Личностный профиль студентов фозож. Что значит направление подготовки? Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования Чем отличается профиль от направлений и специальности
Продолжаем цикл интервью с экспертами из различных областей юриспруденции и экономики, которые готовы помочь студентам пройти нелегкий путь выбора профессионального профиля.
На этот раз вызвалась помочь студентам к.ю.н., доцент, зав. кафедрой административного права Российского государственного университета правосудия Марина Анатольевна Штатина .Она рассказала об одном из востребованных на рынке труда профилей - в сфере административно-правового регулирования.
КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, как у студентов в вашем вузе происходит выбор кафедры, которая, как мы понимаем, и определяет выбор профиля? Сколько времени им дается на обдумывание и принятие решения? Оказывают ли кафедры помощь студентам при выборе специализации и в чем эта помощь заключается?
Штатина Марина Анатольевна: В Российском государственном университете правосудия студенты выбирают один из трех профилей - государственно-правовой, гражданско-правовой или уголовно-правовой. Более глубокое изучение административного права и дисциплин, связанных с административно-правовым регулированием, осуществляется, прежде всего, на государственно-правовом профиле. Однако и другие студенты продолжают изучать нормы и институты административного права. Так, на гражданско-правовом профиле изучается Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, ряд административных процедур (например, по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и административных договоров, а на уголовно-правовом профиле уясняются вопросы разграничения преступлений и административных правонарушений. Такой подход в полной мере отражает особенности современного административного права, активно взаимодействующего с другими правовыми отраслями и неразрывно связанного с повседневной жизнью общества и каждого человека.
Студенты выбирают профиль в первом семестре второго курса, но могут изменить свое решение в течение второго года обучения. Изучение профильных (вариативных) дисциплин в нашем университете начинается со второго семестра третьего курса.
Выбрать профиль студентам помогают и преподаватели, и работники деканата - они никогда не отказывают в консультациях по интересующим студентов вопросам. При этом проводятся как общие консультации для всего курса, так и индивидуальные беседы с любым обратившимся на кафедру студентом. Способствуют правильному (а для каждого студента он свой) выбору широко распространенные в нашем университете конференции и круглые столы по различным проблемам развития науки и правоприменительной практики.
КонсультантПлюс: Существует ли в выборе кафедры "добровольность"? Если большинство студентов выражают желание специализироваться на одной кафедре, предпринимает ли администрация в этом случае какие-то шаги?
Штатина Марина Анатольевна: Студентам-юристам очной формы, обучающимся по программе бакалавриата, приходится выбирать только из трех профилей, поэтому проблем с формированием групп пока не было, и принцип добровольности соблюдается неукоснительно. При этом по одному профилю может набираться несколько групп студентов, в зависимости от количества поданных заявлений. Однако локальные акты устанавливают правило, что в случае отсутствия минимально необходимого количества студентов, изъявивших желание выбрать вариативные дисциплины одного профиля, он открываться не будет.
КонсультантПлюс: Как вы думаете, чем должны руководствоваться студенты при выборе профиля? На что они должны обращать внимание в первую очередь: на свой интерес к конкретной области права, ее популярность или перспективность?
Штатина Марина Анатольевна: При выборе профиля следует учитывать каждый из указанных вами факторов. Но, по-моему, самое главное, чтобы студенту нравились предметы, которые ему придется дополнительно изучать. Профиль для бакалавра - это не специальность и даже не специализация, по которой обучаются специалисты. Главное назначение профиля - не столько получение знаний, сколько их углубление и выработка навыков их применения, в том числе и путем трансформации теоретических знаний в законные и обоснованные решения, допустимые и уместные в определенных ситуациях. Профиль не ограничивает студента, а развивает его, помогая получить навыки, необходимые в любой профессиональной деятельности юриста. Оптимальное решение этих задач возможно только при личной заинтересованности студента.
Но бывает и так, что у студента нет ярко выраженных профессиональных интересов и предпочтений. В таком случае нужно постараться определить, какие виды юридической деятельности, связанные с тем или иным профилем, созвучны стремлениям, ценностным ориентирам, а также личностным особенностям, в том числе и темпераменту студента. Так, изучение административного права требует исследования очень большого числа актов и документов, которые к тому же постоянно изменяются и дополняются. Медлительных и не ориентированных на преодоление сложностей студентов углубленное изучение административного права поставит в положение выбора: либо постоянно испытывать дискомфорт, либо измениться и стать более выносливыми и целеустремленными.
