Все о тюнинге авто

Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро. Дорога жизни через Ладожское озеро: история Великой Отечественной войны. Блокадный Ленинград Фактическое начало блокады

Блокада Ленинграда -- военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) -- 872 дня .

К началу блокады в городе имелись лишь недостаточные по объёму запасы продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих. Пропускная способность этой транспортной артерии была несоответствующей потребностям города. Начавшийся в городе голод, усугублённый проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей. В июне -- августе 1944 советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую операцию 1944 и Свирско-Петрозаводскую операцию 1944, 20 июня освободили г. Выборг, а 28 июня -- Петрозаводск.

Нападение Германии и Финляндии на СССР и выход их войск к Ленинграду.Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР -- плана «Барбаросса». В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3--4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны («блицкрига»). К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР. Согласно плану «Ост» («Восток») предполагалось в течение нескольких лет истребить значительную часть населения Советского Союза, в первую очередь русских, украинцев и белорусов[источник не указан 256 дней], а также всех евреев и цыган -- всего не менее 30 миллионов человек. Ни один из народов, населявших СССР, не должен был иметь право на свою государственность или даже автономию.[источник не указан 256 дней]

4 июля части вермахта вступили в Ленинградскую область возле Пскова. За первые 18 дней наступления 4-я танковая группа противника с боями прошла более 600 километров (с темпом 30--35 км в сутки), форсировала реки Западная Двина и Великая. 5--6 июля войска противника заняли Остров, а 9 июля -- Псков, находящийся в 280 километрах от Ленинграда. От Пскова самый короткий путь к Ленинграду проходит по Киевскому шоссе, идущему через Лугу.

Уже 23 июня командующим Ленинградским военным округом генерал-лейтенантом М. М. Поповым было отдано распоряжение о начале работ по созданию дополнительного рубежа обороны на псковском направлении в районе Луги. 4 июля это решение было подтверждено Директивой Ставки главного командования за подписью Г. К. Жукова.

19 июля, к моменту выхода передовых немецких частей, Лужский оборонительный рубеж был хорошо подготовлен в инженерном отношении: были построены оборонительные сооружения протяжённостью 175 километров, при глубине 10--15 километров. Оборонительные сооружения строились руками ленинградцев, в большинстве своём, женщин и подростков (мужчины уходили в армию и ополчение).

У Лужского укрепленного района произошла задержка немецкого наступления. Донесения командующих немецкими войсками в штаб:

Командование Ленинградского фронта воспользовалось задержкой Гепнера, ожидавшего подкрепления, и подготовилось к встрече противника, использовав в том числе новейшие тяжёлые танки КВ-1 и КВ-2, только что выпущенные Кировским заводом. Только в 1941 году было построено более 700 танков, оставшихся в городе. За это же время было выпущено 480 бронемашин и 58 бронепоездов, нередко вооруженных мощными корабельными орудиями. На Ржевском артиллерийском полигоне было найдено боеспособным корабельное орудие калибром 406 мм. Оно предназначалось для головного линкора «Советский Союз», уже находившегося на стапеле. Это орудие применялось при обстреле немецких позиций. Германское наступление было приостановлено на несколько недель. Вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу. Эта задержка вызвала резкое недовольство Гитлера, который совершил специальную поездку в группу армий «Север» с целью подготовить план захвата Ленинграда не позднее сентября 1941 года. В беседах с военачальниками фюрер, помимо чисто военных доводов, привёл немало политических аргументов. Он полагал, что захват Ленинграда даст не только военный выигрыш (контроль над всеми балтийскими побережьями и уничтожение Балтийского флота), но и принесёт огромные политические дивиденды. Советский Союз потеряет город, который, являясь колыбелью Октябрьской революции, имеет для советского государства особый символический смысл. Кроме того, Гитлер считал очень важным не дать советскому командованию возможность вывести войска из района Ленинграда и использовать их на других участках фронта. Он рассчитывал уничтожить оборонявшие город войска.

В длительных изматывающих боях, преодолевая кризисы в разных местах, немецкие войска в течение месяца готовились к штурму города. К городу подошёл Балтийский флот со своими 153 орудиями корабельной артиллерии, как показал опыт обороны Таллина по своей боевой эффективности превосходящей орудия того же калибра береговой артиллерии, также насчитывающей под Ленинградом 207 стволов. Небо города защищал 2-й корпус ПВО. Наивысшая плотность зенитной артиллерии при обороне Москвы, Ленинграда и Баку была в 8--10 раз больше, чем при обороне Берлина и Лондона.

