневаетесь в употреблении знака препинания.
    3. После этого система покажет вам примеры его употребления, правила.
    4. Вы можете найти и выбрать свое слово или словосочетание из списка справа и проверить есть ли запятые в тексте.

    Орфограммка – удобный и доступный сервис для проверки орфографии

    Орфограммка – это популярный сервис, который предоставляет качественную проверку ваших текстов онлайн на запятые и не только. Сервис является платным и доступен только для физических лиц. На сайте есть ссылка на другой сервис этих же разработчиков, который предлагает специальный корпоративный сервис подобных услуг. Для любых действий на сайте нужно зарегистрироваться. Это сделать можно при помощи социальных сетей из главной страницы. Если у вас есть аккаунт Facebook, Yandex, Vk.com, Mail.ru, Google, то вы легко сможете войти в один клик.

    1. После того, как вы зарегистрируетесь или войдете на https://orfogrammka.ru/ под учетной записью соц. сети.
    2. Вы попадаете на страницу проверки текста, где можно проверить запятые в тексте онлайн. Для этого просто скопируйте нужный текст и вставьте его в окно.
    3. Далее нажмите кнопку вверху на панели «Проверить» или клавишу F7 на клавиатуре.
    4. После этого система найдет ошибки в тексте, если они есть, и укажет вам на них с предоставлением разъяснений к каждой, проставит запятые там, где вы их пропустили и уберет там, где они лишние.
    5. Бесплатная (или ознакомительная) регистрация предоставляется сроком на один месяц, далее вы не сможете пользоваться сервисом, пока не оплатите подписку на определенный срок.

    Запятая - самый простой и прозаический, но в то же время и самый коварный знак. Ее постановка подразумевает понимание того, как строится и структурируется речь, какие смыслы появляются и исчезают, если неправильно поставить запятую. Конечно, в небольшой статье невозможно описать, в каких случаях ставится запятая и перечислить абсолютно все, остановимся лишь на самых распространенных и простых.

    Перечисление и однородные члены

    Правильная постановка запятых в простом предложении начинается со знания правила о том, что однородные члены предложения должны быть разделены запятой:

    Я люблю, обожаю, боготворю кошек.

    Я люблю кошек, собак, лошадей.

    Трудности возникают, если между однородными членами предложения стоит союз «и». Правило здесь простое: если союз одиночный, запятая не нужна:

    Я люблю собак, кошек и лошадей.

    Если же союзов больше, чем один, то запятая ставится перед вторым союзом и далее:

    Я люблю и собак, и кошек, и лошадей.

    Иначе ставится запятая перед союзом «а». Правило диктует постановку знака в любом случае и касается также и союза «но», и союза «да» в значении «но»:

    Моя соседка любит не собак, а кошек.

    Кошки любят осторожных людей, но сторонятся шумных и злых.

    Определение при личном местоимении

    Трудности с тем, где нужна запятая, возникают и тогда, когда речь идет об определении. Однако и здесь все просто.

    Если одиночное определение относится к личному местоимению, оно отделяется запятой:

    Довольная, она вошла в комнату и показала покупку.

    Я видел тогда эту собаку. Она, радостная, виляла хвостом, дрожала и все время прыгала на хозяина.

    Обособленное определение

    Если вы заучиваете правила о том, в каких случаях ставится запятая, то третьим пунктом должно быть обособленное определение.

    Под обособленным определением подразумевается прежде всего Он отделяется запятыми в том случае, когда следует за тем словом, к которому относится:

    Мальчик, начитавшийся книг о путешествиях, никогда не пройдет равнодушно мимо туристического агентства или мимо магазина с палатками и фонариками.

    Кошка, еле дождавшаяся угощения, теперь мурлыкала и ласково поглядывала на хозяина.

    Начитавшийся книг о путешествиях мальчик никогда не пройдет равнодушно мимо туристического агентства или мимо магазина с палатками и фонариками.

    Еле дождавшаяся угощения кошка теперь мурлыкала и ласково поглядывала на хозяина.

    Обособленные обстоятельства

    Запятыми и в простом, и в сложном предложении отделяется одиночное деепричастие и деепричастный оборот:

    Помурлыкав, кошка улеглась на моих коленях.

    Собака, порычав, все-таки успокоилась и дала нам поговорить.

    Сделав ряд замечаний по поводу нового проекта, шеф удалился.

    Вводные слова

    Вводные слова - это такие слова, которыми показывается достоверность информации, ее источник или отношение к этой информации говорящего.

    Это такие слова, которые потенциально могут быть развернуты в предложение:

    Этот художник, разумеется, завоевал сердца всех своих современников.

    Наташа, кажется, не собирается заботиться о своем отце.

    Леонид, видимо, не подозревает, зачем около него в последнее время появилось столько людей.