Менее всего я рекомендовала бы обращать внимание на популярность определенной профессии или отрасли знаний. В популярную сферу идут многие, в результате там создается огромная конкуренция. Если в этой сфере вы станете уникальным специалистом, то сможете добиться успеха. Но если вы мечтали о другом поприще или в силу своих личностных особенностей были расположены к другой деятельности, то в популярной сфере, не ставшей для вас близкой, скорее потерпите неудачу.
КонсультантПлюс: Что происходит после того, как студент выбирает Вашу кафедру? Что подразумевает под собой этот выбор: углубленное изучение каких-то дисциплин, написание дипломной работы или выполнение еще каких-либо работ?
Штатина Марина Анатольевна: Выбор государственно-правового профиля предполагает, что студент будет углубленно изучать конституционное, муниципальное и административное право и такие специальные дисциплины, как административные процедуры, административные правонарушения, миграционное право.
В нашем университете бакалавры, в отличие от студентов, обучающихся по программам специалитета, дипломных работ не пишут.
КонсультантПлюс: Что дает студенту данный выбор в будущем? Влияет ли выбор профиля на последующее трудоустройство? Означает ли данный выбор, что будущий специалист сможет работать только в этой сфере? Насколько сегодня в России ценится специалист по административному праву по сравнению с другими юридическими специалистами?
Штатина Марина Анатольевна: Еще раз хочу подчеркнуть, что в настоящее время выбор профиля никак не ограничивает студента, поскольку при устройстве на работу имеет знание специальность (юриспруденция), а не профиль обучения. Однако конкурсный отбор, практикующийся многими частными организациями и во многих случаях обязательный при поступлении на государственную службу, диктует соответствующие условия.
В настоящее время многие выпускники стремятся попасть на государственную службу, а там необходимы знания по административному праву. Все частные организации взаимодействуют с государственными органами и должностными лицами, поэтому специалисты, готовые к такому профессиональному взаимодействию, получают соответствующие преимущества. Недавно был принят и вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который также поставил ряд вопросов перед судебной практикой. Специалистов административного права в настоящее время не хватает.
Государственные и муниципальные служащие должны иметь соответствующее образование и пройти профессиональную подготовку или переподготовку, связанную с государственным управлением и административным правом. Во всех министерствах необходимы специалисты, владеющие техникой подготовки правовых актов управления.
КонсультантПлюс: Как вы думаете, какие черты характера должны быть у специалиста, выбравшего данный профиль? Как вы считаете, кому противопоказано быть юристом?
Штатина Марина Анатольевна: Лица, успешно занимающиеся отраслями публичного права, имеют особый склад ума, характеризующийся умением видеть общие закономерности, выделять общие интересы.
КонсультантПлюс: Как вы относитесь к современным информационным технологиям? Как вы думаете, нужно ли юристу административного права знать справочные правовые системы? Почему?
Штатина Марина Анатольевна: Юрист, специализирующийся на изучении административного права, должен постоянно обращаться к сведениям, содержащимся в справочных правовых системах. Огромный объем нормативно-правового регулирования ни освоить, ни систематизировать вручную в настоящее время невозможно. Кроме того, административное право не ограничивается буквой закона, а изучает также его применение и органами исполнительной власти, и судами.
КонсультантПлюс: Что бы вы посоветовали вашим студентам и студентам из других вузов, остановившим свой выбор на административном профиле? К чему им стоит готовиться, какие развивать качества характера, на кого ориентироваться в профессии, на какие дисциплины обратить особое внимание, чтобы в будущем стать успешным юристом?
Штатина Марина Анатольевна: Для тех, кто выберет углубленное изучение административного права и будет готовить себя к управленческой деятельности, очень важны такие качества, как сочувствие, стремление понять человека. Поскольку трудно найти такую отрасль права, которая изменялась бы так стремительно, как административное право, я пожелала бы всем, кто выбирает государственно-правовой профиль, развивать силу и гибкость ума, чтобы быть готовым не только ответить на вызовы времени, но предвидеть и формировать их.
