История буквы ш для детей. Изучаем буквы в действии!: Буква Ш - занятие. Стихи и стихотворения про букву Ш для детей
Слова, начинающиеся на букву Ш : шапка, шуба, шиповник, шар, шея, шов, шут, шарф, шёлк, шина, шест, шлем, шнурок, шпион, шепот, шитьё, школа, шляпа, штамп, штаны, шутка...
Слова, с буквой Ш в середине : чашка, кошка, мышка, Даша, душа, ишак, Маша, ушиб, афиша, башня, брошка, вишня, груша, Гриша, каша, лягушка, машина, мешок, пушка, пшено, решето, чешуя, юноша, бабушка, башмак...
Слова с буквой Ш в конце слова : малыш, камыш, душ, фарш, ковш, лаваш, глупыш, беляш, хорош, карандаш, зверёныш, розыгрыш, проигрыш, марш, гуляш, реванш...
Несколько букв Ш в слов е: шашки, шалаш...
Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.
Стихи про букву Ш
()
Шакал по дороше бежал,
Букву Ш он потерял,
Помогите мне, друзья,
Мне без Ш никак нельзя.
Школьник в школу собирался,
Потеплее одевался:
Шубу, шапку, шарф надел -
Шёл до школы и вспотел.
В школу буква Ш пришла,
Сашу там она нашла,
Дала Саше шоколад,
Букве Ш он очень рад.
Скороговорки
( и )
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат,
Тише, кот сюда спешит.
Шмыг - и в школе не души.
Мышонку шепчет мышь: "Ты всё шуршишь, не спишь!"
Мышонок шепчет мыши: "Шуршать я буду тише".
Гришка с Мишкой ел коврижку
И дразнил в окне мартышку.
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Ташей простоквашу.
Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
Мышка сушек насушила
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали
Зубы сразу же сломала.
Чистоговорки (больше )
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Мы качаем малыша.
Аш-аш-аш, аш-аш-аш,
Мы доделали шалаш.
Ош-ош-ош, ош-ош-ош,
У меня на блузке брошь.
Уш-уш-уш, уш-уш-уш,
Я пойду, открою душ.
Ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш,
У воды шумит камыш.
Шин-шин-шин, шин-шин-шин,
На шкафу большой кувшин.
Ши-ши-ши - что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше - это утка в камыше.
Ша-ша-ша - выходи из камыша!
Ше-ше-ше - нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши - что же шепчут камыши?
Загадки
( и )
Вместе Паша и Егор
В поле ставили шатёр.
Прямо возле шалаша,
И шатёр стал буквой...
У шофёра Саши
Есть машина Маша.
За рулём шофёр сидит
И рулит, рулит, рулит,
А машина едет
В огород к соседям.
Это им не по душе,
И шофёр стал буквой...
Для шипенья хороша
В алфавите буква....
Шимпанзе залез на стул,
Шарфик с вешалки стянул.
Что-то вроде шалаша -
На картинке с буквой...
Писать букву Ш надо так
(отсюда и отсюда)
Изображения буквы Ш и картинки на Ш
(отсюда)
Жила-была в Азбуке буква Ш. Она была уже довольно немолода, впрочем, как и все буквы, и стояла почти в самом конце Алфавита. Она была вся шероховатая, немного шепелявила, чаще всего разговаривала шепотом и любила одеваться в шерстяные вещи.
У нее была сестра – буква Щ - жуткая щеголиха. Она была очень веселой и озор-ной: постоянно она щебетала да щипалась. Она не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щекотать букву Ш, а та шарахалась от нее и сердито шипела, закутываясь в шаль:
Ну, хватит уже шутить и шалить, а то заставлю тебя платить штраф!
Буква Щ щурилась и смеялась, но потом ей становилось жаль сестру, она щадила ее и целовала в щечку.
А один раз буква Ш поссорилась с буквой Ы. Да так поссорилась, что никто не смог их помирить.
Я никогда не стану с ней рядом, мне это просто неприятно, - говорила буква Ш.
Но как же быть? – пытались уговорить ее другие буквы. – Мало ли, как мы к кому относимся, но в разных словах нам приходится стоять рядом друг с другом. Это же наша работа! Мы для того и существуем, чтобы составлять различные слова. Например, в слове ШЫШКА тебе придется стоять рядом с Ы.
Ни за что! – упрямилась буква Ш. – Пусть со мной лучше буква И стоит. Вот она мне нравится, на меня немного похожа, только у нее две ножки, а у меня три… С буквой И я согласна стоять рядом в любых словах!
