Все о тюнинге авто

Мотивация студентов к обучению и ее барьеры. Способы повышения мотивации студентов к обучению Как найти мотивацию для учебы студенту

  • Засорина Полина Евгеньевна , бакалавр, студент
  • Пензенский Государственный университет
  • МОТИВАЦИЯ
  • УЧЕБА
  • УНИВЕРСИТЕТ
  • ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
  • ПСИХОЛОГИЯ

Данная статья посвящена проблеме мотивации у студентов университета. Проблема является актуальной в настоящее время, так как высшее образование играет важную роль и влияет на качество жизни. В статье представлен опрос среди студентов Пензенского Государственного университета, который был проведен с целью глубже изучить поставленную проблему.

  • Психологическая интерпретация героини романа Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза»
  • Использование техник арт-терапии, в работе с подростками в условиях образовательной организации

Какие студенты чаще всего бросают обучение в университете или становятся отчисленными? Те, кто терпят неудачу? Быть может те, кто борется с определенной предметной областью или те, кому не хватает надлежащей подготовки из школы? Для ответов на эти вопросы был произведен опрос среди студентов разных курсов Пензенского Государственного университета, результаты которого будут изложены в данной статье.

Мотивация студентов- это вызов, с которым сталкиваются все члены образовательного сообщества. По мнению специалистов образования и специалистов по данной тематике, мотивация определяется желанием студента участвовать в учебном процессе, подкрепленным личными и внешними факторами. Порой мотивации студентов не уделяется должного внимания, что является ошибкой. Для начала нужно дать определение мотивации. Это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность .

В первую очередь мотивация делится на две категории: внешнею и внутреннею. А мотиваторами выступают друзья, родители, учителя и личные убеждения. Они помогают учащимся получать хорошие оценки, выполнять задания и участвовать в дискуссиях .

Внешняя мотивация порой играет значительную роль в деятельности человека. Многие студенты ненавидят то, что они считают «бесполезной» работой, или задания, которые они воспринимают как бессмысленные, не приводящие к каким-то позитивным изменениям в их учебе или приобретению полезных навыков. Но что, если в конце задания студентам, правильно выполнившим задание, был предложен удивительный приз? Разве это не побудило бы студентов быстро и точно подавать задания?

Внешняя мотивация включает в себя внешние мотивационные силы, которые подталкивают студентов к напряженной работе. Для студентов внешние мотиваторы приходят в виде оценок, родительских, педагогических и социальных ожиданий.

Но получение награды не гарантирует мотивации среди студентов, согласно проведенному мною опросу среди студентов Пензенского Государственного университета, лишь для 25% опрошенных студентов хорошие оценки являются мотиватором к обучению, гордость родителей не всегда зависит от успеваемости по каким-то предметам. Ведь для того, чтобы внешние мотиваторы были эффективными, студент должен желать наград и понимать, что академические достижения являются единственным способом получения этих наград.

Однако, несмотря на привлекательность вознаграждений, внешние мотиваторы не столь эффективны, как мотиваторы, являющиеся результатом самоопределения. По данным опроса внешние награды или наказания буквально фактически отвлекают студента от процесса обучения и не работают в долгосрочной перспективе. И студенты, изучающие материал за вознаграждение, как правило, перестают изучать материал, после получения награды в виде отличной оценки на экзамене .

Что касается внутренней мотивации, то она исходит изнутри и является наиболее эффективной формой мотивации учащихся. Независимо от внешних наград, личный интерес студента к материалу- это то, что заставляет его изучать что-либо, тратя при этом большое количество личного времени. Естественно, что результат прилежной работы, подкрепленный внутренним интересом принесёт свои плоды- успеваемость будет повышаться.

Студенты, которые мотивированы внутренне позволяют любопытству направлять их, они наслаждаются самим процессом обучения и освоение новой темы для них не проблема, а очередной шанс узнать что-то новое и самосовершенствоваться. Но часто студенты должны быть под руководством опытного преподавателя, чтобы реализовать свой потенциал и сделать свою учебой по-настоящему эффективной.

Преподаватели играют важную роль в укреплении внутренних мотиваторов для студентов, отвечают 30% опрошенных. По данным исследований, ежедневно празднуя успех студентов, используя юмор, чтобы сделать темы интересными, применяя обучение к будущим аспектам карьеры и предлагая возможности для личного выбора студентов, преподаватели делают занятия более интерактивными и увлекательными. Показывая учащимся, что предмет приятен и не скучен, они, скорее всего, будут держать внимание студентов, которые полностью будут погружены в изучаемое, у них появится желание продолжить изучение данного предмета самостоятельно.