Всем студентам-юристам искренне желаю целей высоких, мыслей четких, характера твердого, а настроя позитивного.
Введение. В 2015 году Республика Беларусь присоединилась к европейскому пространству высшего образования. Болонские соглашения предусматривают индивидуальный выбор «траектории обучения» студентами, а это во многом зависит от их индивидуальных особенностей.
Успешность профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры определяется необходимостью учета индивидуально-психологических особенностей личности индивида, уровнем мотивации, функционированием психических процессов, жизненных проявлений основных свойств нервной системы, темперамента, характера студентов. Обычно на занятиях задачи пытаются решать через систему внешних воздействий, задавая студентам оптимальную норму двигательной активности. Однако существенным недостатком является то, что при этом не учитываются индивидуальные и личностные особенности занимающихся .
Основу дифференциации образовательного процесса должен составить учет индивидуальных особенностей личности с целью организации обучения не столько по различным программам и планам, сколько применение различных средств, методов, методических приемов для выделенных групп и отдельных студентов.
Наиболее часто в процессе физического воспитания используют вариант относительной индивидуализации, когда учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного студента, а группы, обладающими сходными особенностями и их комплексами. По мнению Л.В. Диордица, Б.П. Яковлева организация обучения на основе личностно-ориентированного подхода означает, что все методические решения педагога должны преломляться через призму личности обучаемого.
Поэтому было решено выявить личностные профили студентов факультета организации здорового образа жизни (ФОЗОЖ) Полесского государственного университета с различным уровнем знаний.
фактор А: общительность - замкнутость;
фактор B: высокий интеллект - низкий интеллект;
фактор С: эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость;
фактор E: доминантность - подчиненность;
фактор F: экспрессивность - сдержанность;
фактор G: ответственность - недобросовестность;
фактор Н: смелость - робость;
фактор I: чувствительность - жесткость;
фактор L:подозрительность - доверчивость;
фактор М: мечтательность - практичность;
фактор N: расчетливость - прямолинейность;
фактор О: тревожность - уверенность в себе;
фактор Qi: радикализм - консерватизм;
фактор Q2: самостоятельность - зависимость от группы;
фактор Q3: высокий самоконтроль - низкий самоконтроль;
фактор Q4: напряженность - расслабленность.
Максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору В - 8 баллов. При интерпретации данных уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 4 баллов, а в «положительном» - от 7 до 10 баллов.
Рис. Личностные профили студентов 4 курса ФОЗОЖ с различным уровнем знаний
Всего обследовано 110 студентов 4 курса ФОЗОЖ Полесского государственного университета. По результатам экзаменационных сессий мы выделили группы: с высоким уровнем знаний - средний балл сдачи экзаменов от 8 до 10 (n=16); средним уровнем знаний - средний балл сдачи экзаменов от 5 до 8 (n=64) и низким уровнем знаний - средний балл сдачи экзаменов менее 5 баллов (n=30) и определить усредненный личностный профиль и их различия в этих группах (рисунок).
Анализируя представленный материал, можно заметить, что по большинству факторов студенты всех групп существенно не отличаются. Что поразило нас больше всего, что профили групп с высоким и низким уровнем знаний практически имеют одну конфигурацию. В этих группах отмечается «положительный» пик по фактору L (недоверчивый, упрямый, осмотрительный в действиях, больше погружен в собственное «Я», меньше заботиться о других людях) и два «отрицательных» пика по фактору I (независимый, практичный, имеет чувство ответственности) и фактору Qi (консервативный, терпимый к традиционным трудностям, убежден в правильности того, чему его учили). Студенты группы с высоким уровнем знаний превосходят всех по фактору А (легкость в общении, готовность к сотрудничеству, предпочтение социально значимой деятельности), фактору С (большая эмоциональная устойчивость, активность, трезвость в оценке действительности). В группе студентов со средним уровнем знаний наблюдается более сглаженный профиль, имеющих пики лишь по фактору О (тревожный, особенно в трудных ситуациях, обеспокоенный) и фактору Q1.
