Все о тюнинге авто

Социальная работа относится к общественным наукам. Взаимосвязь социальной работы с социально-гуманитарными дисциплинами. Теория социальной работы как наука

Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало ее междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания, как социология, психология и т. д. Общее между социальной работой как наукой и другими общественными науками заключается в том, что она опирается на основополагающие идеи философов, социологов, психологов, ставших классиками для всех наук об обществе и человеке, в том числе и для социальной работы. Среди них К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, 3. Фрейд, К. Роджерс, Ж.-П. Сартр и др.
философия выступает методологической основой социальной работы, так как определяет общие принципы и подходы к пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком. Философия как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и место в нем человека, она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Тем самым она определяет подходы в отношениях к человеку других людей и их объединений и отношение самого человека к ним, к своему существованию, формам жизнедеятельности и защиты. Вся деятельность социального работника связана с человеком, его взаимоотношениями с окружающим миром, т. е. направлена на совершенствование человеческих отношений. фундаментальным основанием и духовно-нравственным измерением социальной работы, таким образом, становится гуманизм. В этом - основной философский смысл социальной работы. Большое значение для понимания проблем социальной работы имеет социальная философия. Для социальной работы актуальны такие универсальные социокультурные категории, как человек, социум, конфликт, социальное время и пространство, образ жизни и т.д.
Социология занимает ведущие позиции, как в процессе практической деятельности социального работника, так и в ходе его профессионально-теоретической подготовки. Изучая общество в целом, все виды общественных отношений, социология призвана исследовать прежде всего, социальные аспекты общественных процессов, социальные явления и социальные отношения. Социология позволяет социальным работникам ориентироваться в социуме, т. е. помогает понять, что собой представляет конкретное общество и те группы, которые слабо социально защищены. Отмечая связи социологии и социальной работы, выделяют несколько направлений: познавательное, методологическое, образовательное, организационно-методическое.
Социология тяготеет к тем теориям социальной работы, которые ориентированы преимущественно на так называемую структурную социальную работу, связанную с оптимизацией работы учреждений социального обслуживания населения, повышением эффективности социальной политики в обществе в целом. Значительная часть современных теорий социальной работы выросла из социологических концепций того или иного характера.
Многие подходы к социальной работе опираются на те или иные психологические воззрения. Психоанализ явился основой для диагностической теории социальной работы, что позднее определило метод индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особенное значение для стратегии социальной работы приобретают положения гуманистической психологии (главные из них - о самоактуализации А. Маслоу и личностном росте К. Роджерса). Во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением.
И социальная работа, и психология имеют прикладной характер, а для практики социальной работы особое значение приобретают следующие направления:

  • Психодиагностика - отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза (актуальна для социального прогнозирования, консультирования и психотерапевтической помощи и др.
  • Психологическое консультирование - оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения.

Современная психология представляет большие возможности использования социальной работе различных способов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия, ролевая игра и др.
Для социальной работы актуальны связи практически со всеми областями общественного знания. Взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики трактуется по-разному. Ведущий специалист в области социальной педагогики в России А. В. Мудрик справедливо заметил, что любой социальный педагог - это социальный работник, но не всякий социальный работник - социальный педагог. Под этим подразумевается, что социальная работа - это всякая деятельность, направленная на решение тех или иных проблем клиента (медицинских, правовых, экономических, психологических, воспитательных и т. д.); в то время как социальная педагогика - это социальная работа, приоритетом которой служат педагогические цели и задачи, т. е. все то, что направлено на развитие личностного потенциала клиента. При таком понимании социальная работа - это понятие с более широким объемом содержания, чем социальная педагогика, хотя надо отметить, что социальная работа и социальная педагогика - это самостоятельные образовательные и научные программы. Социальная педагогика может рассматриваться как одна из важнейших основ социальной работы и как одна из учебных дисциплин, формирующих профессионализм социального работника.
Особое внимание заслуживают взаимосвязь социальной работы и антропологии, как науки, изучающей человека, преимущественно ранние формы социокультурной организации общества, традиции, быт, образ жизни социально-этнических общностей, этносов. Важнейшим звеном, органически соединяющим социальную работу и антропологию, является социальное пространство - социально освоенная часть природного богатства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека.
Среди дисциплин, имеющих теоретический и прикладной смысл для практики социальной работы, следует назвать правоведение, так как оно исследует право как систему обязательных социальных норм, охраняемых силой государства, и другие общественные науки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социальная работа как самостоятельная наука, ее место в системе наук. Объекты и субъекты социальной работы. Основные функции, содержание и средства социальной работы. Общественные и благотворительные организации. Управление и цели социальной работы.

    реферат , добавлен 16.11.2010

    Социальная работа как явление общественной жизни. Исторические корни структурной социальной работы. Регуляция правовых и экономических отношений человека с обществом. Взаимосвязь социальной работы с другими науками. Суть парадигм социальной работы.

    реферат , добавлен 13.10.2008

    Социальная работа как теоретическая деятельность. Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом. Сущность и формирование социальной политики. Основные характеристики социального государства. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

    Социальная работа как наука, изучающая процессы и явления, которые имеют непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группы или общины. Взаимосвязи социальной работы с психологией и другими гуманитарными дисциплинами.

    реферат , добавлен 29.03.2012

    Понятие социальной работы, история возникновения и развития, ее предмет, объект, нравственно-гуманистический характер. Профессиональная деятельность данной сферы, практическая реализация философии прав человека. Направления обучения социального работника.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2011

    Система социальной работы с осужденными, ее место в структуре учреждений исправления наказаний. Работа по подготовке осужденных к освобождению. Социальная работа с осужденными пенсионного возраста и лицами, имеющими алкогольную/наркотическую зависимость.

    дипломная работа , добавлен 11.01.2011

    Понятие, цели и задачи социальной работы как вида научной деятельности. Сферы профессиональной деятельности специалиста социальной работы. Знания, которые получают студенты во время обучения и прохождения практики по специальности "Социальная работа".

    Теория социальной работы как наука.

    Наука – это определённая система знаний о какой-либо сфере реальности, изучающая объективные законы, действующие в этой сфере, т.е. такие, которые существуют независимо от нашего знания.

    Теория социальной работы – это отрасль научного знания о закономерностях и принципах функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамике под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов при защите прав и свобод личности в обществе. По содержанию это относительно самостоятельная отрасль социально-гуманитарного знания в системе общественных наук. по характеру развития она называется интегративной отраслью знания с прикладной направленностью. Теория социальной работы находится на стыке наук: медицины, философии, психологии, социологии, политологии, экономики, антропологии, этики и др. Основная задача теории социальной работы как науки лежит в той области предметного пространства, которая не исследована.

    Теория социальной работы – это теория, изучающая способы и методы содействия социальной адаптированности и реализации субъектности индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества в разных пространственно-временных ситуациях.

    Предмет исследования теории социальной работы как науки – не глобальные социальные процессы, а конкретные, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группы или общности.

    Теория социальной работы как наука носит преимущественно прикладной характер, а тесная связь с жизнью, конкретными условиями жизнедеятельности различных слоёв населения – непременное условие прикладной значимости научных исследований в области социальной работы.

    Теория социальной работы получила своё развитие после признания социальной работы как профессии, она создавалась как результат потребности общества в научно-теоретических исследованиях, потребности в научно-практических и методологических рекомендациях по оказанию социальных услуг. Большое внимание уделяется изучению и разработке технологий помощи клиентам, разработке превентивных и коррекционных технологий, направленных на предотвращение или исправление социальных болезней и девиаций.

    Будучи комплексной интегративной отраслью научного знания, социальная работа имеет связь со многими науками:

    2. Теория социальной работы как учебная дисциплина – это систематизированное изложение с учебными целями основ социальной работы. Социальная работа – учебная дисциплина многоуровневого характера, она преподаётся в высших, средних специальных учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации работников социальной сферы. Основная задача учебной дисциплины – донести до обучаемых добытые наукой знания в наиболее приемлемой и доступной форме, сформировать профессионально-личностные качества будущего специалиста с устойчивой установкой на саморазвитие. Социальная работа как учебная дисциплина, находясь на стыке многих наук, включает в себя теорию, технологию, историю, основы философии, психологии, социологии, педагогики и других общегуманитарных и специальных общественных дисциплин. Она помогает овладеть научно-теоретическими знаниями анализа социально-политической обстановки, даёт возможность вычленить группу, оказавшуюся в трудной жизненной ситуации.

