Все о тюнинге авто

Могилевский государственный областной институт развития образования. Могилевский государственный областной институт развития образования Могилевский институт повышения квалификации педагогов

Институт усовершенствования учителей при Могилевском областном отделе народного образования был создан в 1939 году в соответствии с решением Совнаркома БССР. Создание такого типа учреждения было вызвано необходимостью более целенаправленной работы с педкадрами области, так как например: из 10 тыс. учителей только 1,5 тыс. имели высшее образование.

В этот период времени институт активно использует для повышения квалификации учителей вечерние и воскресные курсы педагогических работников, проводит семинары с учителями – предметниками, организовывает практические занятия и открытые уроки, циклы лекций и докладов на педагогические и общеобразовательные темы с выездом лекторов и докладчиков в районы и школы области, обобщает и распространяет передовой опыт.

В период оккупации г.Могилева немецко-фашистскими захватчиками институт не работал. В ноябре 1944 г. в соответствии с постановлением СНК БССР № 801 институт усовершенствования учителей возобновил свою деятельность. Директором был назначен Пугачев Кирилл Афанасьевич. В 1944-1948 гг., из-за отсутствия денежных средств и необходимых помещений, в основном, проводились мероприятия на местах: очно-заочные курсы для учителей, семинары для директоров школ, школьных инспекторов и зав. райметодкабинетами.

Сотрудники института в послевоенный период часто выезжали в районы области, бывали в школах, выступали с сообщениями и докладами на «Дне учителя» и т.д. Небольшим коллективом института (всего – 5 чел.) в 1946 -1947 учебном году, было подготовлено и выслано в районы 20 методических разработок по различным учебным дисциплинам, совместно с обкомом комсомола выпущена брошюра «Краткие сведения по географии и истории Могилевской области».

В 1949 г. директор института Пугачев К.А. был удостоен ордена «Знак Почета». В 1949-1965 гг. директором ИУУ работал Черняков Александр Михайлович, депутат Верховного Совета БССР I созыва, заслуженный учитель республики. С 1966 по 1988гг. директорами ИУУ являлись Калистратов Михаил Матвеевич и Карпилович Алла Тимофеевна, имевшие богатый педагогический опыт, заслуженные учителя БССР.

В 1984 году на базе института проводился Всесоюзный семинар директоров институтов усовершенствования учителей. В период с 1988 по 2005гг., на протяжении 17 лет коллектив института возглавлял Ярошев Аркадий Михайлович, ранее работавший заведующим областным отделом народного образования, награжденный знаком «Отличник просвещения СССР». За успехи в работе по повышению квалификации учителей Могилевский ИУУ неоднократно награждался грамотами Министерств просвещения БССР, СССР, а заместитель директора Андрюхина Л.Г., заведующий кабинетом воспитательной работы Зеньков Г.И. методист Погужельская В.Е. были удостоены звания «Заслуженный учитель БССР».

В 1998г. ИУУ преобразован в УО «Могилевский государственный областной институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов и специалистов образования», была проведена реструктуризация с целью приближения к ВУЗовской структуре. В 2008г. институт преобразован в УО «Могилевский государственный областной институт развития образования». 212011, г.Могилев, пер.Березовский, 1 «А».

Управление образования Могилевского облисполкома

Учреждение образования

«Могилевский государственный областной институт развития образования»

Могилёв, 2011

Составители:

Грибанова Ж.М. – старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», методист отдела дошкольного воспитания

Ярошева Н. А. - старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», начальник отдела дошкольного воспитания

3 выпуск вестника дошкольного образования подготовлен по итогам областной панорамы опыта дошкольных учреждений Могилевской обрасти по организации образовательных услуг по подготовке детей к школе в разных формах дошкольного образования.

Введение …………………………………………………………. 4

Миницентр предшкольного развития ребенка ГУО «Дошкольный

Центр развития ребенка № 2 г. Могилева» ………………………. 5

Организация дополнительных образовательных услуг в кружке по

Подготовке к школе ГУО «Ясли - сад № 95 г. Могилева» ……… 6

Организация дополнительных образовательных услуг в кружках

«Обучающая и развивающая математика» и «Занимательная

Грамматика» ГУО «УПК ДСШЭУ г. Могилева» ……………….. 7

Субботняя школа развития детей 5-6 летнего возраста Дмитриевского

УПК ЯС/БШ филиал ГУО «Слободская базовая школа» Кличевского

Района ………………………………………………………………… 8

Организация дополнительных образовательных услуг в кружке «Школа

Гениев» ГУО «Ясли - сад № 5 г. Кличева»………………………… 9

Организация дополнительных образовательных услуг в кружке

«Развивающие игры» ГУО «Ясли - сад № 10 «Росинка»

Г. Осиповичи» ……………………………………………………….. 10

ВВЕДЕНИЕ

В дошкольных учреждениях Могилевской области сложились определенные традиции в подготовке детей дошкольного возраста к дальнейшему школьному обучению.