Но так нельзя! - стали возмущаться другие буквы! – Ведь в этом слове, да и в других, например: Шырь, Шына, Шыфр ясно слышится буква Ы, значит, она должна стоять рядом с тобой.
А я не хочу и всё! – упорствовала буква Ш.
Буква Ш, поселившаяся в камышах
Буква ш долго искала, где бы ей поселиться.
Поселюсь-ка я в камышах! - наконец решила она. — Конечно, они неисправимые сплетники, но тихие и совершенно безвредные. А я с удовольствием помогу им шуршать.
Она сделала из камышей шалаш и поселилась у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шепотом пересказывать друг другу последние лесные новости — утешительные и неутешительные. А буква ш изо всех сил старалась им помогать. Она даже научилась рассказывать особые, шелестящие сказки.
В безветренную погоду, когда в лесу стихали звуки и воцарялся покой, лесная мышка приводила к берегу своих малышей — шестерых крошечных мышат, чтобы они послушали сказки, которые свивает из тишины и тихонько нашептывает в камышах буква ш.
Ситуация, когда дети плохо выговаривают или не выговаривают вовсе некоторые буквы алфавита, очень распространенная. Буква «Ш» является одной из наиболее сложных в произношении. И это касается практически всех шипящих.
Если произношением ребенка постоянно заниматься, то он очень быстро научиться говорить букву «Ш» без привлечения логопеда. В этой статье мы рассмотрим основные причины возникновения проблемы, а также изучим упражнения, которые в дальнейшем вам очень помогут.
Если вы замечаете, что ваш ребенок плохо выговаривает эту букву, то желательно пройти обследование у логопеда. Возможно, проблема неправильного произношения вызвана нарушением слуха. В этом случае необходима помощь специалистов.
Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка
Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.
Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:
- Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
- Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
- Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
- Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
- Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
- Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».
Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда
Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.
Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)
Важно учитывать, что проблема может быть с произношением и других шипящих. Поэтому, если вы решили научить ребенка говорить букву «Ш», то следует быть готовыми к тому, что придется корректировать и другие звуки.
Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.
Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей
Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:
- Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
- Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
- «Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
- Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
- Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
- Отставание в развитии. Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
- Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.
Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.
Тренируем правильное произношение буквы «Ш»
Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.
Разминаем язык
Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:
- «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
- «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
- «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
- «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.
Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.
1) , из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша.
2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, .
Разминаем губы
Для разминки губ подойдут следующие упражнения:
- «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
- Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
- «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.
Основные методы постановки звука «Ш»
Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.
Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».
Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.
Шипящие всегда вызывают у детей трудности. И звук «Ш» является одним из наиболее сложных. Представленные в данной статье рекомендации помогут вам выявить проблему как можно раньше и добиться избавления от нее. Достаточно просто приложить немного усилий, и вашему ребенку в дальнейшем будет легче в общении.
Здравствуйте мои дорогие читатели!
В рубрике учим буквы сегодня согласная буква «Ш» . У детей часто встречаются проблемы с произношением звука [ш], здесь, как я уже обращала ваше внимание в других статьях помочь, может логопед. Он без особого труда определит причины, и предложит вам соответствующие упражнения по исправлению дефекта речи у вашего ребенка.
Я же приготовила для вас практический материал: художественное слово, игры, кроссворды на букву Ш.
Буква «Ш»
Веселые стихи
Шура сено ворошил,Вилы в сене позабыл.
Г. Виеру |
Шалуны, прибавьте шагу!Скорей несите мушкетеру шпагу! | ||
Посмотри на букву Ш
–Буква очень хороша,
Потому что из неё Можно сделать Е и Ё . Вот шиповника цветы – Просто чудо красоты! Яркие, пахучие… Ай-ай-ай! Колючие! Шиповник шипы свои выставил Шипы у шиповника словно иголки. Но мы не шипы у него заберем – Полезных плодов для аптеки нарвем. С. Мосияш Шорох, шептанье, Шумок под окном, Шлепанье легкое… Кто это – гном? Шиш! Там, за шторами возле окна, Шустрым мышонком Шуршит тишина. Кошка на окошке Штанишки шьет. А мышка в сапожках Избушку метет. Слышен шорох в камышах, От него шумит в ушах: Сто бесстрашных лягушат Цаплю шепотом страшат. |
Шел я лесом и боялся…Чей-то шарфик мне попался.