    В мире насчитывается несколько десятков сотен высших школ социальной работы, специализированных факультетов университетов, ведущих подготовку специалистов социальной сферы. Только в западно-европейских странах на конец XX века 420 учебных заведений готовили специалистов социальной сферы. В большинстве стран образование финансируется государством. Однако есть и множество частных учебных заведений. Например, в Италии и Франции их более 120. В другом случае учебные заведения принадлежат Римской католической церкви (Португалия, Испания, страны Латинской Америки). В Российской Федерации подготовкой специалистов высшей квалификации в области социальной работы занимается более 60 учебных заведений, подготовкой социальных работников среднего звена – сотни средних специальных учебных заведений. Переподготовка кадров и повышение квалификации проводятся в основном в очно-заочной форме.

    В государственную систему подготовки и переподготовки кадров для социальной сферы входят: государственные университеты, медицинские и педагогические институты и университеты, педагогические колледжи, кадровые центры, технологические вузы, техникумы, профессионально-технические училища и лицеи. Эффективный способ получения знаний – конференции, совещания. В мире ежегодно проводится более 100 национальных и международных конференций в областях, связанных с социальной сферой.

    Социальная работа как особы вид деятельности.

    3. Социальная работа – это вид социальной деятельности, направленный на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путём изменения отдельных элементов социальной системы. Границы этой деятельности могут быть определены лишь в конкретных пространственно-временных координатах, на профессиональном уровне эта деятельность ограничена социальной политикой конкретного государства в определённый этап времени.

    Как профессиональная деятельность социальная работа охватывает три основные сферы:

    1) социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида, а также разрешения конфликтных ситуаций;

    2) социальная работа с группой, при этом группы могут классифицироваться по возрасту, полу, интересам, проблемам и т.д.;

    3) социальная работа в общине, по месту жительства – ориентирована на расширение сети социальных услуг, создание благоприятного социально-психологического климата.

    Специализированная социальная работа реализуется во многих сферах человеческой и осуществляется через деятельность системы социальных служб.

    Сферы реализации социальной работы

    Социальная помощь носит вспомогательный характер и нацелена на активизацию самозащитных потенций индивида, группы, общины. В процессе оказания социальной помощи клиент сохраняет приоритет в принятии решений.

    Цели социальной работы.

    Содержание социальной работы можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Формулируются две основные цели социальной работы:

    1) способствовать интеграции общественного целого и

    2) содействовать адаптации людей в меняющемся мире.

    Цели социальной работы конкретизируются в следующих задачах:

    1) максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества клиентов, побуждая их к самостоятельным действиям и принятию личной ответственности за всё, происходящее в их жизни;

    2) содействовать достижению взаимопонимания между клиентом и социальной средой, в которой он существует;

    3) вырабатывать основные положения и принципы социальной политики, добиваться на всех уровнях их законодательного принятия и исполнительного осуществления;

    4) проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений;

    5) организовывать научные исследования, конференции и семинары по проблемам социальной работы;

    6) издавать научную и методическую литературу для практикующих работников и студентов;

    7) способствовать распространению информации о правах и льготах отдельных категорий граждан, обязанностях и возможностях социальных служб; обеспечивать консультации по юридическим, правовым аспектам социальной политики.

    Ресурсы социальной работы.

    Ресурсы – это источник и арсенал средств и возможностей, к которым можно обращаться по мере необходимости для выполнения какой-либо задачи или совершенствования тех или иных действий, в особенности когда они носят чрезвычайный характер или осуществляются с точки зрения их природы, источников и полезности применения.

    По отношению к лицу, коллективу или группе ресурсы могут быть внутренними или внешними . Различают также официальные (формальные) и неофициальные (неформальные) ресурсы; реально существующие или потенциальные ; в разной степени управляемые с точки зрения их использования для достижения целей.

    По своей природе ресурсы могут быть:

    • материальными,
    • социальными,
    • культурно-духовными.

    С позиции граждан ресурсы социальной работы подразделяются на:

    • материальные услуги;
    • средства и формы организационной и духовной поддержки;
    • средства межличностной и внутренней поддержки.

    В отличие от других форм социального содействия, социальная работа – двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы должен обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его для разрешения его собственной проблемы. Активность клиента исходит из принципа его суверенности . Человек, семья или группа, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вправе искать помощи и принимать её. Но они также вправе и не принимать предлагаемую им помощь. Они могут выбирать из имеющихся вариантов тот вид содействия, который они признают наиболее приемлемым для себя, хотя, возможно, социальный работник сочтёт, что им более подошёл бы другой вид помощи. Кроме того, вмешательство в личную жизнь индивида и семьи возможно только с сих согласия, за исключением случаев, определяемых законом, когда необходимо защитить лиц, находящихся в опасности.

    Использовать комплекс личных и общественных ресурсов – значит привлечь то, что находится вне человека и объединить с заложенным в нём самом. Это реальный путь достижения идеальной цели социальной работы – освободить клиента от необходимости обращаться за помощью. Для сотрудничества с клиентом необходимо наличие таких условий, как:

    1) признание общности интересов участников;

    2) сохранение верности целям сотрудничества, желание предоставить на благо клиента различные ресурсы;

    3) готовность пересматривать соответствующие договорённости.

    Принципы социальной работы.

    В принципах социальной работы находят отражение наиболее существенные связи и отношения, присущие практической и теоретической деятельности. Они отражают не только идеологию социальной работы, критерии практики, но и познавательные тенденции социальной работы как области научного знания. Складывающаяся теория и практика отечественной и зарубежной школы социальной работы имеют собственные традиции в формулировании принципов и концептов. Однако их различие свидетельствует о многообразии форм исследовательской практики, степени разработанности проблемы, исторически сложившихся научных подходов к формализации и классификации объективной социальной реальности. Основные направления в подходах к природе социальной работы в отечественной и зарубежной теории социальной работы можно сгруппировать в 4 базовых подхода.

    1 подход. За рубежом практика социальной работы является формой модификации социальной реальности, отсюда в её принципах доминируют ориентированные на практику установки к изменению.

    В России ещё только происходит осмысление социальной работы как понятийной реальности, отсюда принципы, используемые для выделения наиболее существенных связей, имеют дескриптивную и прогнозно-ориентированную направленность. Поэтому приоритет в структуре принципов социальной работы отдаётся философским принципам социальных наук. Познавательные тенденции теории социальной работы связывают с интегративной природой её познания. В контексте этого подхода некоторые исследователи подразделяют принципы социальной работы на:

    1) общефилософские принципы , лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: детерминизма, отражения, развития;

    2) общие принципы социальных наук : историзма, социальной обусловленности, социальной значимости, гносеологического подхода, единства сознания и деятельности);

    3) специфические принципы социальной работы : гуманизма, социального реагирования, коммуникативности, вариативности социальной работы и др.

    Специфические принципы социальной работы в свою очередь подразделяются на:

    · психолого-педагогические;

    · методические;

    · организационные.

    2 подход. Принципы социальной работы за рубежом отражают течения и направления школ социальной работы, которые в результате исторического развития стали едиными принципами в подходах к её теории и практике.

    В России, в силу исторических причин, теоретический плюрализм в подходах к социальной работе отсутствует. Плюрализму позиций не способствует и централизация практики социальной работы, идеология которой развивается в контексте официальных законов и постановлений. Отсюда принципы социальной работы имеют тенденцию отражать установки государственных концептов.

    3 подход. За рубежом демократические и гуманистические идеалы социальной работы являются необходимыми атрибутами её философии, они отражают уровень общественного сознания гражданского общества. Гуманистические принципы дают установку на активизацию профессиональной деятельности, организацию новых подходов в социальной работе.

    В России идёт процесс интериоризации идей и принципов гражданского общества, которые выступают как отдалённая перспектива идеологии социальной работы. Поэтому указанные принципы, находя определённое отражение в теоретических подходах к социальной работе, не имеют выхода в широкую практику. Данную тенденцию наглядно демонстрируют подходы, которые сочетают в себе принципы социальных наук и принятые мировом сообществе специфические принципы социальных работников.

    При таком подходе принципы социальной работы классифицируются на:

    • общефилософские;
    • социально-политические;
    • организационные;
    • психолого-педагогические;
    • специфические.

    Группа специфических принципов реализуется в сфере оказания социальных услуг населению, включая в себя принципы:

    • универсальности,
    • охраны социальных прав,
    • социального реагирования,
    • профилактической направленности,
    • клиентоцентризма,
    • опоры на собственные силы,
    • максимизации социальных ресурсов,
    • конфиденциальность,
    • толерантность.