  • 14--15 августа немцам удалось пробиться через заболоченную местность, обойдя лужский УР с запада и, форсировав у Сабска реку Лугу, выйти на оперативный простор перед Ленинградом.
  • 29 июня, перейдя границу, финская армия начала боевые действия на Карельском перешейке. 31 июля началось крупное финское наступление в направлении Ленинграда. К началу сентября финны перешли существовавшую до подписания мирного договора 1940 года старую советско-финскую границу на Карельском перешейке на глубину до 20 км, остановились на рубеже Карельского укрепрайона. Связь Ленинграда с остальной страной через территории оккупированные Финляндией была восстановлена летом 1944 года.
  • 4 сентября 1941 года, в ставку Маннергейма в Миккели был направлен начальник главного штаба вооруженных сил Германии генерал Йодль. Но он получил отказ в участии финнов в наступлении на Ленинград. Вместо этого Маннергейм повёл успешное наступление на севере Ладоги, перерезав Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал в районе Онежского озера, блокировав тем самым маршрут для поставок в Ленинград грузов.

Именно 4 сентября 1941 г. город подвергается первым артиллерийским обстрелам со стороны оккупированного немецкими войсками города Тосно:

В сентябре 1941 г. небольшая группа офицеров по заданию командования ехала на автомашине-полуторке по Лесному проспекту с аэродрома Левашово. Немного впереди нас шел переполненный народом трамвай. Он тормозит перед остановкой, где стоит большая группа ожидающих. Раздается разрыв снаряда, и многие на остановке падают, обливаясь кровью. Второй разрыв, третий... Трамвай разнесен в щепки. Груды убитых. Раненые и искалеченные, в основном женщины и дети, разбросаны по булыжной мостовой, стонут и плачут. Светловолосый мальчик лет семи-восьми, чудом уцелевший на остановке, закрыв лицо обеими ручонками, рыдает над убитой матерью и повторяет: - Мамочка, что они наделали...

  • 6 сентября 1941 года Гитлер своим приказом (Weisung № 35) останавливает наступление группы войск «Север» на Ленинград, уже достигших пригородов города, и отдаёт приказание фельдмаршалу Леебу отдать все танки Гепнера и значительное число войск для того, чтобы «как можно быстрее» начать наступление на Москву. В дальнейшем немцы, отдав свои танки на центральный участок фронта, продолжали окружение города кольцом блокады, удаленным от центра города не более чем на 15 км, и перешли к длительной блокаде. В создавшейся ситуации Гитлер, реально представлявший себе огромные потери, которые он понес бы, вступив в городские бои, своим решением обрек его население на голодную смерть.
  • 8 сентября солдаты группы «Север» захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость). С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города. В этот же день немецкие войска неожиданно быстро оказались в пригородах города. Немецкие мотоциклисты даже остановили трамвай на южной окраине города (маршрут № 28 Стремянная ул. - Стрельна). Но город был готов к обороне. Всё лето день и ночь около полумиллиона человек создавали в городе рубежи обороны. Один из них, самый укрепленный, названный «Линией Сталина» проходил по Обводному каналу. Многие дома на оборонных рубежах были превращены в долговременные опорные пункты сопротивления. 13 сентября в город прибыл Жуков, который приступил к командованию фронтом 14 сентября, когда, вопреки расхожему мнению, растиражированному многочисленными художественными фильмами, наступление немцев уже было остановлено и фронт был стабилизирован.Проблемы эвакуации жителей.

Ситуация до блокады

Эвакуации жителей города на протяжении всей блокады придавалось огромное значение, хотя она была плохо организована и носила хаотический характер. До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. Возможность достижения немцами города считалась минимальной. Тем не менее, первые поезда с эвакуированными людьми покинули Ленинград уже 29 июня, через неделю после начала войны.

Первая волна эвакуации

Самый первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, когда части вермахта захватили железную дорогу, связывающую Ленинград с лежащими к востоку от него областями. Этот период характеризовался двумя особенностями:

  • 1. Нежеланием жителей уезжать из города;
  • 2 Много детей из Ленинграда было эвакуировано в районы Ленинградской области. Впоследствии это привело к тому, что 175 000 детей было возвращено обратно в Ленинград.

За этот период из города было вывезено 488 703 человека, из них 219 691 детей (вывезено 395 091, но впоследствии 175 000 возвращено обратно) и 164 320 рабочих и служащих, эвакуировавшихся вместе с предприятиями.