Заключение . Результаты данного исследования подтверждают существующее мнение, что нельзя ориентироваться лишь на усредненные групповые показатели. Как видим из рисунка, студенты добиваются успехов или неуспехов со сходными индивидуально-психологическими особенностями. Мы ни в коем случае не отрицаем необходимость и важность дифференцированного подхода. Если прослеживается явная тенденция зависимости успеха от того или иного показателя, например от уровня развития физических качеств, то почему не объединять занимающихся в группы с низким или высоким уровнем развития кондиционных способностей. В исследовании на студентах 4 курса ФОЗОЖ ПолесГУ такой закономерности по личностным качествам не обнаружено. А это значит, необходимо учитывать в большей мере индивидуальные особенности каждого студента. Хотя это очень трудно, но без этого не обойтись, педагоги должны учитывать индивидуальные характеристики и предлагать студентам доступные задания, то есть индивидуализировать процесс обучения и воспитания.
Список литературы
1. Григорович, И.Н. Совершенствование физического воспитания в вузе: состояние и пути развития многоуровневого физкультурного образования [Текст]// Сборник научных трудов 2-й межрегиональной научно-практической конференции»/ И.Н.Григорович. Тюмень: изд-во «Вектор-Бук», 1999. - с.35-38.
2. Диордица, Л.В. Предметно-рефлексивный анализ педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитанию [Текст]/ Л.В.
Диордица, Б.П. Яковлев// Теория и практика физической культуры.-2005.- №5. - с.49-53.
3. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. - М: ЭКСМО, 2007, - 416 с.
4. Поливаев, А.Г. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры с учетом индивидуально-психологических особенностей / А.Г. Поливаев, И.Н. Григорович, А.А. Гераськин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: научно- методический журнал. - 2011. - № 2. - С. 18-22.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула
Окончание школы знаменуется для многих выпускников началом нового жизненного этапа - поступлением в От выбора образовательного учреждения во многом зависит будущее ребенка, а потому делать его необходимо осознанно. И первое, на что следует обращать внимание - не отзывы или репутация вуза, а соответствие выбранного направления подготовки профильности заведения.
Направление подготовки в вузе - что это такое?
Удивительно, но, определяясь с местом получения высшего образования, важно ориентироваться на профессиональные программы. Профильность учреждения обуславливает наличие тех или иных дисциплин в соответствии с Прежде чем подавать заявление для поступления в выбранный вуз, необходимо предварительно ознакомиться с его образовательной программой.
Итак, что значит направление подготовки? Для реализации основополагающих учебных программ Министерством образования и науки России были утверждены стандарты, поэтому для каждого уровня высшего образования сегодня действует свой ФГОС. Соответственно, проводить обучение на бакалавриате или специалитете по стандартам магистратуры или аспирантуры недопустимо. Так, наша страна гарантирует функциональность созданной системы профессиональной кадров различной профильности и специализации, в которых нуждается народное хозяйство и предпринимательский сектор.
Взаимосвязь ФГОС и специальностей
Каждый ФГОС предусматривает десятки укрупненных направлений подготовки, которые, в свою очередь, включают в себя несколько специальностей. Например, 11.00.00 «Электроника, системы связи и радиотехника» является базисным укрупненным направлением со специальностями:
- 11.03.01 «Радиотехника».
- 11.03.02 «Наноэлектроника».
- 11.03.03 «Конструирование электронных средств».
- 11.03.04 «Системы связи и инфокоммуникации».
Профили направлений и специализаций в университетах
Далее следует назвать разделение на профили по направленности образования, предусмотренного федеральными стандартами. При этом за каждым остается право создания уникальных профилей образования в соответствующем порядке и утверждения их в Министерстве.
К примеру, профили специальности 01.03.04 «Прикладная математика» могут быть предложены в вузе следующим образом:
- Обеспечение математических и алгоритмических систем и технологий информации.
- Математическая методика в информационных технологиях.
- Прикладная информатика в химии.
- Моделирование и математические методы в экономике.
- Обеспечение искусственных интеллектуальных систем и программирование.
Чем отличается профиль от направлений и специальности?