    Обращения

    Если в предложении присутствует обращение, и это не местоимение, значит, оно должно быть отделено запятыми с двух сторон.

    Здравствуйте, дорогой Лев!

    До свидания, Лидия Борисовна.

    Знаешь, Маша, что я тебе хочу сказать?

    Линда, ко мне!

    К сожалению, незнание того, в каких случаях ставится запятая при обращении, часто приводит к неграмотному оформлению деловых писем. Среди этих ошибок - и пропуск запятой при обращении, и постановка лишней запятой при местоимении:

    Добрый день Павел Евгеньевич! (Нужно: Добрый день, Павел Евгеньевич! )

    Светлана Борисовна мы также подготовили для Вас наши новые образцы. (Нужно: Светлана Борисовна, мы также подготовили для Вас наши новые образцы.)

    Как, Вы, полагаете, этот договор целесообразно заключать? (Нужно: Как Вы полагаете, этот договор целесообразно заключать?)

    Запятая в сложном предложении

    В общем-то все правила относительно того, в каких случаях ставится запятая в сложном предложении, сводятся, по сути, к одному: все части любого сложного предложения должны быть отделены друг от друга знаком препинания.

    Весна пришла, засветило солнце, засуетились воробьи, забегали торжествующе дети.

    Ему купили новый компьютер, так как старый уже не мог работать из-за маленького объема памяти и несовместимости с новыми программами.

    А что же еще делать, если не веселиться, когда кроме этого ничего не остается?

    Во главе процессии шел какой-то рыженький мальчуган, он, наверное, и был самым главным.

    Запятая в сложном предложении ставится во всех случаях, кроме объединяющего слова, и если на стыке частей предложения не нужен другой знак, прежде всего - двоеточие.

    Исключение: объединяющее слово

    Если части сложносочиненного предложения объединяются неким одним словом (например, то запятая между этими частями предложения не ставится:

    и птицы прилетели, наша компания как-то оживилась.

    Ср.: Пришла весна, птицы прилетели, и наша компания как-то оживилась.

    Это слово может быть не только в самом начале предложения:

    Мы пойдем на эту встречу только в крайнем случае, только если все условия будут оговорены и текст договора будет согласован.

    Запятая или двоеточие?

    Вместо запятой должно стоять двоеточие, если смысл первой части раскрывается во второй:

    Это было чудесное время: мы рисовали то, что хотели.

    Теперь он приступил к самому главному: он мастерил подарок для мамы.

    Собака больше не хотела гулять: хозяева настолько запугали ее дрессировкой, что проще было отсидеться под столом.

    Предложения со словом «как»

    Многие ошибки, касающиеся того, в каких случаях ставится запятая, возникают из-за непонимания разницы между двумя значениями слова «как».

    Первое значение этого слова - сравнительное. В этом случае в предложении отделяется запятыми:

    Осиновый лист, как бабочка, поднимался все выше и выше .

    Второе значение - указание на тождество. В таких случаях оборот с «как» не выделяется запятыми:

    Бабочка как насекомое мало интересует людей, привыкших видеть в животных источник тепла и общения.

    Поэтому предложение: «Я как твоя мама не позволю тебе портить себе жизнь » может быть пунктуационно оформлено двояко. Если говорящий - действительно мама слушающего, значит, слово «как» употреблено в качестве слова, указывающего на тождество («я» и «мама» - это одно и то же), поэтому запятые не нужны.

    Если же говорящий сравнивает себя с мамой слушающего («я» и «мама» - это не одно и то же, «я» сравнивается» с «мамой»), значит, запятые нужны:

    Я, как твоя мама, не позволю тебе портить себе жизнь .

    В том случае, если «как» входит в состав сказуемого, запятая также не ставится:

    Озеро как зеркало. (Ср.: Озеро, как зеркало, сверкало и отражало облака).

    Музыка как жизнь. (Музыка, как жизнь, длится не вечно.)

    Формальные приметы необходимости запятой: доверять или нет?

    Обратить внимание на то, в каких случаях ставится запятая, помогут особые приметы предложений. Однако не стоит им слишком доверять.

    Так, например, это прежде всего касается того, ставится ли запятая перед «чтобы». Правило, казалось бы, однозначное: «Перед «чтобы» всегда ставится запятая». Однако к любому правилу не нужно относиться слишком буквально. Например, предложение с «чтобы» может быть таким:

    Он захотел поговорить с ней, чтобы узнать правду и чтобы рассказать о том, как прожил жизнь.

    Как видим, правило здесь работает, однако второе «чтобы» не предполагает запятой. эта ошибка довольно распространенная:

    Мы ходили в магазин, чтобы просто изучить цены и, чтобы посмотреть, что вообще можно купить к обеду в этом городе.