Вторая волна эвакуации

Во второй период эвакуация проводилась тремя способами:

  • 1. эвакуация через Ладожское озеро водным транспортом до Новой Ладоги, а затем до ст. Волхов автотранспортом;
  • 2. эвакуация авиацией;
  • 3. эвакуация по ледовой дороге через Ладожское озеро.

За этот период водным транспортом было вывезено 33 479 чел (из них 14 854 чел -- не ленинградского населения), авиацией -- 35 114 (из них 16 956 не ленинградского населения), походным порядком через Ладожское озеро и неорганизованным автотранспортом с конца декабря 1941 и до 22.1.1942 -- 36 118 чел (население не из Ленинграда), с 22.1.1942 по 15.4.1942 по «Дороге жизни» -- 554 186 человек.

В общей сложности за время второго периода эвакуации -- с сентября 1941 по апрель 1942 года -- из города, в основном по «Дороге жизни» через Ладожское озеро, были вывезены около 659 тысяч человек.

Третья волна эвакуации

С мая по октябрь 1942 г. вывезли 403 тысячи человек. Всего же за период блокады из города были эвакуированы 1,5 млн человек. К октябрю 1942 г. эвакуация всех людей, которых власти считали нужным вывезти, была завершена.

Последствия блокады

Последствия для эвакуантов

Часть истощённых людей, вывезенных из города, так и не удалось спасти. Несколько тысяч человек умерли от последствий голода уже после того, как их переправили на «Большую землю». Врачи далеко не сразу научились ухаживать за голодавшими людьми. Были случаи, когда они умирали, получив большое количество качественной пищи, которая для истощенного организма оказывалась по существу ядом. Вместе с тем, жертв могло бы быть гораздо больше, если бы местные власти областей, где размещали эвакуируемых, не предприняли чрезвычайных усилий по обеспечению ленинградцев продовольствием и квалифицированной медицинской помощью.

Последствия для городского руководства

Блокада стала жестоким экзаменом для всех городских служб и ведомств, обеспечивавших жизнедеятельность огромного города. Ленинград дал уникальный опыт организации жизни в условиях голода. Обращает на себя внимание следующий факт: во время блокады, в отличие от многих других случаев массового голода, не произошло никаких крупных эпидемий, несмотря на то, что гигиена в городе была, конечно, гораздо ниже нормального уровня из-за почти полного отсутствия водопровода, канализации и отопления. Безусловно, предотвращению эпидемий помогла суровая зима 1941--1942 гг. Вместе с тем исследователи указывают и на эффективные профилактические меры, принятые властями и медицинской службой.

Самым тяжёлым во время блокады был голод, вследствие чего у жителей развивалась дистрофия. В конце марта 1942 года вспыхнула эпидемия холеры, брюшного тифа, сыпного тифа, но за счёт профессионализма и высокой квалификации медиков вспышка была сведена к минимуму.

Осень 1941 года Провал попытки блицкрига

Провал попытки блицкрига

В конце августа 1941 года германское наступление возобновилось. Немецкие части прорвали Лужский оборонительный рубеж и устремились к Ленинграду. 8 сентября 1941 года противник вышел к Ладожскому озеру, захватил Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы, и блокировал Ленинград с суши. Этот день считается днем начала блокады. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру. С севера город блокировали финские войска, которые были остановлены 23-й армией у Карельского УРа. Сохранилось лишь единственное железнодорожное сообщение с побережьем Ладожского озера с Финляндского вокзала -- Дорога жизни.

Это отчасти подтверждает то, что финны остановились по приказу Маннергейма (согласно его мемуарам он согласился занять должность верховного главнокомандующего войсками Финляндии при условии, что не будет вести наступление против города), на рубеже государственной границы 1939 года, то есть той границы, которая существовала между СССР и Финляндией накануне Советско-финской войны 1939--1940 годов, с другой стороны, оспаривается Исаевым и Н. И. Барышниковым:

Общая площадь взятых в кольцо Ленинграда и пригородов составляла около 5000 квадратных километров.