    4 подход. Особенности различных парадигм проявляются в том, что в зарубежной теории социальной работы находят отражение принципы из практических концептов социально-психологических областей познания, как например принцип «здесь и теперь» . В российской практике доминирующими являются теоретические принципы психолого-педагогической области познания, например принцип «индивидуального подхода» .

    Обобщая всё вышесказанное, принципы социальной работы условно можно разделить на следующие группы:

    1) общие принципы, отражающие стратегии социальной работы во всех её познавательных и практических направлениях;

    2) концептуальные принципы, характерные для теоретических школ и направлений социальной работы;

    3) операциональные, или имплицитные, принципы, реализуемые в процессе интеракций на различных уровнях социальной работы;

    4) этические принципы, отражающие нравственные императивы социального работника, выполняющего в обществе определённую миссию; в различных направлениях и школах социальной работы данные принципы могут иметь свои типологии и классификации.

    Остановимся более подробно на каждой из названных групп принципов в рамках данного подхода.

    1.) Общие принципы социальной работы

    Эти принципы отражают общие, характерные для всех систем классификаций и таксономии социальной работы типологические связи и отношения, существующие независимо от формы проявления практики и субъектности клиента. Общие принципы выражаются в денотативных дефинициях, где описание и идентификация процессов осуществляются через ясные и доступные, «прозрачные», концепты. Они выражают философию социальной работы в аспекте её теоретических концептов метауровня познания практики как изменяемой в нужном направлении реальности проблем и нужд клиентов. Такими принципами, отражающими сущность субъект-субъектных, субъект-объектных, объект-субъектных отношений, выступают следующие:

    · принцип активизации , исходящий из идеи о равноправном партнёрстве и равной ответственности субъекта и объекта социальной помощи. Цели активизации связаны как с определением самостоятельности объектов помощи в их политической, правовой, экономической независимости, так и с умением определять, отстаивать и решать свои проблемы самостоятельно;

    · принцип «среда – личность» , связанный с методологическими установками на процесс интеракции, где в качестве объекта изменения выступает социальная среда. Среда может быть представлена различными объектами изменения, от общности до референтной группы. Этот принцип также выступает в качестве методологического обоснования существенных связей и отношений субъекта и среды, изменяющей его индивидуальные стратегии развития, а также стратегии, приводящие к стагнации;

    · принцип «личность – среда» , отражающий сущность стратегий изменения и развития мезо- и макрообъектов помощи, где в качестве активного агента модификации выступает отдельный субъект. Принцип выражает философию социальной работы и процесс её познания, предполагающих, что не существует фатальной зависимости человека от среды, которая также изменяется под воздействием индивидуальных преобразований отдельных субъектов;

    · принцип «здесь и теперь» , дающий общую установку на процесс познания и взаимодействия социального работника и клиента, актуализацию мыслей, чувств, событий, которые имеют место непосредственно в данное конкретно-бытийное время;

    · принцип «там и тогда» , в общем виде представляющий собой фокусирование социального работника на процессе взаимодействия и познания клиента, в которых актуализируются прошлый опыт, жизненные ситуации клиента, явившиеся причиной модификации его жизненных стратегий;

    · принцип «я и другие» , согласно которому процесс познания в социальной работе должен учитывать совокупность воздействий, ведущих к изменению стратегий развития объекта. Эти воздействия могут быть представлены различными связями, отношениями, ситуациями и находиться в различных сферах и областях существования, непосредственно не связанных с объектом помощи. Согласно этому принципу раскрывается стратегия оказания помощи клиенту при учёте различных способствующих ей сил.

    Указанные принципы универсальны, характерны для всех школ знания в социальной работе, независимо от их концептуальной и идеологической направленности. Они имеют исторически обоснованный характер, отражают определённый этап развития и познания социальной работы, находятся в постоянном обновлении, уточнении и дополнении в зависимости от исторических, социальных, познавательных потребностей и условий.

    2.) Концептуальные принципы социальной работы

    Концептуальные принципы в теории социальной работы выражены через коннотативные и номинативные дефиниции . Коннотативные дефиниции отражают специфику познания концепций мезоуровня, определяют их особенные черты, присущие только данному уровню и направлению познания. Номинативные дефиниции представляют главные качественные характеристики и приоритеты теоретических концептов социальной работы в их понятийной оппозиции и пропозициях относительно её других теоретических концептов. Многообразие теоретических концептов, направлений, которые постоянно находятся в процессе развития, затрудняет возможность отражения всего спектра этих принципов, однако подходы к их классификации и характеристика основных концепций дают представление о природе их функционирования.

    Исходя из концепции М. Блума о компонентах научной теории, релевантные практике социальной работы научные концепции должны состоять из доказуемых, научно обоснованных и непротиворечивых компонентов. Каждый компонент должен отражать свой уровень познавательных задач, ему должны соответствовать свои таксации, он должен представлять свою единицу анализа реальности. Структура научной концепции, таким образом, должна состоять из:

    • концептов;
    • классификации;
    • нормативных моделей;
    • принципов.

    Итак, принципы данного уровня познания связаны с базовыми феноменами, процедурами, смыслами концепции. Не имея универсального характера, они отражают связи и отношения определённой ветви практики и научного осмысления социальной работы. В качестве примера проиллюстрировать это можно с помощью трёх теорий, используемых в социальной работе.

    1. Ситуативная теория социальной работы основывается на концепции поведения. Центральным концептом здесь выступает ситуация. Спектр её проявлений достаточно широк: от индивидуального кризиса до семейного и коллективного, – что даёт возможность для классификации нормативных и патогенных ситуаций. В этой связи принципы отражают поведенческие системные связи в координатах «жизнь и поведение». Исходя из концепции К. Левина, поведение можно представить в качестве функции ситуации: В = f(S). Отсюда формируется следующий принцип: ситуация реализуется через персональное развитие. Однако данный принцип является не только характеристикой по отношению к концептам теории, но и своего рода гипотезой при распространении его на достаточно большой круг феноменов социальной работы, таких как сообщество, семейные и референтные группы т.п., которые входят в систему классификации настоящей теории. Аналогичные подходы могут быть реализованы и в отношении других теорий социальной работы.

    2. Теория ролей исходит из детерминированности поведения людей их статусом, позицией в межличностных отношениях. Подходы, которые реализуются в социальной работе исходя из данных концептов, связаны с принципом ролевой дополнительности . Согласно этому принципу, модели помощи и поддержки субъекту возможны в пределах изменения его социально-ролевого репертуара.

    3. Экологическая системная теория основана на концепции взаимного обмена в системе «личность – окружающая среда», представляющего собой «непрерывный процесс, где каждая сторона постоянно что-то изменяет и являет собой взаимодействие». Данный подход реализует принцип экологической дополнительности, и его принципиальное отличие состоит в том, что он заимствован из теории кибернетики и рассматривается в оппозициях к различным микро-, мезо- и макросистемам, представленным в социальной работе индивидом, семьёй, группой, сообществом, государственной системой. Принцип дополнительности конкретизируется соответственно своему уровню связей и системных оппозиций. Так, в системе «государство – сообщество» данный принцип понимается таким образом, что сообщество людей получает помощь от государства с учётом уровня их проживания, но пропорционально имеющимся натуральным ресурсам.

    3.) Операциональные принципы социальной работы

    Операциональные принципы выражаются через операциональные дефиниции. Они раскрываются через индивидуальные смысловые категории, принятые в той или иной профессиональной культуре. Операциональные принципы выстраиваются на основе индивидуального опыта социального работника в процессе его взаимодействия с клиентом.

    Практика взаимодействий с клиентом выработала определённые подходы, ставшие аксиоматическими, например:

    • клиент всему начало;
    • начало контакта с клиентом – начало лечения;
    • продвигаться вместе с клиентом и др.

    Однако процесс взаимодействия с клиентом не ограничивается только практикой лечения или поддержки, он может иметь более сложные формы, такие, как процесс социализации или обучения. В этом случае операциональные принципы имеют другое содержание и другую установку на взаимодействие. Изменение в таксации операциональных принципов связано и с «проблемно-разрешающим» процессом поддержки клиента, когда в практике социальной работы выделяются специфические компоненты взаимодействия, такие как компоненты коммуникации, групповых дискуссий, процедуры разрешения проблемы.