    Правильно: Мы ходили в магазин, чтобы просто изучить цены и чтобы посмотреть, что вообще можно купить к обеду в этом городе.

    То же касается слова «как». Выше уже говорилось, что, во-первых, у слова есть два значения, а во-вторых, оно может входить в состав разных членов предложения, поэтому доверять расхожей формулировке «Перед «как» всегда запятая» не стоит.

    Третий распространенный случай формальной приметы необходимости запятой - слово «да». Однако и к нему следует относиться с большой осторожностью. У слова «да» есть несколько значений, в том числе - «и»:

    Взял он кисти да и пошел рисовать.

    Слетелись галки да вороны, а синичек как не было, так и нет.

    К таким формальным приметам следует, скорее, относиться как к потенциально «опасным» местам. Слова типа «чтобы», «что бы», «как», «да» могут сигнализировать о том, что в этом предложении может быть запятая. Эти «сигналы» помогут не пропустить запятые в предложениях, правило же, касающееся самих этих знаков, ни в коме случае нельзя упускать из вида.

    При этом при расстановке запятых нужно, скорее, ориентироваться, не на «правила», а на смысл постановки знака. Запятая в общем и целом предназначена для отделения однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также фрагментов, не вписывающихся в структуру предложения, являющихся для него чужеродными (обращения, вводные слова и т. д.). Правила же лишь конкретизируют каждый случай. Это касается даже формулы «нужна запятая перед “чтобы”». Правило это на самом деле конкретизирует общий принцип пунктуационного оформления А вообще, конечно, при письме нужно думать!

    Упражнение 388. Перепишите отрывки. При списывании тек-

    ста ставьте порядковые номера около поставленного знака и

    после текста кратко объясните, почему поставили тот или дру-

    гой знак.

    жена старосты, (4) Мавра, ^5) женщина здоровая и не-

    глупая, (6) во всю свою жизнь не видела ни города, (7) ни

    железной дороги, (8), а в последние десять лет сидела дома,

    (9) за печью, (10) выходя на улицу по ночам.

    1-2 - запятыми выделено вводное слово, указыва-

    ющее на отношения между мыслями;

    3 - запятой отделено главное предложение от при-

    даточного;

    4-5 - выделено одиночное приложение;

    5-6 - выделено распространенное приложение;

    7-8 - отделены однородные члены предложения

    (однородные дополнения, однородные сказуемые);

    9-10 - обособленное уточняющее обстоятельство

    10 - обособленное обстоятельство - деепричаст-

    ный оборот.

    Изо дня в день в мучной пыли в грязи натасканной

    нашими ногами со двора в густой пахучей духоте мы

    рассучивали тесто и делали крендели смачивая их на-

    шим потом и мы ненавидели нашу работу острой нена-

    вистью мы никогда не ели того что выходило из-под

    наших рук предпочитая кренделям черный хлеб. Сидя

    за длинным столом друг против друга девять против девя-

    ти мы в продолжение длинных часов механически дви-

    гали руками и пальцами и так привыкли к своей работе

    что иногда уже и не следили за движениями своими. И

    мы до того присмотрелись друг к другу что каждый из

    нас знал все морщины на лицах товарищей. Нам не о

    чем было говорить мы к этому привыкли и все время

    молчали если не ругались ибо всегда есть за что отругать

    человека а особенно товарища. Но и ругались мы редко

    в чем может быть виновен человек если он полумертв

    если он как истукан если все чувства его подавлены тя-

    жестью труда? Но молчание страшно и мучительно лишь

    для тех которые все уже сказали и нечего им больше

    говорить для людей же которые не начинали своих ре-

    чей для них молчание просто и легко... Иногда мы пели



    и песня наша начиналась так среди работы вдруг кто-

    нибудь вздыхал тяжелым вздохом усталой лошади и запе-

    вал тихонько одну из тех протяжных песен жалобно-

    ласковый мотив которых всегда облегчает тяжесть на

    душе поющего. Поет один из нас и мы сначала молча

    слушаем его одинокую песню и она гаснет и глохнет

    под тяжелым потолком подвала как маленький огонь

    костра в степи сырой осенней ночью когда серое небо

    висит над землей как свинцовая крыша. Потом к певцу

    плавают в духоте нашей тесной ямы. И вдруг сразу не-

    становится сильнее громче и точно раздвигает сырые

    тяжелые стены нашей каменной тюрьмы...