По словам Г. К. Жукова, «положение, сложившееся под Ленинградом, Сталин в тот момент оценивал как катастрофическое. Однажды он даже употребил слово „безнадёжное“. Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней, и Ленинград придется считать потерянным». Согласно расхожему мнению, Сталин был очень недоволен действиями маршала К. Е. Ворошилова, который командовал войсками Ленинградского фронта, оборонявшими город. Однако, это маловероятно, так как К. Е. Ворошилов командовал ленинградским фронтом с 5 по 13 сентября, а если верить воспоминаниям Г. К. Жукова, то до 10 сентября, то есть согласно Жукову Ворошилов командовал фронтом всего пять дней (См. статью Ленинградский фронт ). После окончания Ельнинской операции приказом от 11 сентября Г. К. Жуков был назначен командующим Ленинградским фронтом, к обязанностям приступил с 14 сентября. Налаживанием обороны города командовали командующий Балтийским флотом В. Ф. Трибуц, К. Е. Ворошилов и А. А. Жданов.

Одной из причин смещения Ворошилова могло быть его поведение на фронте: воспитанный в духе Гражданской войны, он однажды в критический момент, лично поднял в атаку матросов 6-й бригады морской пехоты Балтфлота. Матросы, увидевшие перед собой маршала, с воодушевлением втянулись в контратаку и отбили вражеское нападение. Когда Сталин узнал об этом, он немедленно отозвал Ворошилова в Ставку.

4 сентября 1941 года немцы начали регулярные артиллерийские обстрелы Ленинграда, хотя решение о штурме города так и не было отменено до 12 сентября, когда последовал приказ Гитлера об его отмене, т.е Жуков прибыл через два дня после отмены приказа о штурме (14 сентября). Местное руководство подготовило к взрыву основные заводы. Все корабли Балтийского флота должны были быть затоплены. Пытаясь остановить вражеское наступление, Жуков не останавливался перед самыми жестокими мерами.

Солдаты, оборонявшие Ленинград в эти дни, стояли насмерть. Лееб продолжал успешные действия на ближайших подступах к городу. Его целью было укрепление кольца блокады и отвлечение сил Ленинградского фронта от помощи начавшей действия по деблокаде города 54-й армии. В конце концов, враг остановился в 4--7 км от города, фактически в пригородах. Линия фронта, то есть окопы, где сидели солдаты, проходила всего в 4 км от Кировского завода и в 16 км от Зимнего дворца. Несмотря на близость фронта, Кировский завод не прекращал работу на протяжении всего периода блокады. От завода к линии фронта даже ходил трамвай. Это была обычная трамвайная линия из городского центра в пригород, но теперь она использовалась для перевозки солдат и боеприпасов.

Начало продовольственного кризиса

Идеология немецкой стороны

В директиве Гитлера № 1601 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга» (нем. Weisung Nr. Ia 1601/41 vom 22. September 1941 «Die Zukunft der Stadt Petersburg») со всей определённостью говорилось:

  • 2. Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса…
  • 4. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения.

Согласно показаниям Йодля во время Нюрнбергского процесса, Во время осады Ленинграда фельдмаршал фон Лееб, командующий северной группой армий, сообщил ОКВ, что потоки гражданских беженцев из Ленинграда ищут убежища в германских окопах и что у него нет возможности их кормить и заботиться о них. Фюрер тотчас отдал приказ (от 7 октября 1941 года № S.123) не принимать беженцев и выталкивать их обратно на неприятельскую территорию.

Изменение тактики ведения войны

Советский плакат 1941--1943 гг.

Бои под Ленинградом не прекратились, но изменился их характер. Немецкие войска приступили к разрушению города массированными артиллерийскими обстрелами и бомбёжками. Особенно сильными были бомбовые и артиллерийские удары в октябре -- ноябре 1941 года. Немцы сбросили на Ленинград несколько тысяч зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары. Особое внимание уделялось ими уничтожению складов с продовольствием, и им данная задача удалась. Так, в частности, 10 сентября им удалось разбомбить знаменитые Бадаевские склады, где находились значительные запасы продовольствия. Пожар был грандиозным, тысячи тонн продуктов сгорели, расплавленный сахар тёк по городу, впитывался в землю. Тем не менее, вопреки распространенному мнению, эта бомбардировка не могла стать основной причиной последовавшего продовольственного кризиса, поскольку Ленинград, как и любой другой мегаполис, снабжается «с колес», и продуктовых запасов, уничтоженных вместе со складами, городу хватило бы лишь на несколько дней.

Наученные этим горьким уроком, городские власти стали уделять особое внимание маскировке продовольственных запасов, которые теперь хранились только небольшими партиями. Итак, голод стал наиболее важным фактором, определявшим судьбу населения Ленинграда. Блокада, установленная германской армией, была сознательно нацелена на вымирание городского населения.