    Вместе с тем, помогающий процесс априори стимулирует возникновение новых принципов на различных его уровнях и проявлениях – от программ исследования среды до систем государственной поддержки. Иными словами, «моделируемая реальность», практика социальной работы представляет собой моделируемую реальность «социальных миров», каждый из которых будет существовать в логике своих закономерностей и операциональных принципов.

    4.) Этические принципы социальной работы

    Этические принципы социальной работы определяют нормированное поведение социального работника. С одной стороны, оно выступает в процессе помощи как один из видов поддержки «человека-нуждающегося». С другой – принципы являются тем ценностным континуумом, в котором проявляются отношения и взаимоотношения социального работника с миром профессиональной культуры, к которому он принадлежит. Так, этические принципы, разработанные Национальной ассоциацией социальных работников США (NASW), охватывают различные стороны интеракций социального работника в процессе профессионального взаимодействия: профессиональное поведение и взаимоотношения с клиентами, обращение с клиентами и работодателями, отношение к профессии и обществу. При этом каждый вид профессиональных взаимоотношений имеет свои принципы и императивы. В частности стандарты NASW для социальных работников, осуществляющих свою деятельность в системе здравоохранения, помимо общих имеют принципы, относящиеся к сфере их компетенции:

    • содействие в поддержке физического и психосоциального здоровья;
    • предотвращение физических и умственных болезней;
    • содействие в усилении физического и психосоциального функционирования;
    • внимание к социальным и эмоциональным ударам, приводящим к болезням и недееспособности.

    Специальные стандарты профессиональной деятельности социальных работников, включающие в себя этические принципы профессионального взаимодействия, имеют и другие зарубежные организации социальных работников. В Российской Федерации в 1994 г. на конференции членов Межрегиональной ассоциации работников социальных служб был утверждён Кодекс социального работника, который включает в себя следующие принципы:

    • принцип компетентности;
    • принцип моральной ответственности перед клиентом;
    • принцип моральной ответственности перед обществом;
    • принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами.

    Уровни социальной работы.

    Социальная работа, рассматриваемая как вид социальной деятельности, характеризуется определёнными уровнями,на которых она осуществляется и от которых зависят её функции, формы и методы. Однако в понимании этих терминов до настоящего времени не существует единообразия.

    Согласно одной точке зрения, в этот перечень включаются (Словарь социальной работы Р. Баркера):

    • индивидуальная социальная работа;
    • групповая социальная работа;
    • организация сообщества;
    • административная социальная работа;
    • исследования;
    • социальная политика;
    • планирование;
    • непосредственная клиническая практика;
    • семейная и брачная практика;
    • другие виды микро-практик, а также то, что называется общей практикой социальной работы, объединяющей микро- и макроуровни .

    Сходная точка зрения представлена в изложении теории социально-психологической работы шведских авторов Г. Бернлера и Л. Юнссон, которые выделяют:

    • индивидуальную и семейную социальную работу (индивидуальную психотерапию);
    • групповую социальную работу;
    • общественную работу (работу с сообществом на макроуровне);
    • социальное администрирование и планирование .

    Заметим, что термин «общественная работа» в русском переводе не вполне точно передаёт смысл понятия, которое можно дополнительно описать словами «общинная» или «коммунальная» социальная работа, т.е. проводимая по месту жительства в условиях развитого местного самоуправления.

    Характерно, что деятельность социального управления, её технологии и методы в любом теоретическом рассмотрении выделяются в специфическую отрасль социальной практики, а непосредственно контактная социальная работа подразделяется на:

    • работу с индивидом;
    • работу с семьей и/или группой – его ближайшим социальным окружением;
    • работу с тем сообществом, в котором индивид проживает.

    В связи с таким делением необходимо охарактеризовать более подробно субъекты социальнойработы для более точного понимания роли и места каждого из них.

    Первым субъектом является любой человек, семья или группа людей, которые находятся или потенциально могут оказаться в слабой позиции и в силу этого объективно нуждаются в понимании связанных с этой позицией трудностей, проблем, в получении реальной помощи для преодоления этих трудностей. Таким людям прежде всего необходимо общение, поддержание нормальных социально-бытовых условий (жильё, питание, одежда, медицинское обслуживание и др.), интеграция их в различные сферы социокультурной жизни (посильный труд, досуг, спорт и т.д.). Важную роль играет их психологическая и социальная реабилитация.

    В этом обширном классе клиентов можно выделить подгруппы людей со сходными проблемами, судьбами, хотя нередко многие из тех, кто субъективно считает себя нуждающимся в помощи, к таковым могут быть отнесены только условно. И наоборот, те, кому действительно необходимо специальное внимание, милосердное отношение, профессиональная помощь, не осознают своей потребности или, если осознают, то стыдятся обращаться за содействием.

    Второй субъект социальной работы – это те люди, которые её осуществляют, социальные работники. Выделим следующие компоненты их деятельности (обычно это личностные, профессиональные качества и операциональный компонент деятельности):

    1) психологический – эти люди характеризуются альтруистической, гуманистической направленностью, преимущественно нравственной мотивацией; центральной характеристикой специалистов по социальной работе является милосердие, деятельная любовь к людям;

    2) операциональный, к которому относят профессиональные умения и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи.

    В целом, качествами, необходимыми для определения профессиональной пригодности к ведению социальной работы, принято считать, опираясь на многолетний опыт, накопленный в системах социального обслуживания зарубежных стран, следующие:

    · высокий уровень интеллектуального развития;

    · хорошая саморегуляция, навыки самодисциплины;

    · способность проявлять терпимость;

    · настойчивость;

    · способность помогать людям в трудных ситуациях;

    · физическая сила, выносливость;

    · способность к перенесению больших психологических и моральных нагрузок;

    · здравый смысл, умение чётко мыслить;

    · чуткость, эмпатичность.

    Следует заметить также, что имеются противопоказания к занятию социальной работой, и среди них экстремизм любого толка – от политического до религиозного.

    Третий субъект социальной работы – это люди, которые преподают социальную работу. Они вырабатывают у обучающихся не только профессиональные знания и навыки, но и формируют гуманистическую установку, закрепляют альтруистическую направленность личности.

    Основную роль здесь играет сама личность педагога, наставника, руководителя практики. Подготовка преподавателя, методиста, практического психолога или семейного терапевта, которые могли бы эффективно проводить образовательный процесс, представляет большую трудность. Если за рубежом существует большая армия обученных социальных работников, разветвлённая сеть социальных служб и имеющая большой опыт деятельности система профессионального образования в области социальной работы, то у нас получивших специальную подготовку преподавателей пока немного. Подбор площадок для проведения студенческой практики представляет большую трудность, как и нахождение опытных и методически грамотных супервизоров для неё.

    Четвёртый субъект социальной работы – это её исследователь. Его задача – наблюдение практики социальной работы, анализ и фиксация существующих и зарождающихся тенденций её состояния и развития; систематизация, обобщение накопленного материала и прогнозирование дальнейшего развития. Следует заметить, что при всех внешних неблагоприятных условиях для развития социальной науки в нашей стране действует довольно много авторитетных исследователей социальной работы, объединённых в несколько школ. Их деятельность позволяет не только изучать существующее положение в сфере социальной работы, публиковать учебные и справочные пособия, но и предлагать инновационные модели и новые формы организации и деятельности социальных служб.

    Пятый субъект – это административные структуры социального управления. К ним принадлежат те деятели, от понимания которыми содержания и целей социальной работы в значительной мере зависит её масштаб и эффективность. На разных уровнях государственной (законодательной и исполнительной) власти и муниципального управления они формулируют и осуществляют социальную политику в стране. Конечно, уровень информированности, образованности и готовности участвовать в социальной работе каждого из этих субъектов различен. Скажем, у клиентов он может быть минимален, а у педагогов социального образования и у исследователей по определению должен быть максимальным. В связи с этим характер подготовки и объём необходимых знаний данного субъекта социальной работы дифференцируется в соответствии с выполняемой ролью и включает в себя:

    а) знание административного и социального права;

    б) управленческую компетентность (знание функций, методов деятельности и границ полномочий органов муниципального управления и местного самоуправления);

    в) знакомство с методами работы с администрацией и персоналом (образовательных, медицинских, правоохранительных, пенитенциарных и других учреждений), оказание им содействия в профессиональной деятельности, умение решать проблемы, возникающие в отношениях с клиентами, оказание помощи персоналу в решении личных проблем;

    г) способность выявить психологические, социально-психологические и бытовые факторы обострения проблем, возникающих перед клиентом;

    д) умение давать оценку социально-психологическому статусу клиента, проводить диагностику состояния его физического, психического и психологического здоровья;

    е) умение осуществлять социальную и социально-психологическу

    Многообразие научных форм знаний: факты, события и их описания, систематизация, закономерности и тенденции, принципы и методы достижения поставленных целей, гипотезы, системы взглядов организуется в теории, на которые опирается любая наука.