Эффективность деятельности в данном направлении обусловлена соблюдением педагогами в разных формах дошкольного образования ряда условий:


  • личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком;

  • направленность на развитие творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности (игра, познавательно-практическая деятельность, общение, изобразительная деятельность, конструирование, театрализованная деятельность и др.), в которых закладываются предпосылки готовности ребенка к школе;

  • организация игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

  • моделирование образовательной среды, способствующей его личностному и познавательному развитию.
В системе работы органов управления Могилевской области традиционным стало ежегодное обновление банка данных о дошкольниках, не посещающих дошкольные учреждения, выявляются причины непосещения и образовательные потребности таких семей. Так, на 1 октября 2010 года в Могилевской области 251 ребенок 5-летнего возраста не посещает дошкольное учреждение. С учетом сложившейся образовательной ситуации возникает необходимость охвата детей старшего дошкольного возраста разными формами дошкольного образования с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе.

Подготовка детей к школе осуществляется в традиционных формах дошкольного образования (ясли - сад, детский сад, УПК «ДССШ»), в которых наряду с образовательным процессом по программе «Пралеска» функционируют дополнительные образовательные услуги по подготовке детей к школе. Эффективной формой подготовки детей к школе являются группы кратковременного пребывания, субботние школы и другие.

В 3 выпуске информационного вестника представлен региональный опыт организации образовательных услуг по подготовке детей к школе, с которым участники областной панорамы опыта знакомились на базе дошкольных учреждений Кличевского района.

Сложившаяся система работы дошкольных учреждений по организации образовательных услуг по подготовке детей к школе в Могилевской области имеет свои положительные результаты. Такая работа формирует позитивное общественное мнение о дошкольном учреждении, повышает спрос родителей на образовательные услуги, обеспечивает их доступность, качество подготовки детей для дальнейшего школьного обучения, способствует более легкой адаптации будущих школьников в новой социальной среде.

Миницентр

предшкольного

развития ребенка

ГУО «Дошкольный центр

развития ребенка № 2

г. Могилева»

Дошкольный центр развития ребенка № 2 г. Могилева является участником республиканского инновационного проекта «Внедрение модели личностного развития ребенка в условиях преемственности дошкольного учреждения и школы».

Важнейшими особенностями непрерывного образования в условиях взаимодействия ДЦРР №2 г. Могилева и школы являются:


  • Преемственность между дошкольным и начальным образованием определяется на уровне целей и задач образования.

  • Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется степенью готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания.
Ведущая цель подготовки ребенка к школе - формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью:

Любознательности;

Инициативности;

Самостоятельности;

Произвольности;

Творческого самовыражения.

При этом знания, умения и навыки рассматриваются в качестве важнейшего средства развития ребенка.

На базе ДЦРР создан миницентр предшкольного развития ребенка, в котором работают совместно с педагогами дошкольного учреждения учителя начальной школы, обладающие творческой активностью, познавательной инициативностью и креативностью мышления. Педагогическое общение с дошкольниками в миницентре носит игровой, творческий и результативный характер.

Организация дополнительных

образовательных услуг

Кружок

по подготовке к школе

ГУО «Ясли-сад № 95

г. Могилева»


Девизом в организации дополнительных образовательных услуг по подготовке к школе педагоги дошкольного учреждения взяли слова Б.П. Никитина: «Чтобы дети были способными и талантливыми – помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но … не опаздывайте и, помогая… думайте сами».

Основная цель кружковой работы – развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.


  • Развивать познавательные психические процессы.

  • Стимулировать любознательность, стремление к рассуждению и поиску.

  • Формировать навыки учебно-познавательной деятельности.

  • Развивать чувство уверенности в своих возможностях.
В структуре кружковых занятий - мнемические тренинговые упражнения на развитие памяти; решение логических задач; игры и упражнения на развитие умения выделять в предметах от 1 до 4 различных свойств (цвет, форма, размер, толщина); игры на развитие способности к распределению и переключению внимания; упражнения на развитие ориентировки на листе бумаги.