Фактическое начало блокады

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. Однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, и на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток. Положение осложнялось ещё и тем, что с началом войны Ленинград наводнили не менее 300 000 беженцев из прибалтийских республик и соседних с ним российских областей.

Катастрофическое продовольственное положение города стало ясно 12 сентября, когда были закончены проверка и учёт всех съестных запасов. Продовольственные карточки были введены в Ленинграде 17 июля 1941 года, то есть ещё до блокады, однако это было сделано лишь для того, чтобы навести порядок в снабжении. Город вступил в войну, имея обычный запас продуктов. Нормы отпуска продуктов по карточкам были высокие, и никакой нехватки продовольствия до начала блокады не было. Снижение норм выдачи продуктов впервые произошло 15 сентября. Кроме того, 1 сентября была запрещена свободная продажа продовольствия (эта мера будет действовать вплоть до середины 1944 года). При сохранении «чёрного рынка» официальная продажа продуктов в так называемых коммерческих магазинах по рыночным ценам прекратилась.

В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма. В феврале того 1942 года за каннибализм осуждено более 600 человек, в марте -- более тысячи. Запасы продовольствия пополнять было крайне сложно: по воздуху обеспечить снабжение такого большого города было невозможно, а судоходство по Ладожскому озеру временно прекратилось из-за наступления холодов. В то же время лёд на озере был ещё очень слабым, чтобы по нему могли проехать автомашины. Все эти транспортные коммуникации находились под постоянным огнём противника.

Несмотря на нижайшие нормы выдачи хлеба, смерть от голода ещё не стала массовым явлением, и основную часть погибших пока составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстрелов.

Зима 1941--1942 гг

Паёк ленинградца

В колхозах и совхозах блокадного кольца с полей и огородов собирали все, что могло пригодится в пищу. Однако все эти меры не могли спасти от голода. 20 ноября -- в пятый раз населению и в третий раз войскам -- пришлось сократить нормы выдачи хлеба. Воины на передовой стали получать 500 граммов в сутки, рабочие -- 250 граммов, служащие, иждивенцы и воины, не находящиеся на передовой, -- 125 граммов. И кроме хлеба, почти ничего. В блокированном Ленинграде начался голод.

Ухудшение ситуации в городе

В ноябре 1941 года положение горожан резко ухудшилось. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах -- люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Сохранились бесчисленные рассказы о людях, просто падавших от слабости и умиравших -- дома или на работе, в магазинах или на улицах

Воздействие холода

Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива: выработка электроэнергии составляла всего 15 % от довоенного уровня. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах (кроме оборонных). Часто пришедшие на рабочее место горожане не могли выполнить свою работу из-за отсутствия подачи воды, тепла и энергии.

«Дорога жизни» -- название ледовой дороги через Ладогу зимой 1941--1943 гг., после достижения толщины льда, допускающей транспортировку грузов любого веса. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй.

Сокращение уличных смертей

Весной 1942 г., в связи с потеплением и улучшением питания, значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. Так, если в феврале на улицах города было подобрано около 7000 трупов, то в апреле -- примерно 600, а в мае -- 50 трупов. В марте 1942 г. все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора. В апреле--мае 1942 г. произошло дальнейшее улучшение условий жизни населения: началось восстановление коммунального хозяйства. Возобновилась работа многих предприятий.

1943. Прорыв блокады

Основная статья: Операция «Искра»

  • 12 января, после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, в 11 часов 67-я армия Ленинградского фронта и 2-я ударная армии Волховского фронта перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5--6 километров, а 14 января -- до двух километров. Командование противника, стремясь любой ценой удержать Рабочие посёлки № 1 и 5 и опорные пункты на флангах прорыва, поспешно перебрасывало свои резервы, а также части и подразделения с других участков фронта. Группировка противника, находящаяся к северу от посёлков, несколько раз безуспешно пыталась прорваться через узкую горловину на юг к своим главным силам.
  • 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились в районе Рабочих посёлков № 1 и 5. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8--11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железнодорожная (т. н. «Дорога победы») дороги. В последующем войска 67-й и 2-й Ударной армий пытались продолжить наступление в южном направлении, но безуспешно. Противник непрерывно перебрасывал в район Синявино свежие силы: с 19 по 30 января было подтянуто пять дивизий и большое количество артиллерии. Чтобы исключить возможность повторного выхода противника к Ладожскому озеру войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к обороне. К моменту прорыва блокады в городе оставалось порядка 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл.