    Поскольку базой для многих современных наук остается философия, в социальной работе, как и в большинстве гуманитарных дисциплин, важное место занимает философско- гуманистическая теория, обосновывающая смысл, социальноэтические основы бытия человека.

    В 1915 г. Мери Ричмонд в своей работе “Научная социальная работа” предложила набор схем оценок качества социальной работы, диагноза социальных проблем, которые приходится решать социальному работнику, что привело к созданию моральнотерапевтической теории социальной работы, опирающейся на осмысление разнообразных форм благотворительности. Изучение благотворительности, социальной помощи нуждающимся и сейчас является источником научного осмысления социальной работы.

    В 20-30-е гг. XX в. психоаналитические идеи 3. Фрейда и его последователей выдвинули на передний план психодинамическую теорию социальной работы. Это позволило некоторым видным специалистам на Западе утверждать, что психодинамический подход вырос из признания того, что моральнотерапевтическая традиция, благотворительность привнесли в социальную работу слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, всего того, что базировалось лишь на здравом смысле. А это не позволяло решать многие задачи социальной помощи, связанные с трудностями регулирования поведения людей, сохранения и реабилитации их здоровья. Психодинамические, психосоциальные теории социальной работы и сегодня в значительной степени используют достижения фрейдизма и неофрейдизма, отчасти модернизируя, переосмысливая их. В то же время они имеют самостоятельную специфику, ориентируясь на комплексное, целостное поддержание жизнестойкости человека, хотя и акцентируют внимание в этой проблематике на психологических и социально-психологических компонентах.

    В 50-е гг. прошлого столетия развивается валеологическая теория социальной работы, основанная на достижениях экопсихологии (проблем экологической терапии, сохранения здоровых условий обитания, здорового образа жизни), способствующая формированию у населения идеологии и практики жизнесохранительного поведения, изменению в этом отношении общественного сознания, повышению ценности здоровой и продолжительной жизни на шкале государственных и индивидуальных ценностей .

    Примерно в это же время получает развитие педагогическая теория социальной работы, активизирующая анализ социальнопедагогических возможностей общин и теоретическое осмысление работы с социальными группами, оказания помощи человеку в микросреде обитания, по месту жительства.

    В середине XX в. нарастает влияние марксистской теории социальной работы, усиливающееся политическим превосходством левых сил в большинстве индустриально развитых стран. Ее ключевая идея - преобразовательная активность личности в решении собственных проблем и проблем окружающей среды. При этом в обществах, построенных на принципе социальной справедливости, “свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех”, что можно интерпретировать как государственное попечение обо всех без исключения гражданах.

    В это же время усиление внимания к социальным аспектам общественного развития привело к некоторым существенным изменениям в теории социальной работы, приоритетности ее правовых аспектов, созданию юридического фундамента технологии социальной защиты на практике. Получают развитие законодательство о помощи бедным, о действии официальных учреждений социальной помощи, о правовых и административных запретах, разрешающих актах.

    Заметный вклад в развитие теорий социальной работы внесли социологи и психологи, педагоги и психотерапевты. Не случайно многие теории социальной работы весьма близки по названиям родственным социологическим, педагогическим и психологическим концепциям (системная, функциональная, ролевая, социально-педагогическая, социально-психологическая и др.).

    В современных условиях развитие теории социальной работы идет в условиях постоянных дискуссий. С особой остротой обсуждается вопрос о ее месте в системе наук. Теория социальной работы имеет все структурные признаки, позволяющие судить о сформированности науки: она имеет специфический предмет исследования, объект исследования, закономерности, присущие предмету исследования, специфические понятия, категории, принципы и методы деятельности. При этом ее относят к группе прикладных наук и характеризуют как междисциплинарную.

    Анализ подходов в разработке теоретических оснований социальной работы в России последних лет свидетельствует о следующем.

    Теоретические основания различных видов социальной работы, рассматриваемые учеными, как правило, опираются на смежные дисциплины. Статус теории социальной работы фактически еще не конституциирован.

    Не определена внутренняя структура, уровни теоретического знания научной дисциплины “Социальная работа” с точки зрения наличия здесь общетеоретической, отраслевой, прикладной проблематики, а также теорий среднего уровня.

    Обсуждение указанных вопросов идет преимущественно от практики исследования наиболее актуальных проблем социального обслуживания населения.

    В оценке научного статуса социальной работы как научной дисциплины в России доминируют два подхода: сторонники первого исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют несколько смежных наук о человеке и обществе (социальная философия, антропология, социология, медицина, право, психология, этика и др.); сторонники второго предпринимают попытки доказать самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяются теоретический и прикладной аспекты.

    Тем самым обозначаются два течения в рассмотрении теоретических основ социальной работы: одно из них опирается на осмысление практического опыта, проблем практики социального обслуживания населения в России, другое формируется в процессе осмысления общего и особенного в теориях, обосновывающих различные виды социальной работы, ее сути как общественного явления .

    В связи с такой многогранностью каждая конкретная наука изучает и исследует не весь объект в целом, а лишь определенную его область, свой “срез”, где проявляются свойства, связи, отношения, закономерности определенного типа.

    Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности. Сюда относится исследование таких проблем, как закономерности, принципы и методы осуществления социальной работы с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации функций социальной работы, ее кадрового и информационного обеспечения; структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной работы.

    Важное практическое значение при этом имеют комплексные междисциплинарные исследования социальных проблем с выходом на социальный прогноз и моделирование развития социальных процессов, а следовательно, и возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и конфликтов.

    По характеру решения проблем социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика и т. д., она тяготеет к психологии, социологии и медицине.

    Так, общетеоретические положения социальной философии играют роль методологического основания социальной работы.

    Гуманистическая идея о человеке как самой большой ценности и высшей цели, сформулированная еще античными философами, затем развивалась в Средние века и в Новое время получила широкое распространение как в русской, так и в зарубежной современной социальной философии.

    Демокрит, Платон, Аристотель, М. Квинтилиан, Т. Мор, Т. Кампанелла, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, П. Наторп, Дж. Дьюи, Г. Плеханов, В. Ленин, П. Сорокин, Н. Бердяев и многие другие философы до нашей и нашей эры причисляются сегодня к основоположникам психологии, педагогики, права, экономики и в том числе социальной работы.

    Перед любым человеком встают вопросы, которые смело можно отнести к философским: что такое человеческая личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, ее истории? В чем смысл человеческой жизни? Какова общая картина развития современного общества, трудности, противоречия, тенденции и перспективы этого развития? Как в целом оценивать современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние нашей планеты? Как предотвратить нависшие над человечеством угрозы? Каким образом и нужно ли защищать и отстаивать великие гуманистические идеалы и ценности? Нужна ли смертная казнь? Можно ли официально запретить аборты? Все эти философские вопросы показывают, что философия социальной работы сводится прежде всего к проблеме человека и его сущности.

    Аппарат философии социальной работы содержит универсальные категории культуры и формы мышления: человек, культура, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство, общественная деятельность, ситуация, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т. п.

    В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующий момент. Когда мы говорим о теоретических и методологических основах социальной работы как науки, мы касаемся ее глубинной сущности как науки о человеке и его социальных связях. Именно улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного социального существования входят в число непосредственных практических задач социальной работы. Наиболее глубоким социальным основанием, основополагающей целью является гармонизация всей системы отношений - в семье, коллективе, нации, обществе в целом. Таким образом, практическая суть социальной работы определяет и ее содержание как науки.

    Поскольку жизнедеятельность людей происходит на почве тех или иных общественных отношений, социальная работа рассматривает их под своим углом зрения. Предметом изучения при этом являются социальные отношения, функционирующие в социальной сфере жизни общества и рассматриваемые в контексте всей совокупности общественных отношений, в том числе экономических, политических, духовно-нравственных и т. д.

    Подобный подход исключает сведение задач социальной работы как науки только к обоснованию необходимости социальной помощи или же социальной защиты определенных слоев населения, к некоей совокупности суждений и рекомендаций по данным проблемам. Подобное редуцированное понимание упрощает ее действительное содержание и не раскрывает полностью ее социальной сути. Безусловно, социальная помощь, равно как и социальная защита населения, являются важными направлениями социальной работы как практической деятельности и как науки. Однако ее социальная суть значительно глубже и может быть понята только с широких социальных позиций, в том числе с позиций социально-философского мировоззрения.