    (М. Горький)

    Предисловие 5

    ОРФОГРАФИЯ

    Правописание гласных в корне 7

    § 1. Проверяемые безударные гласные 7

    § 2. Непроверяемые безударные гласные 9

    § 3. Чередующиеся гласные 9

    § 4. Гласные о-е после щипящих в корне 18

    § 5. Гласные ы-и после ц в корне 20

    § 6. Букваэ 20

    Правописание согласных в корне 22

    § 7. Звонкие и глухие согласные 22

    § 8. Двойные согласные 23

    § 9. Непроизносимые согласные 26

    Употребление прописных букв 27

    § 10. Прописные буквы в собственных именах 27

    Буквы ъ и ь 33

    § 11. Употребление б и ь как разделительных знаков 33

    § 12. Буква ь как знак мягкости 33

    § 13. Буква ь как показатель грамматической формы 34

    Правописание приставок 37

    § 14. Гласные ыи «после приставок 37

    § 15. Приставки на зи приставка с- 37

    § 16. Приставки пре- и при- 40

    Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях 43

    § 17. Гласные ои е после шипящих 43

    § 18. Гласные после ц 46

    Правописание имен существительных 49

    § 19. Окончания имен существительных 49

    § 20. Суффиксы имен существительных 53

    Правописание имен прилагательных 62

    § 21. Окончания имен прилагательных 62

    § 22. Суффиксы имен прилагательных 64

    Правописание сложных слов 74

    § 23. Соединительные гласные о и е 74

    § 24. Сложные слова без соединительных гласных 75

    § 25. Правописание сложных существительных 77

    § 26. Правописание сложных прилагательных 80

    Правописание имен числительных 88

    § 27. Числительные количественные, порядковые, дробные 88

    Правописание местоимений, 91

    § 28. Отрицательные местоимения 91

    § 29. Неопределенные местоимения 94

    Правописание глаголов 97

    § 30. Личные окончания глаголов 97

    § 31. Употребление буквы ь в глагольных формах 100

    § 32. Суффиксы глаголов 103

    Правописание причастий 109

    § 33. Окончания и суффиксы причастий 109

    § 34. Правописание пни нв причастиях и в отглагольных прилагательных 114

    Правописание наречий 125

    § 35. Гласные на конце наречий 125

    § 36. Наречия на шипящую 127

    § 37. Отрицательные и неопределенные наречия 127

    § 38. Слитное написание наречий 129

    § 39. Дефисное написание наречий 137

    § 40. Раздельное написание наречий и наречных выражений 139

    Правописание предлогов и союзов 150

    § 41. Предлоги 150

    § 42. Союзы 152

    Правописание частиц 157

    § 43. Раздельное и дефисное написание частиц, 157

    § 44. Частицы не и mi 159

    Правописание междометий и звукоподражательных слов 184

    § 45. Дефис в сложных междометиях 187

    Повторительные упражнения по орфографии 185

    ПУНКТУАЦИЯ

    Простое предложение

    Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 193

    § 46. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие 193

    Тире между членами предложения 194

    § 47. Тире между подлежащим и сказуемым 194

    § 48. Тире в неполном предложении 199

    § 49. Тире для обозначения пределов пространствен-ных, времетшх, количественных 198

    Знаки препинания в предложениях с однородными членами 200

    § 50. Однородные члены, не соединенные союзами 200

    § 51. Однородные и неоднородные определения 200

    § 52. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами 203

    § 53. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами ч 205

    § 54. Однородные члены, соединенные двойными союзами 207

    § 55. Обобщающие слова при однородных членах 208

    § 56. Запятая между повторяющимися словами 215

    Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 217

    § 57. Обособленные определения 217

    § 58. Обособленные и необособленные приложения 223

    § 59. Обособленные обстоятельства 231

    § 60. Обособленные дополнения 238

    § 61. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения 238

    Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения 247

    § 62. Вводные слова и предложения. Вставные предложения 247

    § 63. Обращение 258

    § 64. Междометие. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 259

    Повторительные упражнения по пунктуации в простом предложении 262

    Сложное предложение

    § 65. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 265

    § 66. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 272

    § 67. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т. п 284

    § 68. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 294

    Повторительные упражнения по пунктуации в сложном предложении 304

    Прямая речь

    § 69. Знаки препинания при прямой речи 312

    § 70. Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору

    словаря или употребляемых в ироническом значении 314

    Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации 318

    ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИКА

    Лексико-фразеологические упражнения 327

    § 71. Многозначность слова 327

    § 72. Синонимы, антонимы, омонимы 331

    § 73. Значение слов и выражений 341

    § 74. Употребление иноязычных слов 345

    Грамматикр-стилистические упражнения 346

    § 75, Употребление форм имен существительных 346

    § 76. Употребление форм имен прилагательных 348

    § 77. Употребление форм имен числительных 348

    § 78. Употребление местоимений 349

    § 79. Употребление форм глагола 349

    § 80. Строй простого предложения 350

    § 81. Согласование сказуемого с подлежащим 352

    § 82. Согласование определений и приложений 353

    § 83. Некоторые случаи управления А 355

    § 84. Предложения с однородными членами 357