На занятиях кружка широко используются наборы палочек Кюизенера, блоки Дьенеша, таблицы и карточки-схемы для решения логических задач А. Зака, развивающие игры А.А. Столяра.

Обучение с увлечением дает высокий результат – большинство выпускников дошкольного учреждения становятся учениками ГУО «Гимназия № 1 г. Могилева».

Организация дополнительных

образовательных услуг

Кружки

«Обучающая и развивающая математика»

«Занимательная грамматика»

«УПК ДСШЭУ

г. Могилева»

В условиях учебно-педагогического комплекса функционируют кружки по интересам в соответствии с запросами родителей. Среди которых особое место отводится деятельности кружков интеллектуально-познавательной направленности: «Занимательная грамматика», «Развивающая и обучающая математика».

На занятиях кружка «Обучающая и развивающая математика» дети открывают мир чисел и фигур, решают проблемные ситуации, сравнивают и сопоставляют, устанавливают сходства и различия, анализируют маленькие математические проблемы, учатся ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию, что является необходимым условием подготовки к школе.

Деятельность кружка «Занимательная грамматика» направлена на обеспечение аналитико-синтетического подхода в обучении детей чтению.

В структуре занятий: вводная часть, интеллектуальная разминка, выполнение обучающих игровых заданий и упражнений, заключительная часть.

Дидактическую оснащенность составляют:


  • наглядные и дидактические пособия: наборы геометрических форм и фигур, наборы цифр, модели часов и календарей, логические таблицы, лабиринты, ребусы, настольно-печатные математические игры и др.

  • слоговые таблицы, наборы картин для составления предложений, схемы слов, предложений, наборы графических упражнений и др.
В совместной деятельности руководителя кружка и ее воспитанников нет сильных и слабых, умелых и неумелых. Все – и педагог и ребята увлечены процессом обучения, помогают друг другу, делятся впечатлениями и результатами, радуются совместным удачам и утешают

друг друга в неудачах.

Субботняя школа развития детей 5-6 летнего возраста

филиал

«Слободская базовая школа»

Кличевского района

Субботняя школа развития детей 5-6 летнего возраста, не посещающих дошкольное учреждение, функционирует с 2010-2011 учебного года с целью оказания квалифицированной помощи родителям в подготовке детей к школе.

Задачи образовательного процесса:


  • сохранение и укрепление здоровья ребенка;

  • пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов;

  • развитие инициативности и самостоятельности;

  • выявление и развитие творческих способностей;

  • развитие коммуникативных способностей и социального опыта;

  • формирование готовности ребенка к школьному обучению;
Занятия проводят учителя начальных классов по субботам: 4 занятия продолжительностью 20 минут по следующим образовательным областям:

  • Обучение грамоте.

  • Математика.

  • Мир природы.

  • Мир музыки.

Планирование образовательного процесса осуществляется по программе образовательных услуг для детей шестого года жизни, не посещающих дошкольное учреждение, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь. В работе с дошкольниками используется учебно-методический комплекс «Мои первые уроки»: И.В. Житко «Математический калейдоскоп», Д.Н. Дубинина «Мир вокруг меня», Л.С. Ходонович «Путешествие в мир музыки». В обучении грамоте педагоги используют методику Н.С. Старжинской.

На занятиях широко применяются игровые приемы обучения, физкультминутки, рефлексия по итогам работы на занятиях.

Опыт функционирования субботней школы высоко оценен родителями воспитанников и руководством отдела образования Кличевского райисполкома.

Организация дополнительных

образовательных услуг

Кружок «Школа гениев»

ГУО «Ясли-сад № 5

г. Кличева»

Образовательный кружок «Школа гениев» (руководитель Войтусенок Е.В.) на протяжении нескольких лет организован в старшей группе дошкольного учреждения с целью ознакомления детей с буквами алфавита, обучения слоговому чтению.

В основу работы кружка положена методика Е.Н. Бахтевой «Школа гениев», авторские курсы которой прошла бывший руководитель дошкольного учреждения – мама Е.В. Войтесенок. Она и познакомила дочь с «Букварем» и методикой работы с ним.