Как уже говорилось, к выбору направления подготовки и специальности необходимо подходить ответственно. Несмотря на общие блоки фундаментальных дисциплин, входящих в образовательную программу профилей конкретной специализации, в каждом из них имеются уникальные предметы, учитывающие специфику профессии выпускника в будущем. Именно поэтому, знакомясь с перечнем направлений подготовки, абитуриенты должны знать, что все они могут включать в себя десятки профилей. Для наглядности в качестве примера следует рассмотреть специальность «Строительство», предполагающую варианты профессий в не имеющих ничего общего между собой сферах строительства:
- «Строительство гидротехнических сооружений».
- «Строительство промышленных зданий».
- «Возведение гидроэлектростанций и насосных станций».
- «Городское строительство и хозяйство».
- «Экспертиза недвижимости и управление».
- «Прокладывание автомобильных дорог и строительство аэродромов».
- «Вентиляционные и инженерные системы».
- «Строительство и компьютерное моделирование».
Как правильно выбрать будущую профессию?
Таким образом, знакомиться с образовательной программой необходимо задолго до подачи документов в вуз. Ведь получив представление о профессиональном блоке дисциплин учебного плана, несложно догадаться, обладателем какой профессии станет выпускник учреждения.
На данном этапе важно не ошибиться с направлением подготовки и профилем, соответственно. Зачастую неразборчивых абитуриентов часто с толку сбивает и то, что специальности обладают практически идентичными названиями, несмотря на кардинальные различия в блоках профессиональных дисциплин. В итоге студенты приобретают знания, не соответствующие их первоначальным стремлениям и планам, а значит, на выходе из вуза они получают неравные возможности для успешного карьерного роста.
Где найти информацию о профилях и специальностях в учебном заведении?
Перечень направлений подготовки и специальностей можно найти на официальном сайте практически любого университета, однако быстро отыскать профили и соответствующие им образовательные программы вряд ли получится. Все дело в том, что уставными документами учреждения обязаны публиковать данные о квотах бюджетных и контрактных мест по той или иной специальности. Вуз может не детализировать профессиональные программы, относящиеся к каждому направлению. При этом большинство учебных заведений, имеющих прозрачную репутацию, не скрывают профилей образования и указывают их в разделе «Приемная комиссия».
Данная информация может содержаться и в другом разделе сайта. Часто сведения о профилях присутствуют в описании самого вуза, его структуры. Но если перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования открыт и доступен для каждого посетителя сайта, то информацию о профилях нередко осознанно скрывается от абитуриентов. Причиной тому может быть непопулярность и невостребованность определенной образовательной программы в сравнении со специальностью, звучащей более престижно и привлекательно для поступающих. Такой недобросовестный шаг, несомненно, выгоден вузу.
Основные отличия специальности от профильного направления
Кстати, в контексте вышесказанного стоит отметить, что большинство абитуриентов не видит принципиальных различий в понятиях «направление» и собственно «специальность». На самом же деле общего у этих двух терминов не так уж и много. Основное отличие заключается в разнице периодов обучения. В соответствии с знания по направлениям получают бакалавры и магистры на протяжении четырех и двух лет соответственно. Здесь скорее идет речь о форме обучения, соответствующей европейским стандартам и предоставляющей студентам широчайший спектр возможностей для выстраивания персонального плана обучения. Таким образом, к моменту окончания бакалавриата студенты становятся обладателями дипломов о высшем образовании, что позволяет им официально трудоустроиться.
Но для тех выпускников, которые хотели бы продолжить учебу для повышения своего квалификационного уровня или изменить профессиональное направление, существует магистратура. По ее окончании выпускник может стать обладателем двух профессий и двух дипломов о высшем образовании.
Как не ошибиться при поступлении на конкретную специальность?
При выборе специализации и профиля только внимательность и осторожность убережет поступающего от совершения ошибки. Недобросовестные учебные учреждения с целью повышения дохода иногда включают в перечень профессиональных программ профили, не соответствующие их общей специализации.
Самыми распространенными и прибыльными с точки зрения коммерческой системы предоставления образовательных услуг являются профили «Дизайн», «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция», а потому при поступлении в вуз, для которого данные специальности не являются профильными, следует не терять бдительность и быть настороже - вполне вероятно, что данная учебная организация ставит перед собой цель поправить финансовое положение.