Например, преподаватель, который читает лекции со слайда Power Point об Африканской культуре, был бы гораздо менее эффективен, чем тот, который организовал "день культуры", где студенты пробуют африканскую еду и игры, чтобы узнать о разных странах.

Почему студенты не мотивированы? Причин, почему студенты оставили образование, достаточно много, некоторые из них сугубо индивидуальны. Но все же есть много общих. Внешние факторы, такие как вопросы взаимоотношений, проблемы в семьях и проблемы социальной жизни, смещают акцент с занятий и образования, отвлекая учащихся от процесса образования. Но, пожалуй, одной из главных причин немотивированности студентов является скука.

Проведенный мною опрос показывает, что почти 40% студентов скучают при обучении, по крайней мере, каждый день. На самом деле, только 2% студентов сообщили, что никогда не скучают. Скука во время образовательного процесса проистекала из того, что студенты не находили материалы интересными или актуальными, слушали лекции, материал по которым они в состоянии найти сами и изучить его в более приятных для них условиях.

К тому же, многие опрошенные критиковали предмет и методы обучения, используемые преподавателями. Один из студентов написал: "Было бы неплохо узнать важные вещи для жизни после обучения в университете." Другой выразил разочарование в учебном процессе, сказав:" Я не нахожу учебу интересной, не люблю, когда говорят, и ненавижу, что все учат по стандартам." На вопрос: «Чувствуете ли вы, что ваши интересы при обучении учитываются?» 60% студентов ответили, что не чувствуют, что их мнения и взгляды уважаются или признаются, а это, как известно, приводит к повсеместной апатии в обучении.

Возникает вопрос как повысить мотивацию и привлечь студентов к обучению. Установление отношений между студентом и преподавателем является неотъемлемой частью образовательного опыта и может сделать разницу между студентом, который является внутренне мотивированным, и тем, кто внешне мотивирован.

В книге "Инструменты для обучения" Барбары Дэвис указано несколько способов, которые могут установить отношения со своими учениками.

Во-первых, обратная связь указывает на то, что преподаватель слушает студентов и готов привлечь их. Студент, подкрепленный положительной обратной связью, более готов продолжать участвовать в образовательном процессе.

Также, назначение работы, которая не является ни слишком сложной, ни слишком простой, обеспечит возможности для успеха, в то же время предоставляя студентам чувство выполненного долга для завершения работы.

Очень важна и помощь студентам в том, чтобы найти смысл в работе увеличить их внутренние интересы. Например, вместо того, чтобы просто запоминать материал и тестироваться на нем, студентам может быть представлена реальная жизненная ситуация, в которой изученный материал поможет разрешить те или иные проблемы. Опрос показывает, что студенты, которые считают, что у них есть выбор и контроль над обучением, больше участвуют в образовательном процессе. Предоставленный студентам выбор между несколькими заданиями дает им чувство контроля над собственным обучением, а значит и способствует личной мотивации, которая ведет к лучшему усвоению материала и повышению успеваемости. Возможность выбирать предметы, позволяет студентам сосредоточиться на тех, которые относятся к их конкретным интересам, и подталкивает их к тому, чтобы стать внутренне мотивированными, а значит и продвигаться в личном развитии.

Внешние награды также включают в себя и денежные средства, стипендиальные начисление студентам за хорошую и отличную успеваемость. Но некоторые эксперты считают, что предложение такого рода внешней награды студентам подрывает внутреннюю мотивацию, и как только финансирование закончится, студенты не будут продолжать работать. По результатам опроса лишь у 10% студентов двигателем мотивации к обучению является финансовое вознаграждение за успеваемость. Эта инициатива чрезвычайно эффективна со студентами, которые могут не понимать ценности образования, побуждая их приходить в класс вовремя, выполнять задания и участвовать в обсуждениях.

Опубликованная в Вашингтон Пост статья под названием "Денежные стимулы создают конкуренцию" подробно описывает эффективность таких программ. В ней автор, Тереза Варгас, подробно рассказывает о том, как студенты, выполняя домашнее задание, зарабатывая хорошие оценки.

Предложение внешних вознаграждений, по-видимому, оказывает негативное влияние на долгосрочную мотивацию, но иногда кажется необходимым для создания внутренней системы ценностей. Студенты, которые получают деньги за хорошие оценки, скорее всего, будут продолжать производить качественную работу, но учителя также должны связать хорошие оценки с будущим успехом в карьере и за ее пределами.

В заключении стоит заметить, что знания о мотивации и применение их в своей повседневной жизни- это возможность на глубинном уровне понять себя и окружающих. Также, мотивация является ключевым моментом в обучении и в самом процессе получения образования. Если человек желает добиться успехов в своей дальнейшей профессиональной деятельности, то ему следует большое внимание уделять собственной мотивации.