    Социальная работа применяет принципы социальнофилософского познания к анализу конкретной проблемы социальной сферы (социальных групп, общностей, личности, социальных институтов и т. д.).

    В отличие от конкретных социальных наук она рассматривает проблемы с точки зрения как их специфических признаков, так и интегративных свойств. Социальная работа включает предварительный сбор информации, системный анализ об объекте, выдвигает гипотезы, сопоставляет факты, строит модели развития.

    Рассматривая взаимосвязь социальной работы с социологией, отметим следующее: социология изучает общество, социальные институты и явления, поведение и убеждения специфических групп - семей, детей, мужчин, женщин, лиц девиантного поведения, пожилого возраста и др. Познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы, обеспечить владение интерперсональными навыками и техниками. Например, основной навык специалиста социальной сферы - это интервьюирование. Этот навык предполагает знание того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, чтобы он смог раскрыться, довериться и почувствовать себя в безопасности. Собрав информацию и проанализировав ее, социальный работник далее намечает план действий, обеспечивая таким образом аналитический подход к решению проблемы. Научный анализ социальной проблематики экстремальных ситуаций и жизнедеятельности групп риска в социальной работе опирается на социологический анализ. Анализируются: угроза жизненным силам; способность управленческого актива принимать целесообразные решения и контролировать их выполнение; поведение различных групп населения в условиях опасности, их осведомленность об угрозе жизни; развитость и сохранность социальной инфраструктуры отраслей жизнеобеспечения (транспорт, связь, здравоохранение, снабжение продуктами питания и др.); ущерб, нанесенный социальному пространству и населению, и др.

    Исследования в области социальной работы опираются на социологические данные или методы анализа социальной реальности. При написании социальных биографий клиентов из числа представителей групп риска, что весьма часто делается в исследованиях по проблемам социальной работы, обычно используются данные интервью, анкет, опросных листов, документов архивов, автобиографий и других источников и методов сбора информации, которые традиционно применяются в социологии. Знания социологии, особенно прикладной, важны для социальной работы, но не подменяют ее. Поэтому смешение двух этих понятий в обыденном сознании населения неправомерно.

    Кроме социологии социальные работники используют данные других научных дисциплин, например психологии. Эта дисциплина тесно связана с социальной работой. Психологи изучают индивидов и пытаются понять механизмы их развития, важные факторы, влияющие на психику и поведение человека, а также психологию коллективов.

    С понятием “психология” мы сталкиваемся довольно часто. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. Каждый человек - психолог в какомто смысле слова. Не изучая еще науки, мы с детства употребляем слова “память”, “у него такой характер”, “чуткий”, “невнимательный”, умеем определять настроение близких нам людей по внешним признакам: жестам, выражению лица и прекрасно пользуемся этими знаниями в процессе общения. Однако наши знания о психологии человека находятся на житейском уровне и очень приблизительны, расплывчаты и порой просто неверны, так как лишены систематичности, глубины, доказательности и по этой причине не могут стать прочной основой для серьезной работы с людьми (социально-педагогической, организационной, лечебной). Работа с людьми требует научных, т. е. объективных и достоверных знаний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных ожидаемых обстоятельствах. Научное знание отличается от житейского доказательностью реальных причин, доступностью проверки опытом и логическим анализом.

    Психология XX столетия заметно расширила границы своих исследований. Современные психологи интересуются не просто психикой человека, но закономерностями и механизмами ее развития и распада, психологией групп и общества.

    Многие подходы к социальной работе и ее альтернативные теории, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения. Например, психоанализ явился основой диагностической теории социальной работы. Диагностическая теория в свою очередь стала предвестником возникновения индивидуальной психосоциальной работы.

    Психологические знания являются базовой основой профессионального обучения социальной работе.

    Для выяснения различий между социальной работой и психологией целесообразно использовать определение первой как профессии, связанной с отношениями между людьми и их окружением. Из этого определения следует, что социальные работники должны использовать знания и социологии, и психологии, чтобы оценить проблемы клиентов и осуществить планы необходимого вмешательства.

    Смежной для социальной работы является и психиатрия, которая сосредоточивается на изучении внутреннего развития человека, пытается выяснить, что заставляет индивидов думать, чувствовать и вести себя так, а не иначе.

    При этом социальные работники не могут сосредоточиться только на индивиде, как это делают психологи, или на социальном окружении, как социологи. Они изучают различные аспекты того и другого круга проблем, способствуют выработке конструктивного их решения.

    Социальная работа также взаимосвязана с социальной экологией. Двойная фокусировка ее и на человеке, и на окружающей среде, а еще шире - человеке и природе обусловливает ее экологическую сущность. Она позволяет определить модели отношения между организмами и их окружением. Для этого необходимы не только знания уже упомянутых социологии и психологии, но и биологии. Последняя помогает понять, как функционирует человеческий организм, включая репродуктивные процессы и влияние генетики на поведение и восприятие.

    Следующая область, связанная с социальной работой, - это вопросы урбанизации. Если специалист по городским делам, знающий особенности функционирования города и роль широкого городского окружения, включается в процесс вмешательства в обществе, средоточием изменений является не индивид, а широкая система.

    Многие программы обучения социальных работников требуют достаточно основательной медицинской подготовки. Например, сложившаяся на Западе профессия трудотерапевта (специалиста, работающего непосредственно с инвалидами) предусматривает получение знаний в области медицины, а также реабилитационного консультирования.

    Огромна взаимосвязь педагогики и социальной работы.

    Педагогика в социальной работе выступает в роли определенного стержня. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы. Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач во многом определяется воспитанием людей, поэтому педагогика выполняет прогностические функции. Педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.

    Социальная работа может быть представлена как учебный процесс, в ходе которого люди изучают культуру, овладевают навыками социального поведения, включаются в материальные и общественные отношения. Хотя социальному формированию личности и коллектива приписывается спонтанность, научно обоснованная социальная работа делает его целенаправленным.

    Социальное научение эффективно только в условиях дифференциации и индивидуализации учебно-трудовой деятельности. Проводя инструктаж, организуя изучение технологической документации, социальный работник добивается активности клиента, поощряет его самостоятельность.

    Доверие к людям в единстве с проверкой и контролем, осуществляемыми с педагогическим тактом, является выражением принципа гуманизма социальной работы. Специалисты всегда стремятся опираться на положительное, следовать в воспитании персонала оптимистической гипотезе. Какими бы сложными ни были обстоятельства воспитательной работы, всегда найдутся люди, факторы, отдельные человеческие качества, которые помогают успешно решать задачи социализации, самовоспитания, перевоспитания и формирования механизмов самозащиты.

    Важным педагогическим элементом социальной работы является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь. Педагогика дает направление социальной активности. При этом социальная работа ориентируется на сознательность людей. Глубокие, достаточно гибкие социальные знания позволяют ориентироваться в действительности, соотносить с ней собственные потребности и способности.

    Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи.

    Социальная работа в итоге должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл жизни, средства, с помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования.

    Среди смежных дисциплин, необходимых в получении профессии социального работника, следует назвать и правоведение. Без знания законодательных актов, основания теоретических и практических аспектов семейного и уголовного права, пенсионного обеспечения и т. д. сложно давать консультации клиенту, помогать ему в решении его жизненных проблем, отстаивать его интересы.

    Многоплановость и многовариантность содержания деятельности специалиста по социальной работе распространяется и на область управления. Поэтому менеджмент наряду с другими учебными дисциплинами занимает одно из ведущих мест в подготовке специалистов.

    Мы назвали главные блоки смежных дисциплин, необходимых для формирования высококвалифицированного социального работника. Следует иметь в виду и принципиальную важность для социальной работы единства теории и практики.

    Система научных знаний, как мы уже отмечали, может быть условно разделена в зависимости от ориентации в решении задач на фундаментальные и прикладные. Если фундаментальные науки преимущественно ориентированы на решение гносеологических задач, то прикладные - на преобразование социальной деятельности. С этих позиций социальная работа, как уже подчеркивалось, относится к группе прикладных наук.

    Исходной базой для сбора, анализа разнообразного по содержанию эмпирического материала для различных наблюдений, исследований конкретных социальных процессов и явлений, фактов общественной жизни является практика. Она позволяет аккумулировать опыт социальной работы в виде его осмысления и теоретического обобщения, т. е. в форме системы научных знаний.