Сразу лес не страшным стал. – Эй, кто шарфик потерял? Шагает кошка не спеша, Коготки как буква Ш … Шустро мышь под печку – шасть! Как бы в лапы не попасть… В. Степанов Под кувшинками в тиши, Где не очень мелко, Ходят важные лещи Шириной с тарелку. Что у нас в лесу на букву Ш ? Это шишка шлепнулась, шурша. Шмель и шершень шумно Шарят в кашке. Шебуршат в шиповнике букашки. Что еще в лесу на букву Ш ? Шум и шорох возле шалаша. Не дыши, охотник! Собака, не шурши! Уточка с утятами Плывет сквозь камыши. Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь – не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». |
Скороговорки
1. В ночной тиши у камышаЧуть слышны шорохи ужа.2. Простоквашу дали Клаше.
Недовольна Клаша: «Не хочу я простоквашу, Дайте просто кашу». 3. В шалаше шесть шалунов. 4. Саша шапкой шишки сшиб. |
5. На окошке крошку мошкуЛовко ловит лапой кошка.6. Шишки скользкие шуршали,
Шумно шлепались с сосны. Слоем снега, словно шалью, Скроет шишки до весны. 7. Сшила Саша Саньке шапку. 8. Шапка да шубка – Вот и весь Мишутка. |
9. Шла по улице машина,Шла машина без бензина,Шла машина без мотора,
Шла машина без шофера, Шла, куда сама не зная, Шла машина… заводная. |
10. Шли сорок мышей,Несли сорок грошей,Две мыши поплоше
Несли по два гроша. |
Пословицы и поговорки
1. Шила в мешке не утаишь.
2. С кем поведешься, от того и наберешься.
3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
4. В гостях хорошо, а дома лучше.
5. Кошке игрушки, а мышке слезки.
6. На мышку и кошка зверь.
7. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
8. Поспешишь – людей насмешишь.
Чистоговорки
Игры
Игра «Кто внимательный?»
1. Назовите одинаковый звук в словах: шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шар.
2. Отгадайте слово по первым звукам следующих слов: шар, арбуз, ракета, флаг.
О т в е т: шарф.
Игра «Кто больше?»
Подберите слова, в которых звук [ш ] расположен в начале (шляпа, шишка ), в середине (мишка, чашка ), в конце слова (камыш , карандаш ).
Игра «Доскажи словечко»
Игра «Волшебная цепочка»
1. Цепочка должна начинаться и заканчиваться на букву «ш».
(Шар – рак – кот – танк – карандаш .)
2. Замените первый звук в словах: жить, сутки.
(Шить, шутки.)
3. Как за одну секунду из шаха сделать мат ?
(Шах – шаг – маг – мат.)
Игра «Анаграммы».
Шпала (лапша ), шарф (фарш ), шнурок (коршун ).
Слова-невидимки
В Ш – – – – – сели моряки,
– – – ш – – к чаю береги.
– – – – ш у берега реки,
Забралась – – ш – – в куль муки.
Опасен – – – ш – – для цыплят,
Ш – – – – – дороже, чем шпагат.
О т в е т: шлюпка – плюшка, камыш – мышка, коршун – шнурок.
Игра «Дополните слово»
Шина (машина, вершина ), шут (шутка ), шип (шиповник, подшипник ), шил (шило ), шла (шлак ), шел (шелк ).
Хвостоглав
(Дополнительные буквы: м, л, а, д, о, е.)
– – шок – – – –
О т ве т: мешоколад: мешок, шок, кол, лад, шоколад.
Игра «Слоговое лото»
1. Составьте слова со слогом —ши- в начале или в конце.
(Ваши, дыши, шило, шили, мыши, реши, шипы и т. д.)
2. Продолжите слова: Ми… (-ша ), шу… (-ба ), Ма… (-ша ), ши… (-на ), ша… (-ры ), шут… (-ка ), шап… (-ка ), шаш… (-ки ), шах… (-та ), лан… (-дыш ), мы… (-ши ), пше… (-но ), ши… (-ло ), шко… (-ла ), шля… (-па ), шах… (-тер ), Шу… (-ра ), суш… (-ки ).
Игра «Наборщик»
1. Выберите из данных букв восемь и сложите название государства. Из оставшихся получится столица.
С ш т о в к е ц т и о л я ь м Г
О т в е т: Швеция, Стокгольм.
2. Составьте как можно больше слов из букв слова шоколадка.
О т в е т: школа, шок, шкала, шлак, шакал, око, оклад, кол, кадка, колода, кладка, кок, кошка, клок, клад, лад, лодка, лак, лошадка, ад, док, код и т. д.