Список литературы

  1. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 c.
  2. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c.
  3. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c.
  4. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c.
  5. Макарова, И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 182 c.
  6. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.

16.05.13

Все больше и больше взрослых людей, стремясь найти себе лучшую работу, садятся за виртуальные парты. Но окончательно вопрос «Как мотивировать взрослых учиться?» не закрыт. На пути у взрослых людей к учебе стоит немало препятствий. Попробуем их преодолеть.

Голова у взрослого человека набита разными мыслями гораздо плотнее, чем у ребенка. Он, может, и хотел бы выполнить задание онлайн-курса, да просто замотался. Кроме того, люди в возрасте не так явно ощущают плоды своих учебных усилий, как молодые студенты. Их учебные привычки тоже давно ушли на задний план или даже совсем забыты. Больше того, часто взрослым студентам не столько интересно учиться, сколько они вынуждены проходить онлайн-курсы, чтобы повысить квалификацию, сохранить рабочее место, устроиться на новую работу или продвинуться по карьерной лестнице. Вот почему взрослых студентов трудно мотивировать на учебу и сделать активными ее участниками.

Хорошо, что у нас есть 17 способов увеличить мотивацию взрослых студентов к учебе. Применим их все!

1. Объединяйте учеников в группы близкого возраста и одинаковой учебной подготовки.

Делайте акцент на практических занятиях. Отлично, если полученные знания можно будет немедленно применить на практике! Студенты в возрасте гораздо вернее предпочитают практические навыки, чем разного рода отвлеченные теории и факты.

2. Будите в онлайн-студентах исследовательскую жилку.

Известно, что у детей особенно развиты любопытство и жажда исследований. Однако и взрослым ученикам тоже приятно иногда побыть детьми и удовлетворить свой познавательный интерес. Дайте им такую возможность. Пусть в их распоряжении будут все виды бесплатных ресурсов: учебные материалы, справки, графики, короткие видео, подкасты и прочее. Идеальная информационная среда вдохновляет на получение знаний.

3. Объедините учащихся с помощью социальной сети.

4. Не ограничивайтесь закадровым голосом.

Добавьте личный контакт. Пусть онлайн-курс ассоциируется у студентов с вашим лицом. Будьте доступны для студентов. Устраивайте дискуссии в прямом эфире, сессии вопросов и ответов, а также приглашайте экспертов, других преподавателей и специалистов.

5. Вводите в онлайн-обучение игровую нотку.

Придумайте игровые упражнения и тематические исследования, которые можно было бы выполнить разными способами. Пусть ваши студенты ищут и находят решения!

6. Юмор – ваше все!

С помощью юмора вы заинтересуете самых незаинтересованных участников. Если студенты знают, что могут услышать на ваших лекциях нечто забавное, они будут слушать их очень внимательно, дабы случайно не пропустить самое интересное. Будьте остроумны – и вы всегда останетесь в выигрыше!

7. Дробите информацию.

Маленькие порции легче переваривать. Пусть онлайн-студентам будет легко усвоить и запомнить информацию.

8. Создайте напряжение!

Не раскрывайте сразу все свои карты. Пусть студенты недоумевают, что произойдет дальше. Если известно, чем кончается книжка, читать ее уже не так интересно.

9. Показывайте учащимся перспективы их карьеры.

Расскажите, как с помощью новых знаний они смогут удовлетворить свои потребности. Пусть они будут лично заинтересованы в получении знаний!

10. Стимулируйте студентов.

Поощряйте их, когда они включают свой мозг. Пусть-ка поломают голову над каким-нибудь интересным заданием.

11. Позвольте студентам учиться на своих ошибках.

Вот какой эксперимент провел один онлайн-преподаватель. Он разделил своих студентов на две группы. Первая группа получала учебный материал в течение 4 лекций. Другая группа тот же самый материал получила в течение одной лекции, причем 3 раза проходила тест на усвоение нового. И что же? Вторая группа усвоила материал на 50% лучше. Мораль – не бойтесь, если первый или даже второй блин будет комом.

12. Позаботьтесь о визуальном эффекте.

Вы ведь в курсе, что 83% информации мы воспринимаем глазами?

13. Наполните свою лекцию эмоциями.

Если в вашем рассказе нет ни искры вдохновения, если материал звучит скучно и плоско – как вы заставите учащихся его воспринять и запомнить? «Пробейте» студентов на эмоции – придумайте противоречивые тезисы, нажмите на воспоминания, включите в свой рассказ истории из реальной жизни.

УДК 378.147.227

МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА

В. Е. Мельников

MOTIVATION TO TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS AS PSYCHOLOGICAL AND

PEDAGOGICAL PROBLEM

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

Раскрываются основные аспекты мотивации как психолого-педагогического феномена. Рассмотрены различные психологические модели мотивации. Даны характеристики внешней и внутренней мотивации. Предложены современные способы стимулирования студентов к обучению в вузе.

