Все о тюнинге авто

Цель и смысл жизни врача. Смысл жизни человека — проблемы и вопросы. Вопрос о смысле жизни

Жизнь - способ существования живого, выражающийся как минимум в обмене веществом-энергией с окружающей средой и размножении.

У живых организмов и существ жизнь - биологическая форма деятельности, у человека - биосоциальная форма.

Для человека жизнь - деятельность вообще, интегральная деятельность, жизнедеятельность в самом глубоком смысле этого слова. На фоне жизни человек осуществляет специальные или специализированные формы деятельности, такие как общение, познание, практическая деятельность, труд, отдых и т. д.

Существуют три уровня человеческой жизни или три жизни человека:

1. Растительная жизнь - это питание, выделение, рост, размножение, приспособление.

2. Животная жизнь - это собирание, охота, защита, половое и иное общение, уход и воспитание детей, ориентировочная деятельность, игровая деятельность.

3. Культурная жизнь или жизнь в культуре - это познание, управление, изобретение, ремесло, спорт, художество (искусство), философия.

Жизнь человека есть его жизнь как живого существа и жизнь в культуре .

Нужно четко различать понятия ”смысл жизни” и “цель жизни”. Когда перед человеком стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на беспокоящий его вопрос о смысле жизни. Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает.

Поиск смысла жизни - первая часть проблемы. Вторая часть - реализация смысла жизни, смыслозначимая, осмысленная жизнь.

В чем же конкретно смысл жизни? Ясно, что каждый отвечает на этот вопрос по-своему. С другой стороны, в нем есть общие моменты. Это - любовь и творчество. В подавляющем большинстве случаев люди осмысляют-оценивают свою жизнь именно в русле этих двух категорий. Смысл жизни - в любви и творчестве. Любовь поддерживает, умножает жизнь, делает ее гармоничной, гармонизирует. Творчество обеспечивает прогресс жизни.

Цель жизни
Цель «задает» целостность деятельности. Если это цель жизни, то она определяет целостность жизни. У человека, не имеющего цели жизни, и жизнь не реализуется как органическое целое в человеческом смысле. «Жизнь без цели - человек без головы» - гласит народная мудрость.

Не всякий человек ставит перед собой цель жизни, но если ставит, то этим человек полагает ее как целенаправленную деятельность.

Вообще в реальной жизни существует целое дерево целей . Цель жизни - это главная или общая цель жизни. Помимо нее существуют либо подчиненные, промежуточные, либо побочные цели. Подчиненные и промежуточные цели - это цели, осуществление которых открывает путь к главной цели жизни, приближает к ней. Побочные или параллельные цели - это цели, которые формируют всю “кухню” жизни, обусловливают полноценное гармоническое развитие человека. В некоторых ситуациях возникает конфликт между главной целью жизни и побочными целями. Этот конфликт может завершиться либо победой главной цели жизни, либо победой побочных целей.

Главная цель жизни - это цель, осуществление которой оправдывает жизнь человека в целом, как личности, субъекта, стоящего где-то наравне с обществом, осознающего свои цели как цели человека вообще или цели того или иного сообщества людей. В главной цели жизни по логике вещей сливаются воедино стремления человека как индивидуума и цели общества.

Когда возникает необходимость целеполагания? Вероятно тогда, когда между потребностью и ее удовлетворением имеется какое-то препятствие или для удовлетворения потребности нужно совершить сложные ориентировочные действия.

Для многих молодых и их родителей высшее образование является целью. Но в чем цель образования? Всегда ли мы понимаем, почему мы стремимся получить качественное либо престижное образование, и что на самом деле оно нам даст? Об этом мы беседуем с кризисным психологом Михаилом Хасьминским.

— В последнее время СМИ буквально пестрят сообщениями о подростковых суицидах, выдвигая всевозможные теории о причинах подобных поступков, попеременно обвиняя в этом то некорректное (по их мнению) поведение учителей, то родителей, недосмотревших за своим чадом, а то и вовсе Министерство образования. Насколько основательны претензии к нашей системе образования в данном контексте?

— Ко мне за помощью очень часто обращаются молодые люди, страдающие от депрессии, которая возникает на почве того, что человек не может получить образование. В нынешние времена это, к сожалению, не редкость, ведь не у всех, будем говорить откровенно, материальное положение позволяет получить диплом. Хотя, конечно, бывает, что деньги играют далеко не первую скрипку, а обстоятельства порой складываются не лучшим образом, и у человека просто отсутствует возможность получить какое-то образование…

Но, так или иначе, у человека начинается фрустрация, приводящая к депрессии. И я сейчас веду речь не только о детях, но и об их родителях, и даже учителях. Ведь если, например, у детей в школе плохая успеваемость, в это оказываются втянуты и родители, и учителя, которым нужны «хорошие показатели успеваемости» в классе. Сами же ученики в первую очередь постоянно находятся в стрессе, ведь от них начинают требовать те самые «хорошие показатели» и т.д., а цель образования им непонятна.