    • См. более подробно: Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учеб, пособие. М., 2002. С. 70-84.
    • См.: Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г. Основы построения концепции и организации социальной работы в России первой половины1990-х годов. Барнаул, 1993; Социальная политика и социальная дифференциация: вопросы теории и практики социальной работы. Барнаул,1993. С. 112-115; Гуслякова Л. Г. Социальная работа как научная теория,деятельность и учебная дисциплина. Барнаул, 1995.

    ПЛАН

    Введение.

    Общая характеристика взаимосвязей социальной работы с другими социально-гуманитарными дисциплинами

    Социология и социальная работа

    Взаимосвязи социальной работы с психологией

    Список литературы.

    Введение

    социальная работа наука личность

    Социальная работа является открытой системой, которая активно взаимодействует с другими социально-гуманитарными дисциплинами. Как наука она изучает социальные процессы и социальные явления, которые имеют непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группы или общины, и тенденции их изменения под влиянием психолого-педагогических, экономических и управленческих факторов. Эти процессы и явления изучают и другие науки (социология, психология, социальная педагогика, социальная политика и т.д.).

    Академическая подготовка социальных работников предполагает фундаментальное знакомство со многими социально-гуманитарными дисциплинами, опирающееся на понимание социальной работы как междисциплинарной области знаний. Практика социальной работы требует от специалистов способности работать с педагогами, психологами, социальными педагогами, врачами и т.д., понимать основы их деятельности. Вместе социальная работа, синтезируя и систематизируя информацию по практической социальной деятельности, опыта вмешательства в социальную ситуацию, способствует выработке связей между теоретическими знаниями и общественной практикой, обогащая другие социально-гуманитарные дисциплины.

    Общая характеристика взаимосвязей социальной работы с другими социально-гуманитарными дисциплинами

    Место социальной работы в структуре социально-гуманитарных наук является предметом дискуссий. Несмотря на отсутствие устойчивых связей социальной работы и социологии, социальной работы и психологии, открытым остается вопрос взаимовлияния социальной работы и социальной педагогики, социальной работы и социальной политики, социальной работы и социальной истории, социальной работы и социальной экологии, социальной работы и социальной медицины подобное. Ведь постоянно развиваются как социальные науки в целом, так и социальная работа частности. Совместные усилия представителей разных дисциплин формируют современное социальное знание.

    По мнению современных немецких ученых, социальная работа, которая является частью сервисной индустрии, в значительной мере зависит от развития многих социальных дисциплин. Это сказывается на подготовке социальных работников, система которой охватывает сложную институциональную вертикаль (от краткосрочных курсов по обучению организаторов досуга в докторантуру по социальной работе), а также горизонтально-предметное разнообразие (от педагогики до танатологии - науки о смерти и умирания).

    Связи социальной работы с другими дисциплинами имеют взаимный характер. С одной стороны, социальные работники пользуются научным аппаратом и методиками, которые предлагают различные социально-гуманитарные дисциплины. Правда, в отличие от других социальных наук, социальная работа рассматривает социальные проблемы и проблемы конкретного клиента как с точки зрения их специфических признаков, которые описывают различные науки, так и с точки зрения общих (интегративных) свойств.

    Ведь осуществление социальной помощи предполагает предварительный сбор информации, ее системный анализ, выдвижение гипотез, построение моделей развития. Благодаря этому происходит качественное определение проблемы во всей ее полноте, планирования специалистами совместно с клиентами дальнейших действий, которые должны привести изменения существующего положения. При этом социальные работники не могут сосредотачиваться только на индивиде, как это делают психологи, или на социальном окружении - как социологи. Они изучают социальные аспекты проблем, способствуют выработке конструктивного (во многих случаях - комплексного) их решения. Вместе наработки социальной работы представляют интерес для представителей других специальностей и дисциплин, поскольку она изучает реальные социальные факты, конкретный практический опыт. Совокупность этих фактов является основой для научного анализа в рамках различных дисциплин, позволяющего выявить и научно осмыслить тенденции развития исследуемых событий и процессов.

    Утверждение социальной работы как социального института, развитие практических моделей деятельности работников способствовал появлению новых научных направлений - социологии социальной работы, психологии социальной работы.

    Социология и социальная работа

    Своим теоретическим достоянием, методологии познания социальной реальности, выяснение эффективности практических усилий социальная работа обязана социологии (лат. societas - общество) - науке об обществе как целостной системе, институты, процессы, группы и сообщества, принципы их взаимодействия, отношения личности и общества, закономерности имеющейся поведения людей.

    Для социальной работы особую ценность представляют социологические знания об особенностях социальных общностей, взаимодействия индивидов, принадлежащих к ним, соципльно-типичные характеристики личности, которые являются носителем не только индивидуально-неповторимых черт, но и свойственных определенному социальному слою, этносу, общих особенностей, традиций, ценностей, норм, взглядов, потребностей и т.д..

    Результаты социологических исследований получили немалое значение для социальной работы с возникновением специальных социологических теорий, утверждением их как определенного самостоятельного уровня социологического знания и с формированием на этой основе основных отраслей социологии (социологии права, социологии труда, социологии города и села, социологии, социологии семьи, этносоциологии, социологии религии, социологии конфликта, социологии девиантного поведения, тендерной социологии и др.).. Все это очень важно при определении стратегии социальной работы в конкретных социально-исторических условиях, оптимизации усилий в работе с конкретными категориями клиентов.

    ) использование результатов социологических исследований социальной структуры общества, других фундаментальных проблем социума в практической социальной работе;

    ) использование социологических знаний об обществе, сообщества, личность при подготовке и переподготовке, воспитании социальных работников;

    ) анализ социальной работы, экспертная оценка ее форм и методов с точки зрения их значимости для общества, конкретной среды и лиц, относительно которых она реализуется.

    Использование социологических знаний в практической социальной работе свидетельствует об их соотношение как науки и профессиональной деятельности, с одной стороны, и общественного института - с другой. Социальные работники опираются на знания, сформированные в рамках социологии управления, социологии конфликта, Этносоциология, понимающей социологии, системного социологии и других отраслей (знания, рекомендации, социальные проекты). Эти знания являются основой для развития моделей структурной социальной работы (социологически ориентированных моделей социальной работы), направленных на организацию социальной защиты коллективными средствами.

    Социология управления требует четкого определения субъекта социальной работы, социального работника как специалиста, который занимает определенную должность и выполняет определенный набор функций, а также учреждений социальной работы, группы социальных работников, волонтеров и т.д.. Особое значение для нее имеют управленческий процесс, управленческие циклы, технологии управления, планирования социальной работы.

    Во взаимодействии социологии и социальной работы существенную роль играет такой раздел социологического знания, как социология управления персоналом, который непосредственно касается организации работы, использования кадрового потенциала различных социальных служб и органов управления социальной сферой.

    На решение проблем социальной работы, организации деятельности практических социальных работников существенно влияют теоретические и практические наработки социологии семьи. Прежде всего, это проявляется в диагностировании семейного положения клиента, социального положения, материального обеспечения разных семей и групп. Ценным для социальной работы является концепция социального времени (социальной истории) семьи, которая утверждает, что на каждом этапе своего развития семья решает типовые задачи. Без социологического осмысления этих реалий социальным работникам трудно познать и понять проблемы клиентов, найти и оптимально использовать средства их решения.

    Социология труда обогащает социальную работу знаниями о положении и образ жизни, трудовую деятельность различных профессиональных групп населения. Эти знания способствуют пониманию социальными работниками специфики возникновения проблем клиента, возможностей их преодоления усилиями профессионального, производственной среды, а также специфических особенностей работников различного профиля, зависимости их обеспеченности от условий и результатов труда на конкретном рабочем месте. Обращает внимание социология труда и профессиональными заболеваниями, стереотипы мышления, традиционные разновидности поведения представителей различных социально-профессиональных групп. Зная это, социальные работники могут использовать весь арсенал своих возможностей в решении проблем клиентов, оптимизировать стратегию организации социальной помощи уязвимым группам населения, влиять на социальную политику государственных органов, негосударственных организаций. Социология труда исследует и проблемы занятости, безработицы, оптимальной организации рабочего места, социальной защиты работника в трудовом коллективе, всегда интересует социальных работников.

    Большое практическое значение для социальных работников имеет социология духовной жизни, которая аккумулирует данные об особенностях поведения, положения, социальных ориентаций представителей различных социальных групп, сообществ, различающихся своими духовно-идеологическими, морально-этическими, художественно-эстетическими, региональными ориентациями.