Ключевые слова: мотивация, мотив, виды мотивации, мотивация к обучению, способы повышения мотивации студентов к обучению в вузе

The article describes main aspects of motivation as psychological-pedagogical phenomenon. Different psychological models of motivation are considered. Characteristics of external and internal motivation are given. Some ways to stimulate students to study at the University are proposed.

Keywords: motivation, motive, types of motivation, motivation to learn, ways of increase of motivation of students to study at the University

Подготовка специалистов, которые способны адаптироваться к жизни в обществе с изменяющимися социально-экономическими условиями в XXI веке, стала наиболее важной проблемой обучения студентов в современном вузе. Значимым становится переход высшего образования к парадигме «высшее образование на протяжении всей жизни», а также большое значение придается усилению роли понимания, интерпретации, сохранения, развития и распространения национальных, региональных, международных и исторических культур в условиях плюрализма и их разнообразия. При этом требуется достижение сбалансированности когнитивного освоения обучающимися учебных дисциплин и способности к коммуникации.

Изменения, происходящие в современном обществе, выдвигают новые требования к организации и качеству образования. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед преподавателями вузов, является создание таких условий, при которых студенты за короткие сроки могли бы осваивать максимально возможное количество знаний и уметь их творчески применять в решении практических проблем. Современный выпускник вуза должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе. Необходимо развивать интерес обучающихся к накоплению знаний, непрерывному самообразованию, поскольку постоянно развивающаяся система высшего профессионального образования требует соответствия уровня подготовки квалифицированных специалистов требованиям современных образовательных стандартов. В связи с этим проблема профессиональной мотивации студентов к обучению в вузе приобретает сегодня особое значение.

Одна из основных проблем современной педагогики высшей школы - отсутствие интереса студентов учиться, получать знания. Поступая в вуз, абитуриенты хотят получить определенный объем знаний для дальнейшей жизни или удовлетворения собственных потребностей, но со временем у одних мотивация к учебному процессу исчезает, не успев проявиться, а у других - по разным причинам утрачивается со временем. Таким образом, проблема мотивации студентов к обучению становится актуальной в современном вузе. Только поняв механизм формирования мотивационной сферы студента, преподаватели смогут эффективно управлять процессом обучения, повышая интерес обучающихся к изучению дисциплин по выбранной профессии. Используя педагогические и психологические механизмы мотивации, преподаватели университетов смогут повысить качество образовательного процесса и его результатов. При этом гармонизируются отношения в системе преподаватель - студент и обучающиеся осознанно относятся к своим потребностям и строят планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.

Термин «мотивация» (от лат. movere) - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности, или побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление. Впервые данный термин употребил в своей работе «О четверояком корне закона достаточного основания» А.Шопенгауэр (1813) .

Сегодня мотивация понимается учеными по-разному. Например, мотивация по В.К.Вилюнасу

Это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. К.К.Платонов считает, что мотивация, как явление психическое, есть совокупность мотивов.

Исторические исследования изучения проблемы мотивации прошли от естественнонаучных моделей к гуманитарным (социокультурным и антропологическим) моделям. Рассмотрим данные модели более подробно.

Начальные теоретические модели мотивации

Модели З.Фрейда и У.Макдугалла, ранних бихе-виористов (поведенческая концепция мотивации) Д.Уотсон, Э.Толмен, К.Хал, Б.Скиннер, И.П.Павлов. Такие модели строились на принципиально естественнонаучной (биологической) основе природы человека, поэтому их появление относят к натуралистическому периоду, когда психология мотивации не затрагивала контекста личности. И вплоть до 1930-х годов главными вопросами исследований считались темы про природу и содержание понятия мотива и мотивации. Эти исследования полностью совпадали с вопросами о природе человека, а мотивационные проявления рассматривались как следствие этой природы, которые интерпретировались с точки зрения биологической составляющей.

Начало гуманизации психологического знания о мотивации человека совпало с возникновением в 1930-е годы психологии личности, которая не разрушала естественнонаучные (биологические) подходы, а дополняла их. Это направление получило название «Теория роста», или «Гуманистическая психология» (в российской психологии). Оно представлено такими психологами, как К.Голдштейн (создатель теории самоактуализации, согласно которой способности организма определяют его потребности), А.Маслоу (создал и развил иерархию потребностей), К.Р.Роджерс. Теория роста подчеркивает стремление человека к совершенствованию, реализации своего потенциала, самовыражению. Следствием этого стало выдвижение новых идей: переход от фрейдовского причинного объяснения к целевому у А. Адлера; введение идеи коллективной ментальности как источника многих феноменов индивидуальной психологии у К.Г.Юнга; взгляд на мотивацию как на порождение системы «индивид мира» Г. Мюррея и введения идеи контроля над мотивационными процессами через их опосредствование у Л.С.Выготского .