Как правило, университеты, которые обучают технологов или биологов, строителей и инженеров, не производят набор студентов на кардинально отличающиеся от базисных направления подготовки.
Основные признаки того, что направление не соответствует профильности вуза
Конечно, исключения бывают из всех правил, но чтобы не попасться на обман, желательно провести серьезный анализ заведения перед подачей документов. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
- на выбранном профиле отсутствуют бюджетные места;
- количество контрактных мест значительно преобладает над остальными специализациями;
- совершенно уникальное название профиля, которое не встречается в других вузах (это может быть, конечно, и признаком уникальной программы обучения в профильном вузе, но также может нести и другую цель - подменить необычным названием обычное содержание, чтобы выделиться из фона).
В большинстве своем высшие учебные заведения обладают балансом контрактных и бесплатных мест на ту или иную специальность. Востребованные вузы имеют больше бюджетных мест для студентов, нежели платных. Преобладание контрактных мест на программы над бесплатными - повод для дополнительного сбора информации на счет качества предоставляемых образовательных услуг в данной организации.
Насколько важен правильный выбор профессионального направления и специальности?
Ознакомившись с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, помните, что университет является не только местом учебы студентов. Каждый вуз можно назвать местом аккумулирования знаний, развития научной школы и формирования новых представлений о научном и техническом прогрессе, культуре и искусстве. Однако сосредоточить силы на всех направлениях одновременно невозможно.
Деятельность институтов, академий и университетов, проверенных десятилетиями, основывается на их стержневой профильности. Принимая решение о поступлении в непрофильное учебное учреждение, потенциальный студент серьезно рискует получить образование недостаточно высокого уровня. Правильный выбор профессиональной программы и специальности - шанс воплотить свою мечту и стать тем, кем хотелось еще со времен школьной скамьи.
Результаты 1—40 из 40:
Основной профиль у студентов философский, а дополнительный – коучинг … Татьяна рассказала, что с удовольствием принимает студентов на стажировку, несмотря на отсутствие опыта.
Есть одно простое и эффективное решение - участие в Олимпиадах РГСУ для студентов и выпускников вузов, поступающих в магистратуру. …профили магистратуры, получат 100 баллов.
Аспиранты РГСУ, обучающиеся по профилю «Экология» приняли участие в XXIV Международной научной конференции студентов , аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2017».
Олимпиада по физике для школьников … 44.03.01 Педагогическое образование (профиль : "Информатика")
Получить консультацию … В процессе обучения студент получит теоретические знания и приобретет профессиональные компетенции в области
Основной профиль у студентов этой специальности философский, а дополнительный – коучинг … карьерного роста» не только в формате стажировок, но и специальных лекций для студентов .
Центр развития физкультурно-спортивной работы со студентами -инвалидами и… Структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку студентов , на базе предприятий/организаций, осуществляющих деятельность по профилю реализуемых образовательных программ (30)
…открыты для стажеров-студентов : Сбербанк, ВТБ, Министерство экономического развития РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ и др. Что тебя ждет в процессе обучения.
Направленность (профиль ): "Делопроизводство кадровой службы" … Студентов ждет 4 года углубленного изучения теоретических и прикладных дисциплин.
Мы одними из первых в стране внедрили цифровые профили студентов и систему обучения, основанную на подходах WorldSkills … НR агентства делятся опытом со студентами РГСУ
Олег Щипунов, направление – философия, этика и религиоведение, профиль – социальная философия … НR агентства делятся опытом со студентами РГСУ
Монография рассчитана на руководителей, специалистов и работников органов по делам молодежи, а также на студентов , аспирантов и преподавателей образовательных организаций высшего образования социогуманитарного профиля .
…«Социальная работа», а также всем специалистам социальной сферы по работе с молодежью, включая студентов , обучающихся по социально-педагогическому и гуманитарному профилям в высшей школе.
Книга адресована преподавателям высшей школы, студентам , обучающимся по социально-педагогическому и гуманитарному профилям в высшей школе, а также всем, кого волнует судьба отечественного профессионального образования.