Игра «Головоломка»
Найдите между строчек насекомое.
Притих камыш, мелькнула птица,
Все спит, ничто не шевелится.
О т в е т: шмель.
Кроссворды
1. «Гори-верти»
По горизонтали и по вертикали впишите три одинаковых слова, которые означают… Впрочем, ищите подсказку в стихах:
– Я быстро таю за щекой.
– Я спорю с бурною рекой.
– Мал воробей, и все же я
Гораздо меньше воробья.
О т в е т: шоколад, плотина, колибри
2. Все слова с буквой «Ш»
Загадки
На квадратиках доскиКороли свели полки.Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (Шахматы.) Работник садовый – Порядок медовый. (Шмель.) Сижу верхом, не знаю, на ком, Знакомца встречу, Соскочу – привечу. (Шапка.) На бильярде стальные они, На нитках – резиновые, На шкафу – деревянные, На ёлке – стеклянные. (Шары.) |
Твой хвостик я в руке держал,Ты полетел, я побежал.
(Шар.) Кругленький, летает, А куда – не знает. (Шарик.) Г. Виеру Сначала пряталась в траве, Теперь сидит на голове. (Шапка.) У меня нос колкий, как у иголки, Но не шью я, а дырявлю только. (Шило.) Открываются ворота: Гости новые пришли. Начинается работа – Принимаю корабли, Чтобы к рекам шли иным По ступенькам водяным. (Шлюз.) |
Статья оказалась полезной? Оставьте свои пожалуйста комментарии.
Класс: 1
Предмет: Обучение грамоте
Учебник В.Г.Горецкого (УМК «Школа России») 1-й класс
Задачи:
способствовать различению
звука [ш] и буквы ш; формировать фонематический
слух через работу со звуком [ш]; развивать связную
речь учащихся.
Оборудование:
оборудование для
презентации, презентация к уроку, материал для
игры «Снежки», веера букв для каждого ученика,
оценочные линеечки, листочки для теста,
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация ранее изученного
1. Итак, урок у нас с вами сегодня необычный. Хотите узнать, что нас на нем ждет? Тогда вам необходимо подняться вот по этой лесенке и двери на наш урок будут открыты.
Игра «Какая буква лишняя?»
Работа учащихся с веером букв.
2. Что за праздник изображен на слайде?
Конечно, все вы с нетерпением ждете этот
праздник. А без кого не проходит этот праздник?
Так может нам поторопить их и пойти на встречу
Деду Морозу и Снегурочке? Пойдем? Тогда вставайте
и в путь!
Песня «Вместе весело шагать»
Выступление подготовленной ученицы:
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё. (наглядно показывает)
3. Конструирование буквы Ш.
– Я думаю, вам стоит поближе познакомиться с этой буквой.
Работа в парах.
Конструирование из спичек, проволоки, бумаги, при помощи рук, карандашей.
– Вижу, что вы познакомились с буквой Ш. А с другими буквами вы хорошо знакомы? Вот сейчас я и проверю!
4. Игра «Угадай букву» (письмо на спине)
Отгадывающие показывают букву веером букв.
5. Микроитог
– С какой новой буквой мы сегодня
познакомились?
– Что вы о ней знаете?
6. Чтение слогов
– Знаю, что Дед Мороз решил подарить вам свои разноцветные снежинки. Но они немного расшалились. Давайте их поймаем, прочитав на них слоги.
7. Игра «Снежки»
– Мы с вами собрали достаточно снежинок для того, чтобы получились снежки. Поиграем в снежки? Но игра необычная. Вам необходимо собрать снежки со слогами к соответствующей схеме. Командир каждой группы обсуждает с вами собранные вами снежки и подходящие приклеивает в соответствующий снежный ком.
8. Работа по учебнику
1) Работа с иллюстрацией.
А этот слайд нас отправляет в Азбуку. Стр.141
Рассмотрите рисунок на этом развороте. Назовите
только те предметы в названии, которых
присутствует звук Ш (шатер, чаша, шуты, ковш,
шаровары, подушка, волшебник)
Что вы знаете об этом звуке?
2) Работа с текстом
Чтение текста (птичий базар)
Чтение текста «ручейком».
Работа над содержанием.
– О каком времени года идет речь?
– Куда пошли дети?
– Что они собирали?
Физминутка для глаз
Перечитайте еще раз текст и простым карандашом подчеркните встречающуюся вам букву Ш.