На этом втором, антропологическом, этапе психология мотивации практически совпадает с психологией личности. Кроме того, основным содержанием большинства теорий личности выступает как раз модель мотивации, движущих сил поведения и развития (теории Э.Фромма, А.Маслоу, В.Франкла, А.Адлера и других исследователей) .

Во второй половине ХХ века теории потребностей человека были дополнены рядом специальных мотивационных концепций, представленных в трудах Д.Макклелланда, Д.Аткинсона, Г.Хекхаузена, Г.Келли, Ю.Роттера и др. . К этому времени начинают появляться новые динамические модели (необихевиористские исследования мотивационного обуславливания, новаторские подходы школы

К. Левина, психодинамические работы) в отличие от ранее существовавших статических моделей мотивации. К этому ситуационно-динамическому этапу (середина 1950-х - конец 1960-х гг.) можно отнести также работы Ж.Нюттена, А.Н.Леонтьева и Д.Н.Узнадзе, которые исследовали вопросы мотивации в разрезе проблем общей структуры и динамики человеческой активности. Одним из отличительных новшеств этого подхода стала идея смысловых связей как основы для разворачивания мотивационных процессов (М.Босс, А.Н.Леонтьев, Ж.Нюттен) .

Четвертый и последний этап психологии мотивации характеризуется тем, что на первый план выступают проблемы выбора, свободы, воли, контроля над мотивацией, жизненных целей, перспективы будущего, саморегуляции. При этой модели мотивации, существующие когнитивные процессы, опосредующие механизмы мотивации, смещаются на сознание и личность в целом.

Итак, мотивационная структура человека имеет сложную структуру и двойственную природу. С одной стороны, выделяют биологические потребности, с другой - социальные. Совокупность этих двух уровней и составляет, собственно, мотивационную сферу человека. Структура мотивации человека имеет сложную систему, которая характеризуется иерархической соподчиненностью, полимотивированным характером, поливолентностью мотивов по отношению к потребностям и взаимозаменяемостью. Она складывается под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. И в целом, мотивационная сфера любого человека определяет общую направленность личности.

В современной педагогике рассматриваются два вида мотивации: внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация характерна тем, что факторы ее вызывающие и дающие оценку успешности, находятся вне человека. В данном случае речь идет об удовлетворении четвертого уровня потребностей в пирамиде А.Маслоу. Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества - в виде намеков, указаний, подсказок, требований, принуждений. В результате учебная деятельность осуществляется как вынужденное поведение и нередко встречает внутреннее сопротивление личности. Особенностью внутренней мотивации является то, что факторы, вызывающие активность и оценивающие результат, находятся внутри человека и позволяют осуществлять саморазвитие в процессе обучения. Это высший уровень потребностей человека - потребность в самоактуализации. Если мотивация достижения конкретного успеха вписывается в общее стремление человека к самоактуализации, то она никогда не потеряет своей актуальности, независимо от внешних обстоятельств.

Мотивация обучения - средство побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Главным звеном мотивации является побуждение -поведенческое проявление желания удовлетворить свои потребности. С этим термином перекликается понятие «мотивация к учебной деятельности» - на-

правленная деятельность, побуждающая получать новые знания. Это может быть одним из ключевых факторов успеха в достижении поставленной цели. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности. При этом мотивов для обучения много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и объединяться, формируя сложные моти-вационные системы.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями преподавателя и прежде всего системы его отношений к личности студента; в-пятых, - спецификой учебной дисциплины .

Словосочетание «мотивация к обучению» включает в себя такую движущую энергию внутри человека, которая приводит человека в состояние активных действий в тех обстоятельствах, в которых он занимает пассивную роль в принятии решений. Мотивация к обучению связана как с эмоциями, так и эмоциональными состояниями. Эмоции в конечном итоге и обеспечивают стремление либо отвращение к какой-либо деятельности, запускают внутренний двигатель активности. Мотивы, включающие механизм действий, зарождаются под воздействием эмоций.

Мотивация студентов является одним из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения в вузе. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. При этом мотивация к обучению зависит от особенности личности и социальных ролей индивидуума.