Количество мест: 12 (для студентов , изучающих китайский язык) … Личные нужды: за счет студента (примерно 20 тыс.
студент
В этом мероприятии также участвовали анестезиологи, хирурги разного профиля , химиотерапевты, гинекологи … НR агентства делятся опытом со студентами РГСУ
Копию первого листа Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательной организации высшего образования, в которой студент обучается или оригинал документа о предыдущем образовании
«Для развития каждого сотрудника и студента будет использоваться индивидуальный подход. Механизмы для этого обозначены в документе: профили студентов , инструменты оценки эффективности деятельности.
Копию первого листа Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательной организации высшего образования, в которой студент обучается или оригинал документа о предыдущем образовании
Копию первого листа Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательной организации высшего образования, в которой студент обучается или оригинал документа о предыдущем образовании
Копию первого листа Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательной организации высшего образования, в которой студент обучается или оригинал документа о предыдущем образовании
Педагогическое образование (профиль : "Информатика") (бакалавр) … Педагогическое образование (профиль : "Физическая культура") (бакалавр)
Копию первого листа Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательной организации высшего образования, в которой студент обучается или оригинал документа о предыдущем образовании
Соответствие материалов профилю будущей магистерской программы… Студент
Соответствие материалов профилю будущей магистерской программы… …ведения образовательной деятельности образовательной организации высшего образования, в которой студент обучается или оригинал документа о предыдущем образовании
Совместно с кафедрами РГСУ участие в организации образовательного процесса студентов в форме научно-исследовательской работы (практики), подготовки аспирантов и докторантов, в повышении квалификации научно-педагогических работников РГСУ.
Мотивация в образовании. Зарисовка проблемы
На сегодняшний день многие студенты и школьники не стремятся проявлять большого усердия в изучении предметов. Это свидетельствует о их слабой мотивации обучению. Если спросить у самих обучающихся, то зачастую они отвечают, что те знания, которые они получают в учебных заведениях не имеют большой практической значимости, и все равно они не найдут им применения в жизни, или же они им попросту не интересны. Данный ответ, услышанный от школьников, в некоторой мере - оправдан, а вот учащихся ВУЗов, колледжей и других специализированных заведений - не особо.
А на сколько, вообще важна данная проблема? Ответим – сильно, и ответим почему. Учащиеся это будущие высококвалифицированные сотрудники нашей страны, отсутствие их мотивации на стадии обучения, угрожает отсутствием действительно квалифицированных сотрудников, в результате чего, экономика страны может потерять конкурентоспособность в будущем.
Для того чтобы понять что нужно современному студенту, нужно опять же задать вопрос самому студенту, только задать его «правильно». Таким «правильным» способом задавания вопроса может быть анкетирования. К счастью, в наши руки попал результат проведения анкетирования в одном из ВУЗов в Украине на кафедре менеджмента среди студентов. Конечно это не полномасштабное исследование, но тем не менее дает возможность хоть как-то оценить картину.
Ниже представлена диаграмма (рис. 1) причин поступления в ВУЗ, условно разделенная на группы.
Рис. 1 Распределение студентов по группам в зависимости от причин поступления
Всего 6 групп.
- «Интерес» - поступившие из интереса к специальности.
- «Знакомые» - поступили по совету родителей, родственников, друзей или знакомых.
- «Перспективность» - считали данную специальность перспективной.
- «Неопределенность» - не знали куда им вообще поступать.
- «Престиж» - посчитали специальность престижной.
- Причина не указана.
Из таких ответов стоит ожидать, что только от группы «Интерес» следует ожидать стремление к высоким оценкам и получению знаний, но к счастью нам не нужно гадать, все изображено на рис. 2.
Рис. 2 Успеваемость студентов
Следует сделать небольшое пояснение, в процессе анкетирования распределение оценок было весьма условно, поэтому следует считать так:
- 1 – это «отличник»;
- 2 – «хорошист»;
- 3 – средняя оценка удовлетворительно, иногда бывают оценки «хорошо»;
- 4 – практически «двоечник».
После эти значения были усреднены, и получилась диаграмма, указанная на рис. 2.