    Эта отрасль социологии, а также социология культуры совместно с психологией и философией помогают социальным работникам дифференцировать клиентов по типам и видам их Я-концепции, представлений о себе, свои права, возможности, перспективы развития. Учет культурного контекста быта клиента, его предпочтений в мире культурных ценностей является важным условием эффективной помощи, особенно тем, кто переживает экзистенциальный кризис (кризис смысла жизни), несогласованность ориентаций и реального социального положения.

    Социальным работникам также приходится учитывать стиль и образ жизни социальных групп, которые отличаются своим культурно-образовательным уровнем. Знание по социологии культуры особенно полезными в привлечении к социальной работе представителей учреждений культуры (библиотекарей, музейных работников, артистов и т.д.), которые помогают рационально использовать благотворного влияние искусства в социальной реабилитации индивидов, групп, общин.

    Социология социальной работы и социология «третьего сектора» (неправительственных организаций) раскрывают и осмысливают особенности деятельности различных групп социальных работников, активистов негосударственных организаций, занимающихся социальной защитой, социальных служб и учреждений, что способствует оптимизации организационных, технологических аспектов профессиональной и добровольной социальной работы. Они осуществляют мониторинг развития социальной работы как деятельности и общественного института, заботятся о целостности, разносторонность научного сопровождения и организации социальной работы.

    Возможностями социальных исследований часто пользуются специалисты социальной сферы, получая ценную информацию об эффективности своих усилий, восприятие их среди клиентов и в обществе в целом, о целесообразности внедрения конкретных программ, направленных на улучшение социальной защиты населения. При составлении социальных биографий клиентов из числа представителей групп риска они используют данные интервью, анкетирование, опрос, писем, документов, архивных материалов, автобиографий и других источников и методов сбора информации, которые традиционно используют в социологии.

    В общем, без использования достижений поисково-исследовательского инструментария социологии социальная работа рискует потерять связь с реальностью и развиваться на периферии актуальных жизненных потребностей людей, чьи социальное самочувствие, эмоциональное благополучие, видение бытийной перспективы зависят именно от нее.

    Взаимосвязи социальной работы с психологией

    Социальная работа, будучи направленной на различные потребности людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, и активизацию потенциала их жизнедеятельности, в своем функционировании не может обойтись без массива знаний, аккумулированных в лоне психологии - науки о закономерностях, процессы, формы психической деятельности человека.

    Именно благодаря использованию научных, достоверных, доказательных знаний о психике человека, которые можно проверить логическим анализом и опытом, социальная работа может обеспечить свою результативность, поскольку опора на обыденный опыт, эмпирические наблюдения за психологическими процессами, реакциями клиентов часто порождают неисправимые ошибки.

    Психика как совокупность душевных качеств, внутренний субъективный мир личности возникает и изменяется в процессе взаимодействия человека с окружающим миром, выражается в форме мыслей, чувств, образов, действий. Познавая окружающий мир, человек познает законы природы и общества не только с целью приспособления их для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, но и для определенного воздействия на них.

    Центральным объектом психологии является личность, ее потребности, мотивационная и познавательная сферы, направленность индивидуальности во всем многообразии проявлений.

    Для социальной работы важны знания не только об общих закономерностях человеческой личности, но и о ее особенностях, которые зависят от конкретных условий социальной ситуации, развития, жизнедеятельности, профессии, возраста, статуса в группе и в системе межличностных отношений, позиций и диспозиций (норм, определяющие правила поведения), особенностей социально-психологической адаптации.

    Психологические знания, соответствующие методики, техники является основой психологически и комплексно ориентированных моделей практики социальной работы. Особое значение для нее имеют такие отрасли психологической науки и психологической практики:

    а) психодиагностика - отрасль психологического знания о психологическом состоянии клиента или об отдельных его психологические свойства, связанная с установлением психологического диагноза;

    б) психологическое консультирование - оказание помощи психически здоровым людям в реализации ими своих функций, достижении жизненных, профессиональных и других целей, в организации эффективной и поведения;

    в) использование техник, методов и средств психологического взаимодействия с клиентом (психодрама, музыкотерапия и др.)..

    Социальная работа в своих научных поисках и в реальной практике не может обходиться без достижений возрастной психологии - отрасли психологической науки, которая исследует особенности личностного и психического развития, внутреннего мира человека на разных этапах его жизненного пути в онтогенезе (от рождения до смерти).

    Юридическая психология обогащает социальную работу знаниями о различных психологических проблемах отклонений в поведении и их последствия, а также методы их предвидения и профилактики. Как правило, нелегко дается взаимодействие с людьми асоциального поведения: девиантное (такой, что противоречит принятым в обществе нормам), делинквентного (не предусматривает обязательной уголовной ответственности), уголовной (такой, которая предусматривает наказание судом). Не зная присущих таким индивидам особенностей протекания психических процессов, не обладая необходимыми во взаимодействии с ними методиками воздействия, социальные работники не смогут достичь целей в своей работе.

    Теснейшая связь между социальной работой и социальной психологией - наукой о взаимодействии, взаимозависимость социального и психологического на уровне отдельного человека, группы, общества, о социально-психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия и характеризующих индивида и группы.Так, своим содержанием социальная психология сосредоточена на исследовании общественно-психологических явлений и субъектов: потребностей, настроений, психологического климата, общественного мнения; массовых социально-психологических механизмов общения (внушение, мода, убеждения и т.д.), психических состояний (возбуждение, подъем, энтузиазм, растерянность). Ее интересует, насколько механизм передачи конкретного психического настроя способствует реализации общественной или индивидуальной субъектности личности, кто и зачем использует настроение как «рычаг» в достижении определенных целей и как все это сказывается на благосостоянии народа.

    В конце XX в. психология заметно расширила границы своих исследований, заинтересовавшись такими феноменами, как «благополучие», «общественная деятельность», «социальные службы», которые помогают людям сделать свою жизнь осмысленной, реализовать свою деятельность, развивать жизненные силы, оказывать помощь и поддержку тем, кто нуждается.

    Для специалистов, в т.ч. и социальных работников, которые работают с людьми, участвующими в регулировании социальных отношений важны знания по конфликтологии - науки о социальных конфликтах, их причины и последствия, механизмы формирования и приостановление, способы и методы управления ими и решения Вязание их. Сформировалась она во второй половине XX в. на грани социальной психологии, социологии и педагогики.

    Совместно с социальной работой как наукой конфликтология изучает потенциальные и существующие конфликты между личностью и социальной средой (социумом и микросоциуме), которые являются значимыми для обеих сторон. Без учета конфликтологической аспекта невозможно осмыслить содержание, объект, предмет, категории социальной работы как науки. В противном случае неизбежен ее отрыв от общественных потребностей и задач. Игнорирование конфликтологической рассмотрения теоретико-методологических проблем социальной работы приводит к одностороннему их трактовки, сужение границ социальной деятельности, сведения его только к благотворительности и милосердия, социальных выплат, медицины.

    В социальной работе нередки случаи столкновения интересов клиента и социального работника, индивида и группы, группы клиентов и общественного сообщества, системы учреждений и групп клиентов и др.. Умелое поведение в конфликтной ситуации социального работника, психологически грамотное управление конфликтом удерживают его в деловой сфере, защищают от переноса на личности, что является предпосылкой успешного его преодоления.

    Итак, специфика социальной работы междисциплинарной сферы научного знания обусловливает необходимость глубокой осведомленности специалистов с основными теориями психологии, направлениям психодиагностики и психологического воздействия на личность в кризисных ситуациях. Разнообразные психологические концепции вооружают социальных работников осознанием особенностей развития психологической структуры личности, динамики позитивных изменений, дают им возможность определить собственный подход к оказанию социальной помощи, согласованный с их профессиональными взглядами и ценностными ориентациями. Поэтому знание психологии является основой для деятельности социальных работников.

    Список литературы

    1. Мигович 1.1. Социальная работа. - Ужгород, 1997.

    Сидоров В. Обучение практике социальной работы в Украине: путь в Европу / / Социальная политика и социальная работа. - 2002. - № 3,4.

    Социальная работа в Украине: Учеб. пособие / Под ред. И. Д. Звери-ной, Г. М. Лактионовой. - М.: Научный мир, 2003.

    Социальная работа: В 3-х ч. - Ч. 1. Основы социальной работы / Под ред. Т. Семигина, И. Григи. - К.: Киево-Могилянская академия, 2004.