Пищевые комбинаты стали постепенно переходить на продукцию мирного времени. Известно, например, что уже в 1943 году на Кондитерской фабрике имени Н. К. Крупской было произведено 3 тонны конфет хорошо известной ленинградской марки «Мишка на Севере».

После прорыва кольца блокады в районе Шлиссельбурга противник, тем не менее, серьёзно укреплял рубежи на южных подступах к городу. Глубина немецких линий обороны в районе ораниенбаумского плацдарма достигала 20 километров.

1944 г. Снятие блокады

Основная статья: Операция «Январский гром»

14 января началась Красносельско-Ропшинская операция войск Ленинградского фронта, в результате которой 27 января 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления войск Ленинградского фронта немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60--100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась. В этот день Москва уступила право Ленинграду произвести салют в ознаменование окончательного снятия блокады. Интересный факт: приказ победившим войскам подписал, вопреки установившемуся порядку, не Сталин, а по его поручению - Говоров. Такой привилегии не удостаивался ни один из командующих фронтами во время Великой Отечественной войны.

Звание города-героя

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады… 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Роль советского военно-морского флота (РККФ) в обороне Ленинграда

ленинград блокада война кризис

Особую роль в обороне города, прорыве Блокады Ленинграда и обеспечении существования города в блокадных условиях сыграли Краснознаменный Балтийский флот (КБФ; командующий -- адмирал В. Ф. Трибуц), Ладожская военная флотилия (образована 25 июня 1941 г., расформирована 4 ноября 1944 г.; командующие: Барановский В. П., Земляниченко С. В., Трайнин П. А., Боголепов В. П., Хорошхин Б. В. ? в июне-октябре 1941 г., Чероков В. С. -- с 13 октября 1941 г.), курсанты военно-морских училищ (отдельная курсантская бригада ВМУЗ Ленинграда командир контр-адмирал Рамишвили). Также, на различных этапах битвы за Ленинград создавались Чудская и Ильменская военные флотилии.

75 лет назад начала действовать ледовая «Дорога жизни» (официальное название с 26 ноября - военно-автомобильная дорога №101), проложенная на замерзшем Ладожском озере. С самого начала блокады озеро служило единственным путем сообщения с осажденным Ленинградом, не считая опасные и менее плодотворные воздушные перевозки. Зимой 1941-1942 года по ледовой трассе было доставлено более 360 тыс. тонн грузов: продовольствия, боеприпасов, сухого спирта, мыла и проч., а также эвакуировано более 500 тыс. человек и вывезена часть промышленного оборудования. Также по «Дороге жизни» на помощь ленинградцам переправили 6 стрелковых дивизий и танковую бригаду.


Когда немецкие и финские войска отсекли все наземные пути сообщения с Ленинградом, вышли к Неве, сделав невозможной перевозки по ней, и взяли город в кольцо (8 сентября 1941 года), боеприпасы и продовольствие стали переправлять, а жителей города эвакуировать по водному пути через Ладогу. Были задействованы все имеющиеся в распоряжении находящиеся на Ладоге или близ нее суда, оперативно возведены причалы и вырыты фарватеры, а Государственный комитет обороны рассматривал различные маршруты по озеру.

С наступлением холодов передвижение по воде прекратилось и подготовка к строительству ледовой трассы, начавшаяся в октябре, подошла к завершению. Руководил подготовкой и дальнейшим строительством ледяной трассы военный инженер 1-го ранга Василий Георгиевич Монахов. Он и его подчиненные с октября собирали разрозненные сведения о ледовом режиме и ледовом покрове озера, изученном к тому времени еще достаточно плохо. Позднее Монахов вспоминал, что этих данных к началу строительства ледяной дороги было совершенно недостаточно, и говорил: «По существу мы шли вслепую».

Несмотря на все риски и непредсказуемость льдов, 19 ноября было решено проложить трассу по маршруту мыс Осиновец - острова Зеленцы. В течение нескольких дней перед этим 12 групп под руководством Монахова обследовали толщину и надежность льда, и стало ясно, что путь через Зеленцы наименее опасный, тогда как на ранее предлагавшемся пути через маяк Кареджи обнаружились свободные ото льда участки. Этот маршрут время от времени видоизменяли и добавляли дополнительные разветвления дороги. Длина основной трассы составляла около 30 км, ширина главным образом 10 метров - чтобы было возможно двустороннее движение автотранспорта. Через каждые 7 км расположили питательно-обогревательные пункты.