Исходя из результатов видно, что даже те, кто поступили в ВУЗ из собственного интереса, не учатся на «отлично». В итоге следует отметить, что таких всего ¼ от всех учащихся, что является, несомненно, малым количеством.
Итак, подводим итоги, что может изменить данную ситуацию. На сегодняшний день ВО является, негласно обязательным, из-за чего все подряд идут в ВУЗы, что является не совсем правильным подходом. Следует уделять большее внимание мотивированности учащихся, а не исходить из определения, что они изначально таковыми являются. Собственно это самые главные выводы.
Мотивация в образовании. Мотивационный профиль студента
В прошлой статье была рассмотрена проблема мотивации в образовании и примерно определенно чего хотят студенты, но общих данных мало для построения правильной системы стимулирования студентов. Итак, задача – определить конкретно, чего хотят студенты, для дальнейшего построения системы стимулирования .
Для данной задачи, необходимо определить инструмент, при помощи которого можно решить поставленную проблему. В качестве такого инструмента был выбран мотивационный профиль. Итак, в первую очередь, что такое мотивационный профиль?
Мотивационный профиль – это индивидуальное сочетание мотивирующих факторов человека. Данное определение было выдвинуто после изучения труда Ш. Ричи и П. Мартина «Управление мотивацией». Данный труд является результатом их 20 летнего исследования мотивации среди управляющего персонала. В рамках своего исследования они использовали модель мотивационного профиля состоящего из 12 факторов. Исходя из определения мотивационного профиля, получается, что он состоит из n-факторов мотивирующих личность, но для построения какой-то общей картины следует принять адекватную модель исследуемой группе и в зависимости от цели исследования.
Исходя из предыдущей статьи, исследуемая группа – это студенты кафедры менеджмента одного из ВУЗов Украины, цель исследования – выявление факторов их мотивации. Ш. Ричи и П. Мартин в своем исследовании имели схожую группу, поэтому была выбрана установленная ими модель.
- Потребность в высоком заработке, материальном вознаграждении и материальных благах.
- Потребность в комфортных физических условиях работы.
- Потребность в структурированной работе, обратной связи и информации о собственной работе, снижения степени неопределенности, связанная с работой.
- Потребность в социальных контактах, на уровне легкого общения с широким кругом людей.
- Потребность в стойких длительных взаимоотношениях с небольшой группой людей.
- Потребность в признании заслуг, приобретение социальной значимости.
- Потребность в достижении и в постановке для себя вызывающих целей.
- Потребность во влиянии и установлении контроля над другими.
- Потребность в разнообразности и переменах, то есть желании постоянно чувствовать стимулирующий интерес.
- Потребность в самостоятельности, независимости и самосовершенствования своей личности.
- Потребность в креативности и широте взглядов.
- Потребность в интересной и полезной работе для общества.
Если, внимательно изучить эту модель, то она может напоминать раздробленную пирамиду А. Маслоу, только без соблюдения порядка.
Воспользовавшись данными анкетирования, была построена диаграмма (рис. 1) важности каждого из факторов по выбранной модели.
Рис. 1 Мотивационный профиль студента ВУЗа
Как читать диаграмму? Внизу подписаны по порядку мотивационные факторы из выбранной нами модели, высота колонок зависит от среднего значения согласно всем ответам респондентам отражающий данный вопрос, 0 – значит абсолютное отсутствие интереса к данному фактору, 3 – превосходное стремление к данному фактору, соответственно, чем выше столбик, тем он важнее. Также на диаграмме вы сможете найти пунктирную линию, она условна и обозначает, что факторы имеющие значение ниже нее можно даже не рассматривать. Погрешность составляет около 12-13%.
Исходя из диаграммы условно можно выделить четыре основных мотивирующих момента:
- деньги;
- комфортные условия;
- поддержание взаимоотношений с близкими;
- возможность осуществления творческой деятельности.
Итак, детальный портрет мотивации студента у нас есть, осталось построить систему его стимулирования, что мы и сделаем в следующей статье.
Стимулирование – это внешний способ воздействия на мотивацию человека. Стимул в образовании должен увеличивать мотивацию к обучению у тех, кто получает данное образование. Именно этот вопрос будет освещен в завершительной статье цикла «Мотивация в образовании».