Проверка. Пошли шишки
3) Работа по развитию речи.
– Какие шишки вы знаете?
– Чем отличаются сосновые шишки от еловых?
(объяснение учителя с опорой на иллюстрацию
слайда 10)
– А какие еще шишки бывают?
4) Давайте поговорим о слове шишки
Разделите слово на слоги.
Назовите гласный в первом слоге.
Какую букву вы видите в первом слоге?
Какой звук слышите?
Почему? (Обсуждение)
Правило: ШИ пиши с буквой И.
V. Обобщение
1.
Секреты какой буквы мы сегодня
узнали?
Что вы знаете об этой букве?
2. Тест
Детям раздаются листочки бумаги. Проговариваются высказывания. Если согласен с высказыванием ставят знак +, если не согласны с высказыванием ставят знак –.
Буква Ш обозначает гласный звук.
Звук Ш глухой.
Звук Ш всегда мягкий.
Звук Ш согласный.
Звук Ш всегда твердый.
Проверка: Приложение 1 . Слайд 10
3. Самооценка
– Оцените свою работу на уроке на оценочной линеечке.
VI. Итог
– Урок подходит к концу. Вы замечательно
работали. Скажите, успели ли мы встретить Деда
Мороза и Снегурочку? Вы расстроились?
Не расстраивайтесь, ведь Новый год еще не
наступил.
Приложение 1 . Слайд 11
– Смотрите, к нам спешит снеговик. Это же личный почтальон Деда Мороза! Значит он помнит о вас! Что же нам прислал Дедушка Мороз?
Цель: уточнение и автоматизация звука Ш в речи. Знакомство с буквой Ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– обучение акустико-артикуляционной характеристики звука Ш с опорой на
различные виды контроля;
– закрепление понятий: “согласный звук”, “слог”, “слово”;
– закреплять умение определять звук Ш в слогах, словах;
– обучение звуко-слоговому анализу слогов, слов;
– обучение печатанию.
Коррекционно-развивающие:
– автоматизация произношения звука Ш изолированно, в слогах, словах;
– развитие фонематического слуха и восприятия;
– улучшение общей моторики и координации движений;
– развитие дыхания и голоса;
– развивать основные психические процессы: внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать благородные чувства к маме – самому дорогому человеку.
Оборудование:
индивидуальные зеркала, индивидуальные пеналы со схемой
предложения, “Волшебный сундучок” с предметными картинками: кувшин, шапка, шуба,
шишки, машина, мишка, мышка, кошка;
“Пуговица”, слоговые домики;
Символы гласных звуков;
Мяч;
Дидактический материал “Эмоция радости”;
Буква Ш;
Тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Сколько рисунков у вас в группе?
– Кого вы, ребята, рисовали? – Папу, маму.
– Это семья? – Да.
– Дружная семья? – Да.
– У нас с вами тоже дружная семья.
Давайте возьмемся за руки и сделаем круг. – Движение по кругу.
– Скажите, ребята, а какой праздник приближается в марте? – 8 Марта. Женский
день.
– Мы будем поздравлять своих мам.
Я хочу. Чтобы вы поздравили свою маму ласково. Обнимите себя руками и скажите: “Дорогая мамочка, поздравляю тебя с праздником!” (Каждый ребенок проговаривает эту фразу.)
– Молодцы!
– А сейчас на занятие в кабинет.
– Займите свои места.
– Слушайте внимательно, думайте, правильно отвечайте.
– Чтобы у нас было вот такое настроение (показ “эмоции радости”), споем песенку
– четко произносите гласные по символу звука.
2. Введение в тему.
– Послушайте стихотворение и определите, какой звук я выделяю; запомните слова с этим звуком.
Шимпанзе – артист бывалый:
Шуток знает он немало,
И с шарманкою своей
Целый день смешит детей.
Ребята! Шарманка – это музыкальный инструмент.
– Догадались? – Это звук Ш.
Упражнение перед зеркалом.
– Произнесите звук Ш перед зеркалом.
Выполняем упражнение “Чашечка”: широкий язык в форме чашечки поднять к верху, края языка прижаты к верхним зубам.
Произносим Ш-Ш-Ш...
Характеристика звука Ш.
– Ребята, есть ли преграда, когда мы произносим звук Ш? – Да.
– Значит, какой звук Ш – гласный или согласный?
– Дрожит ли при произношении звука горлышко? – Нет.
– Звук звонкий или глухой? (Проверим ладошкой.)