Многочисленные научные исследования показали, что результаты учебной деятельности студентов, будущая карьера и связанная с ней заработная плата, а также социальный статус, в значительной степени отдалены по времени и не служат ориентиром для них. Анкетирование обучающихся в российских университетах показывает, что для большинства студентов обучение в вузе служит фактором для получения свидетельства об образовании и для возможности устроиться на хорошее место, а также желания расширить свой круг общения. Поэтому мотивы личного характера, на наш взгляд, в формировании отношения студентов к учебной деятельности, самообразованию и личностному развитию в настоящее время имеют решающее значение. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть высокая мотивация к обучению.

По направленности и содержанию выделяют следующие виды мотивации студентов:

Познавательные мотивы (приобретение но-

вых знаний, возможность стать более эрудированным);

Социальные мотивы (подразумевают долг, ответственность, понимание социальной значимости учения и выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение);

Прагматические мотивы (намерение иметь более высокий заработок, получать достойное вознаграждение за свой труд);

Профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

Эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);

Статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность);

Коммуникативные мотивы (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств);

Традиционно-исторические мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

Утилитарно-практические мотивы (меркантильные, научиться самообразованию, стремление усвоить отдельный интересующий предмет);

Учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов)

Неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

Основной задачей современного вуза является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а документа о высшем образовании, который подкреплён прочными и стабильными знаниями. Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, должны быть не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. приобрести значимость для учащегося. Мотивация - основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студента к учебному процессу и обучению в целом, позволит повысить его научно-исследовательский и творческий потенциал. Недостаточно мотивированный студент не будет способствовать ни развитию своей компетенции, ни развитию личности как профессионала.

Первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов к обучению определяет отношение студента к его образованию. Можно выделить несколько ступеней включённости студента в процесс обучения: отрицательное, нейтральное и положительное отношение к обучению.

Отрицательное отношение к обучению можно охарактеризовать бедностью и узостью мотивов.

Здесь возможно отметить слабую заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, а не на учебу, неумение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям. Нейтральное (безразличное) отношение к учению предполагает наличие способностей и возможностей у обучающегося при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Так можно говорить о способном, но не желающем учиться студенте. Положительное отношение к обучению характерно тем, что происходит постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования. Студента характеризует активность (учения, освоения содержания и др.), которая определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности .

В педагогической науке существует множество методов повышения мотивации студентов к обучению. Перечислим некоторые из них:

Активное использование ИТ-технологий (интернет-форумы, онлайн-курсы и т.п.);

Симулированные ситуации реальной жизни в процессе обучения (ролевые игры);

Создание благоприятного психологического климата для развития личности;

Расширение возможности самореализации и введение индивидуальной траектории обучения студентов.

При такой организации образовательного процесса студент должен быть действующим лицом, а преподаватель - его партнером в обучении и развитии. Для повышения мотивации студента к обучению необходимо проектировать новые учебные программы на инновационных принципах обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что мо-тивационная сфера личности студента имеет сложную двойственную природу. С одной стороны, выделяют биологические потребности, с другой - соци-

альные. Структура мотивации складывается под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. В целом, мотивационная сфера человека определяет общую направленность личности. Именно мотивация - основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студента к обучению, позволит повысить его образовательный потенциал. Как мотивировать студентов к обучению - это важный вопрос, который ставится перед преподавателями современных вузов, потому что именно будущие специалисты являются основой развития экономики и главным потенциалом стабильного развития общества.

1. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. Мир как воля и представление // Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1993. 672 с.

2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. 178 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 480 с.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1. М., 1986. 392 с.

6. Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. 343 с.

7. Каменская Е.Н. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 155 с.

8. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с.

1. Shopengauer A. O chetveroyakom korne zakona dostatochnogo osnovaniya. Mir kak volya i predstavlenie . Works in 2 vols, vol. 1. Moscow, 1993. 672 p.

2. Vilyunas V.K. Psikhologicheskie mekhanizmy motivatsii cheloveka . Moscow, 1990. 178 p.

3. Vygotskiy L.S., Davydov V.V. (ed.). Pedagogicheskaya psikhologiya . Moscow, 1999. 480 p.

4. Maslow A. Motivatsiya i lichnost" . Saint Petersburg, 1999. 478 p.

5. Khekkhauzen Kh. Motivatsiya i deyatel"nost" in 2 vols, vol. 1 . Moscow, 1986. 392 p.

6. Leont"ev D.A. Sovremennaya psikhologiya motivatsii . Moscow, 2002. 343 p.

7. Kamenskaya E.N. Osnovy psikhologii . Rostov-on-Don, 2003. 155 p.

8. Markova A.K. et al. Formirovanie motivatsii ucheniya: Kn. dlya uchitelya . Moscow, 1990. 192 p.

Учиться прилежно — это большой плюс как для саморазвития, так и для аттестата или диплома. Но бывают моменты, когда наступает ступор и нет ни малейшего желания учиться и вообще что-либо делать. Что делать в такой ситуации? расскажет, как мотивировать себя к учёбе.