Пока лед был недостаточно толстым для автомобилей, грузовиков и более тяжелого транспорта, на трассу пускали лишь запряженные лошадьми и слабо нагруженные сани. Чуть позже отправили ничем не нагруженную автоколонну, которая успешно достигла противоположного берега. 22 ноября с западного на восточный берег двинулась колонна из 60 автомобилей с прицепленными к ним санями. На восточном берегу транспорт нагрузили 70 тоннами продовольствия, и автоколонна отправилась в обратный путь. Ко второй половине декабря лед окреп настолько, что мог выдержать 1000 тонн груза.

Передвижению транспорта и функционированию дорожных пунктов мешали не только вражеские авиация и артиллерия, с которыми усиленно боролись защищавшие трассу советские войска, но и физика. Зачастую вредил эффект резонанса, из-за которого неоднократно трещал лед и образовывались дыры, в которые мог провалиться автомобиль. Во избежание таких инцидентов водителям транспорта стали запрещать развивать скорость выше назначенного безопасного предела. Кроме того, лед местами трескался сам собой, потому временами приходилось маршрут несколько менять.

21 апреля из-за невозможности дальнейшего передвижения по льду и на некоторых участках по воде (30-40 см глубиной) трасса была закрыта. Однако еще несколько дней после этого совершались редкие перевозки.

краткое содержание других презентаций

«Ленинград в годы войны» - Старались даже маленький кусочек хлеба оставить надолго. Гитлеровская армия рвалась к Москве, сметая все на своем пути. Все Ленинградцы поднялись на защиту города. На защиту Родины встала вся страна от мала до велика. Площадь Победы. Хоронили людей в братских могилах. Миллионы людей рвались на фронт сражаться с врагами. 900 дней и ночей длилась блокада. В городе распространилась дистрофия, люди падали в голодные обмороки.

«Петербург - город-герой» - Пискарёвское кладбище. Работали по-всякому. Ленинграду присвоено звание «Город–герой» за мужество и героизм. Во время блокады люди испытывали страшный голод. Почему Ленинграду присвоено звание город-герой. Через несколько месяцев после начала блокады люди стали умирать. Жители этого города должны, обязаны были умереть. Многочисленные памятные знаки. Ленинград как один из первых объектов нападения.

«Время блокады Ленинграда» - Встречайте трепетную весну, люди Земли. Блокада Ленинграда. В январе 1943 года блокада была прорвана советскими войсками. Город жил и боролся. Голодная смерть. Мечту пронесите через года и жизнью наполните. Пискаревское кладбище. 2 миллиона 544 тысячи человек. Отбой воздушной тревоги. Многие дети выжили. Родина вами гордится. Прорыв блокады. Самая страшная осада города в военной истории человечества.

«Дневник Тани Савичевой» - Запись на букву «м». Осталась одна Таня. Брат Леонид (Лёка). Запись на букву «ж». Бабушка Евдокия. Могила Тани Савичевой. Запись на букву «в». Записная книжка. Мама. Ну а как же Таня. Запись на букву «б». Дневник Тани Савичевой. Сооружён памятник. Гранитный памятник с бронзовым барельефом. Блокадный дневник Тани Савичевой. Таня Савичева. Запись на букву «л». Мифы о Тане Савичевой. Старшая сестра Женя.

«Ленинград 1941-1944» - Памятник детям блокадного Ленинграда (Ярославль). К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Снятие блокады. К.Е.Ворошилов. Окружение Ленинграда. В Ярославле памятник жертвам блокадного Ленинграда. «Город - Герой». Город во время Блокады. Памятники. Именно Косыгин организовывал движение на "Дороге жизни" и улаживал разногласия гражданских и военных властей.

«Дети в блокаду Ленинграда» - Все защитники Ленинграда клялись не сдаваться. Цели. Дети блокадного Ленинграда. Сестра Женя умерла прямо на заводе. Нужно помнить о тех детях, которые своими руками обряжали своих родных. Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник. Сегодня на дороге жизни стоит памятник «Цветок жизни». Люди Ленинграда. Посвящается юным защитникам города на Неве. Даже в те страшные военные дни дети ходили в школу и учились.

Сегодня - годовщина полного снятия блокады Ленинграда.

Это, как и 9 мая, - праздник со слезами на глазах. Нельзя обойтись без слез - много, очень много жизней унесла блокада, потери для многих из нас невосполнимые.

Испытание мужества и стойкости рядовых горожан, невероятные условия жизни и работы в осажденном городе - вот, что это было. И город выстоял.

О блокаде

Опять война,

Опять блокада...

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться:

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда —

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память — наша совесть.