– Запомните: звук Ш – согласный, глухой всегда твердый, шипящий.
– Повторим. (Все вместе повторяем.)
3. Основная часть.
Развитие фонематического слуха.
– Выполним упражнение:
“Хлопните в ладоши, если услышите слог со звуком Ш:
Са-ша, жу-ши-ша-сы-ща-щу-жи-ши.
– А теперь слово со звуком Ш: “Цепочка слов” – кушетка, жаворонок, самовар,
шелест, площадь, полушубок, часовщик, шуршать, мышеловка, сковорода, лягушка.
– Игра “Пуговица” – звук в слове (в начале, в середине, в конце)
– Определяем место звука Ш в каждом слове:
шляпа, подушка, ландыш, машина, шорты, карандаш.
Закрепление правильного произношения звука Ш.
“Повторим чистоговорки”: (внимательно слушаем и повторяйте после меня).
Ша-ша-ша-наша Маша хороша. Шу-шу-шу-шубу новую ношу. Шо-шо-шо-Шура пишет хорошо.
Звуковой анализ слова:
– Произнесем слово КАМЫШ.
– Назовем звуки по порядку.
– Назовем согласные звуки: (К, М, Ш) – 3 звука.
– Назовем гласные звуки: (А, Ы) – 2 звука.
– Если в слове 2 гласных звука – сколько будет слогов в слове? – Два.
– Назовите первый слог? – КА.
– Назовите второй слог? – Мыш.
– Молодцы!
– Игра “Домики” – определение слогов в слове.
Шуба, шапка, шарф, шахматы, камыш, малыш, погремушка – сколько?
Физкультминутка. “Встали и отдохнем”.
Игра с мячом. Подберем слова к слову МАМА – какая?
Добрая, нежная, самая лучшая, самая чуткая, самая красивая.
– Молодцы! Наши мамы лучше всех!
Знакомство с буквой Ш: рассматривание, обведение контура в воздухе, печатание.
– Звук Ш обозначается вот такой буквой Ш.
Вертикально три палочки я положу,
А внизу четвертую ровно провожу.
(Показ буквы Ш.)
– На что похожа буква Ш? – Ответы детей. (Забор, подсвечник, расческа.)
– Из каких элементов состоит буква. – Ответы детей. (Из палочек.)
– Напишите букву Ш в воздухе, на спине соседа.
– Выложите букву Ш из палочек.
– Построим из пальцев рук букву Ш.
Мы сейчас удивлены –
Три пальца вверх устремлены.
У основанья пальцев рядом
Указательный положим прямо.
Да, постройка хороша
Она похожа на букву Ш
– Построим из пальцев рук слово ШУМ.
– Молодцы!
4. 3аключительная часть.
Печатание буквы Ш в тетради.
(Проверить правильность посадки, положение тетради, как держит карандаш.)
– Подготовим руки к работе.
– Взяли карандаши.
Катаем между ладошками,
потом между большим пальцем и указательным,
между большим пальцем и средним,
между большим пальцем и безымянным,
между большим пальцем и мизинцем.
И наоборот.
– Покрутим карандаш в одну сторону, в другую сторону.
И еще раз покатаем между ладошками.
– А теперь открываем тетради и печатаем букву Ш – сверху вниз и слева
направо.
– Вторая строчка? – ответ детей.
Недостающие элементы буквы Ш.
– Отложите тетради на угол стола.
– Ребята! В волшебном сундучке есть чудесные картинки.
Вы берете картинку, составляете предложение и выкладываете схему предложения.
Дети составляют предложения. Логопед подходит к каждому ребенку, слушает составленное предложение, оказывает помощь, кому требуется. По ходу спрашивает основные правила о предложении:
1. Как пишется первое слово в предложении? (С большой буквы.)
2. Как пишутся слова в предложении? (Отдельно.)
3. Какой знак ставиться в конце предложения? (Точка.)
– Молодцы!
5. Итог занятия
– Какой звук мы сегодня повторяли?
(Ответ детей – звук Ш.)
– Звук Ш какой? – Согласный, глухой, всегда твердый, шипящий.
– Ребята, какую букву вы научились писать? – Ш.
– Найдите букву Ш и прикрепите на вагончик паровозика.
– Молодцы! Поработали отлично!
Домашнее задание:
Вспомните слова, в которых звук Ш в начале, в середине, в конце.
Кто больше? А завтра проведем соревнование на знатока звука Ш.
– Всем спасибо за занятие.