Предложенный букварь является уникальным пособием, который помогает детям, начиная с двухлетнего возраста, научиться читать. Своеобразие методики заключается в том, что каждой букве соответствует свой образ, поэтому дети с удовольствием занимаются с ним и никогда не путают даже внешне похожие буквы. Буквы в нем «живые», каждая имеет свою форму, цвет, свой неповторимый образ.

В кружке дети знакомятся с буквами алфавита, учатся называть их по порядку и вразнобой, отрабатывают навыки чтения слов с открытыми и закрытыми слогами, учатся составлять предложения. В работе педагог использует иллюстративный материал, артикуляционную гимнастику при постановке буквы перед зеркалом, дидактические игры «Найди пару», «Гласные против согласных» и др.

Основным девизом в работе педагога являются слова П.Буаста «Образование – клад, труд – ключ к нему!» Успехи детей в кружке оцениваются педагогом похвалой, золотистой звездочкой, медальонам «Умники и умницы», дипломами достижений.


Организация дополнительных

образовательных услуг

Кружок «Развивающие игры»

ГУО «Ясли-сад № 10

«Росинка»

г. Осиповичи»

Деятельность кружка «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» организована педагогом – психологом ГУО «Ясли-сад № 10 «Росинка» г. Осиповичи» с целью формирования психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

В процессе кружковых занятий решаются следующие задачи:


  • Развивать произвольность познавательных психических процессов.

  • Повышать уровень произвольности поведения будущих первоклассников.

  • Развивать мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию и графические навыки.

  • Развивать эмоционально-коммуникативные умения.

  • Формировать мотивы учения и положительного отношения к школе.

Занятия проводятся с детьми старшей группы 2 раза в неделю продолжительностью 20-25 минут. Курс рассчитан на 60 кружковых занятий. Занятия предусматривают последовательное усложнение развивающих игр, заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В структуре занятий – приветствие, комплекс развивающих игр и упражнений на развитие познавательных психических процессов, динамическая минутка, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики и графических навыков, рефлексия.

Руководитель кружка Немцова Ю.А. свои убеждения подтверждает высказыванием Л.А. Венгера: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…»

Учреждение образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» (далее – МГОИРО, институт) является учреждением дополнительного образования взрослых, которое реализует образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов, программу стажировки руководящих работников и специалистов, выполняет информационно-аналитическую, научно-методическую, организационно-методическую и иные функции по обеспечению развития системы образования Могилевской области в сфере дополнительного образования взрослых.

Сегодня это современное многофункциональное учреждение, которое сочетает функции повышения квалификации педагогических кадров и развития областной системы образования в целом. В структуре учреждения: 2 кафедры, 6 центров, 12 отделов, 1 управление, библиотека, бухгалтерия.

Сотрудники института – это высококвалифицированные специалисты, среди которых: кандидаты наук, отличники образования Республики Беларусь, авторы и рецензенты учебных программ и учебно-методических комплексов для системы дошкольного, общего среднего образования и образования взрослых, члены государственных экзаменационных комиссий высших учебных заведений, члены предметных секций Научно-методического совета Министерства образования Республики Беларусь, рецензенты и оппоненты диссертационных исследований, монографий, учебников и учебно-методических пособий.

МГОИРО как учреждение, функционирующее в сфере непрерывного педагогического образования, активно взаимодействует с учреждениями дошкольного, общего среднего, специального, профессионального, среднего специального, высшего и дополнительного образования.

С полным правом можно говорить, что институт выполняет сегодня роль научно-методического центра по развитию образования в Могилевской области. Но институт развивается и сам, стремясь быть достойным конкурентом на рынке профессиональных услуг дополнительного образования взрослых. В образовательном процессе активно используются информационные технологии, возможности сетевой инфраструктуры взаимодействия с педагогами области за счет добавления системы видеоконференций «Open Meetings», заочная (дистанционная) форма обучения, работает беспроводное интернет-соединение Wi-Fi. Информация о деятельности института представлена в сети Интернет через сервис YouTube, создан видеоканал УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», на котором размещаются подготовленные видеоматериалы. На веб-сайте института функционирует «Виртуальный кабинет организаторов образования», «Областной профориентационный портал».

Институтом осуществляется целенаправленная работа по организации и обеспечению непрерывного профессионального образования, направленного на повышение уровня профессиональных знаний и умений, совершенствование деловых и общественно-значимых качеств руководящих работников и специалистов развитие профессиональных компетенций педагогических работников; оказание методической поддержки специалистам системы образования в решении задач, связанных с повышением качества и эффективности образовательного процесса.