Как сила, нам нужна.

Юрий Воронов

Вспомним же, как это было, и посмотрим фото тех лет.

Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими войсками (Голубая дивизия). Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, 872 дня . (Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года)

Захват Ленинграда был составной частью разработанного Германией плана войны против СССР — плана «Барбаросса » . По плану Советский Союз должен был быть полностью разгромленным в течение 3—4 месяцев лета и осени 1941 года , в ходе молниеносной войны («блицкрига »). К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР. Согласно плану «Ост » («Восток») предполагалось в течение нескольких лет истребить значительную часть населения Советского Союза.

Хроника блокады

В конце августа 1941 года немецкие части прорвали Лужский оборонительный рубеж и устремились к Ленинграду с юга .

К началу сентября финны перешли старую советско-финскую границу (до 1939г.) на Карельском перешейке на глубину до 20 км с севера.

4 сентября 1941 г. город подвергается первым артиллерийским обстрелам со стороны оккупированного города Тосно .

6 сентября 1941 года Гитлер своим приказом (Weisung № 35) останавливает наступление группы войск «Север» на Ленинград и отдаёт приказание фельдмаршалу Леебу отдать значительное число войск для наступления на Москву.

Сохранилось лишь единственное железнодорожное сообщение с побережьем Ладожского озера с Финляндского вокзала — Дорога жизни .

В дальнейшем немцы продолжали окружение города кольцом блокады, удаленным от центра города не более чем на 15 км, и перешли к длительной блокаде. В создавшейся ситуации Гитлер своим решением обрек население города на голодную смерть.

В этот же день немецкие войска неожиданно оказались в пригородах города. Немецкие мотоциклисты даже остановили трамвай на южной окраине города (маршрут № 28 Стремянная ул. - Стрельна).

Но город был готов к обороне. Всё лето день и ночь около полумиллиона человек, в основном женщины и дети, создавали в городе рубежи обороны. Один из них, самый укрепленный, названный «Линией Сталина» проходил по Обводному каналу . Многие дома на оборонных рубежах были превращены в долговременные опорные пункты сопротивления.

13 сентября в город прибыл Жуков , который приступил к командованию фронтом.
По словам Г. К. Жукова , «положение, сложившееся под Ленинградом, Сталин в тот момент оценивал как катастрофическое.

1944 г. Снятие блокады
Операция «Январский гром»
14 января началась Красносельско-Ропшинская операция войск Ленинградского фронта, в результате которой 27 января 1944 года блокада была полностью снята !
В результате мощного наступления войск Ленинградского фронта немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60—100 км и, через 872 дня после начала , блокада закончилась.

В этот день Москва уступила право Ленинграду произвести салют в ознаменование окончательного снятия блокады.

Интересный факт: приказ победившим войскам подписал, вопреки установившемуся порядку, не Сталин, а по его поручению - Говоров, командующий Ленинградским фронтом. Такой привилегии не удостаивался ни один из командующих фронтами во время Великой Отечественной войны.
………..
Итоги блокады

Потери населения
За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тыс. до 1,5 млн человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.
Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище .
На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц . В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет 640 000 человек погибших от голода и больше чем 17 000 людей, ставших жертвами воздушных налетов и артиллерийских обстрелов.


Общее число жертв среди гражданского населения в городе за все время войны превышает 1,2 миллиона человек. Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находившегося на территории нынешнего Московского парка Победы . На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка» — один из самых страшных памятников Петербурга. На таких вагонетках вывозили в близлежащие карьеры после сожжения в печах завода прах погибших.
8 мая в Царском селе , в котором немцами был устроен лазарет. Знаменитая Янтарная комната , подаренная Петру I королём Пруссии , была целиком вывезена немцами.
……………….
Но Ленинград и ленинградцы выстояли и победили!!


В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?..
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом - паспорта.

Двойною жизнью мы сейчас живем:
в кольце и стуже, в голоде, в печали,
мы дышим завтрашним,
счастливым, щедрым днем, —
мы сами этот день завоевали.

И ночь ли будет, утро или вечер,
но в этот день мы встанем и пойдем
воительнице-армии навстречу
в освобожденном городе своем.

Мы выйдем без цветов,
в помятых касках,
в тяжелых ватниках, в промерзших
полумасках,
как равные, приветствуя войска.

И, крылья мечевидные расправив,
над нами встанет бронзовая Слава,
держа венок в обугленных руках
.

Ольга Берггольц
Январь — февраль 1942
………….