У преуспевающих людей есть мотивация. Безупречно справляется с учёбой и работой тот, кто хочет получить знания и понимает, для чего всё это делает

Ни одно действие не происходит без мотива — внешнего или внутреннего. Если тебя в дороге застал дождь, ты торопишься домой. Преподаватель даёт контрольную работу, мотивируя учащихся получить за неё более высокий балл. В таком случае речь идёт о внешней мотивации . Ты волен следовать ей либо игнорировать.

Внутренняя мотивация связана с личными интересами и желаниями. Например, ты учишь биологию не потому, что тебя попросил преподаватель. Т ебе нравится этот предмет , и ты готов в свободное время самостоятельно его изучать. Из наших примеров следует, что мотивация — это все внутренние и внешние факторы, которые влияют на поведение человека.

Психологи выделяют два главных вида мотивации :

— направленная на достижение успеха. Цель — добиться чего-то положительного. Например: «Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на «отлично».

— направленная на избегание неудачи. Цель — уйти от неприятностей. Скажем: «Готовлюсь к экзамену, чтобы не получить двойку».

Чувствуешь разницу?


Какая мотивация лучше?

Желание достичь успеха полезнее для нас, чем установка избегать неудачи. Ведь когда мы думаем о том, как бы избежать чего-то неприятного, то волей-неволей представляем свою неудачу. А негативные эмоции съедают энергию, которую можно было бы потратить на достижение цели. Такая же схема работает в нашу пользу, если мы делаем установку на успех. Положительные эмоции позволяют быть продуктивнее.

Есть такое понятие, как «подножка самому себе». Некоторые люди склонны сами создавать препятствия на пути к успеху. Человек делает нелепые вещи и списывает неудачу на них. Например: «Я не сдал экзамен, потому что поссорился с преподавателем» или «Я не смог подготовиться к экзамену, потому что вчера весь вечер был в клубе». Это куда меньший удар по самолюбию, чем откровенное признание самому себе: «Я не сдал экзамен, потому что оказался недостаточно способным и трудолюбивым».

Откуда берётся мотивация?

Мотивы напрямую связаны с потребностями человека, которые имеют определённую очерёдность. Это хорошо иллюстрирует «пирамида Маслоу», названная в честь её создателя-психолога.


На нижнем уровне располагаются физиологические потребности, на верши­не — самореализация

Пока не удовлетворены потребности низшего уровня, сложно перейти на следующий. Какой изголодавшийся человек предпочтёт чтение книги вкусному обеду? Или будет предаваться рассуждениям о смысле жизни, не имея тёплого и безопасного жилища? Саморазвитие и удовлетворение познавательных потребностей — это своего рода «психологическая роскошь». И, кстати, чем выше уровень потребностей, побуждающих человека трудиться, тем продуктивнее идёт его работа.

В чём опасность слабой и чрезмерной мотивации?

Если мотивация слишком слабая, человек работает спустя рукава и, как следствие, успеха не достигает. А если мотивация чрезмерная, усилия уже не столько прилагаются к работе, сколько тратятся на переживания из-за неё. Многое зависит и от того, насколько знакома человеку деятельность. Для каждой есть свой оптимальный уровень акти­вации: для простой деятельности он довольно высокий, для сложной — пониже.

Допустим, чтобы подготовиться к устному ответу по физике, нужно выучить формулы и понять суть физических процессов. Если ты считаешь выполнение задания важным для себя и воспринимаешь его как источник стресса, твоя подготовка пойдет более продуктивно, чем при равнодушном отношении. Простая зубрёжка в сочетании с высокой мотивацией только навредит.

Однако этот закон не распространяется на мотивацию, направленную на желание научиться чему-то новому. Невозможно быть «слишком жад­ным до знаний». Чем ненасытнее подобная «жадность», тем эффективнее осваивается новая информация.

Другое дело, если человек настолько увлечён приобретением знаний, что у него не хватает времени и сил на их использование, это к профессиональному успеху вряд ли его приведёт. Нет такой профессии, как «ходячий справочник», да и не нужна она в эпоху информационных технологий.

Как научиться мотивировать себя ?

Чтобы найти мотивацию, нужно понимать себя и управлять эмоциями. и фокусироваться на актуальных задачах.


Главный убийца мотивации — неуверенность в себе. Иногда начинаешь придумывать объяснения, почему ты чего-то до сих пор не добился. Отдай должное тому, что ты уже достиг. Напиши список своих сильных сторон, прошлых и настоящих достижений. Когда ты искренне веришь в то, что заслуживаешь успеха, твой ум будет создавать пути для его достижения.

Второй убийца мотивации — неумение концентрировать внимание . Вспомни, как часто ты фокусируешься на том, что тебе в действительности не нужно, вместо того, чтобы сосредоточиться на конкретной цели. Вполне нормальными, например, являются мысли, . «Я боюсь, что я никуда не поступлю». «Я боюсь, что люди буду считать меня глупым». Страх питает сам себя и крадёт у нас мотивацию. Если у тебя есть страх не поступить в вуз, лучше создай .


Последний кусочек в мотивационной мозаике — . Если мы отчётливо не видим следующий шаг, то начинаем откладывать действия на потом. Сделай список всех своих действий. Первое должно быть несложным и легко выполнимым, а каждое последующее труднее. Решая лёгкие задачи, создаёшь позитивное настроение, отчего появляется желание дойти до конца.

Например, у тебя есть главная задача — поступить в вуз (ты пока не знаешь, на какую специальность и куда). Список твоих действий может выглядеть так:

    Продумать, благодаря каким школьным предметам можно вытянуть аттестат на максимально возможный для тебя балл. И да, не лениться, работать на аттестат.

    Записаться на по нужным тебе предметам, чтобы посмотреть свой начальный уровень подготовки.

    Во время подготовки к ЦТ изучить , чтобы иметь представление по проходным баллам и плану приёма на интересующую тебя специальность.

    После прочтения мотивирующих цитат сразу появляется желание учиться и действовать.

    Мотивирующие цитаты от студентов Гарварда

    Ходят легенды, что студенты Гарвардского Университета каждое утро перед учебой перечитывают эти цитаты и заряжаются энергией и мотивацией. Это помогает им в трудные моменты, когда «не получается», «все идет не по плану», «нет больше сил» - такие ситуации знакомы каждому школьнику и студенту. Если вы понимаете, что сейчас настал тот самый момент, читайте цитаты на английском с переводом из этой статьи и мотивируйтесь!

    Небольшой совет от автора: если хочешь улучшить умственные способности, не забывай каждый день тренировать мозг в удобном тренажере 👉🏻 Викиум

    1. If you fall asleep now, you will dream. If you study now, you will live your dream. (Если ты сейчас уснешь, то тебе приснится твоя мечта, но если ты сейчас будешь учиться, то воплотишь свою мечту в жизнь).
    2. The pain of studying is only temporary. But the pain of not knowing – ignorance - is forever. (Боль учения лишь временна. Боль незнания – невежество – вечна).
    3. Studying is not about time. It’s about effort. (Учеба – это не время. Учеба – это усилия).
    4. Life is not all about studying. But if you can’t even conquer this little part of life, then what else can you possibly do? (Жизнь – это не только учеба, но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, как ты будешь знать, на что способен?)
    5. It’s those who are earlier than the others, those who put in more effort, who can enjoy the feelings of success. (Учись делать все раньше, учись прилагать усилия, учись наслаждаться результатами).
    6. Not everyone can truly succeed in everything. But success only comes with self-management and determination. (Не все могут по-настоящему преуспеть во всем. Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью).
    7. If you don’t walk today, you’ll have to run tomorrow. (Если ты не идешь сегодня, завтра тебе придется бежать).
    8. People who invest in the future are realists. (Люди, которые вкладывают что-то в будущее - реалисты).
    9. The level of education is in direct correlation with your salary. (Твоя зарплата прямо пропорциональна твоему уровню образования).
    10. Even now, your enemies are eagerly flipping through books. (Даже сейчас твои соперники листают умные книги).

    Мотивирующие цитаты про учебу от Илона Маска


    Илон Маск является одним из лучших примеров мотивированных
    1. Терпение - это добродетель, и я учусь быть терпеливым. Но это трудные уроки.
    2. Если вы покажете людям правильный путь, то с мотивацией проблем не будет.
    3. Ошибки совершать не страшно. Главное каждый раз ошибаться в чем-то новом.
    4. Количество никогда не компенсирует таланта, а два человека, которые чего-то не знают, ничуть не лучше такого же одного.
    5. Главный игрок в команде необязательно тот, кто забрасывает больше всего мячей, это может быть тот, кто дает пасы.

    Мотивирующие цитаты для учебы и саморазвития

    1. Между успехом и неудачей лежит пропасть, имя которой «у меня нет времени». Франклин Филд
    2. Дисциплина – это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь. Джон Максвелл
    3. Есть только один способ избежать критики – ничего не делать, ничего не говорить и быть никем. Аристотель
    4. Я – не то, что со мной случилось, я – то, чем я решил стать. Карл Густав Юнг
    5. Физические упражнения, если ими заниматься должным образом, помогают человеку стать здоровее, а умственные – богаче. Лень же лишает человека и здоровья, и богатства. Роберт Кийосаки