Длительное пребывание в подобной стрессовой ситуации, безусловно, погружает всех ее участников в разные степени стресса, приводящего к депрессии, в том числе и к суициду.

И не удивительно, что в последнее время мы все чаще слышим сообщения не только о подростковых суицидах, но и «срывах» учителей, об их психосоматических заболеваниях (а ведь у большинства из них просто вымотаны нервы). Про родителей я уже даже не говорю.

Все вышесказанное как раз является следствием постоянного стресса из-за гонки за престижным образованием и «показателями».

Стоит отметить, что в настоящее время в нашем обществе специально навязывается мнение об обязательности наличия высшего образования. А ведь мы, старшее поколение, еще помним, например, «застойные годы» СССР, когда троечники шли учиться в ПТУ, а не платили взятки за поступление в ВУЗ. В то время человек, который шел в ПТУ, получал профессию, и к этому, попрошу заметить, относились вполне нормально. Сейчас же ситуация изменилась: всем надо обязательно получить именно высшее образование…

— А почему сложилась подобная ситуация?

— Это обычное людское тщеславие - и самих детей, и даже в большей степени - их родителей. Почему-то именно родителям важно, чтобы у их чада был престижный диплом. Ради этого они понуждают детей заканчивать вуз. И им совершенно не интересно, хотят ли этого сами чада.

— А разве высшее образование не является, на самом деле, важным фактором развития личности, ума человека?

— Безусловно, сам по себе навык освоения, заучивания новой информации, который присутствует при добросовестной учебе в вузе, оказывает большое влияние на развитие ума и памяти. Но разве многие люди видят в этом цель образования? Да и само качество образования в современной России оставляет желать лучшего. В России уже некому преподавать в вузах, потому что просто нет преподавателей с достаточным уровнем знаний, ведь старые уже ушли, и цепочка прервалась. Я уже не говорю о лженауках, которыми забивают умы детей.

Ни для кого ни секрет, что «купить» можно практически все - от оценок на вступительных экзаменах, оценок за зачеты/экзамены до, собственно говоря, самих дипломов. К тому же, к сожалению, современные ВУЗы зачастую становятся рассадниками наркомании, алкоголизма и других пороков, расцвет которых мы можем наблюдать в нашем современном обществе. И здесь очень важно подчеркнуть — чем престижнее вуз, тем выше в нем уровень всевозможных зависимостей и извращений.

Не стоит идеализировать и западное высшее образование. Оно тоже направлено вовсе не на развитие личности. Болонская система образования практически полностью лишает человека творчества, требуя от него исключительно зазубривания материала. А что это за юрист, лишенный творческого дара? Как он будет вести дела? Ведь на суде ему не предложат выбрать правильный вариант «А, Б, В, Г»

— Но есть же люди, которые действительно грызут гранит науки, получают знания, стремятся к чему-то?

— Конечно, есть, и их, слава Богу, не мало. Но и не так много. В некоторых вузах (в особенности коммерческих) и грызть-то ничего не надо, только деньги плати за обучение, а в конце получишь на руки диплом.

Александр Солженицын представителей подобного образования называл «образованцы». В его понимании это люди, получившие, по их мнению, хорошее образование и считающие себя интеллигенцией, хотя на самом деле они, получив посредственное образование и обладая весьма поверхностными знаниями, возомнили о себе слишком много. К сожалению таких «образованцев» у нас сейчас хватает. Полчища коммерсантов, бухгалтеров, экономистов, имеющих в лучшем случае номинальные знания, заполонили рынок труда. Но совсем страшно смотреть, как формируется «армия» из лже-врачей, лже-педагогов и других важных специалистов. И никто при этом не задумывается о том, как нас будут лечить и учить наших детей эти горе-специалисты.

Часто ко мне на консультацию приходят родители и говорят: «Мы не знаем, что делать. Ребенок замкнулся в себе. Раньше он учился, теперь не хочет. Мы хотим его видеть человеком, потому что сейчас без высшего образования никуда…». Во время разговора выясняется, что этот молодой человек на самом деле гуманитарий, а родители его буквально гонят в технический вуз или наоборот, вбивая в голову ребенка миф о необходимости корочек. Родители готовы не только платить деньги, но и, по сути, подвергать своего ребенка страданиям только ради того, чтобы он получил достойное (по их мнению) образование.

Это, конечно же, не говорит о том, что получать образование вообще не нужно. Отнюдь. Просто здесь нужно подчеркнуть очень важный момент: есть мудрость, а есть образование. Есть знание жизни, и есть диплом, и эти вещи практически не пересекаются. Цель образования в наши дни, увы, не в том, чтобы стать мудрым и счастливым.

— А разве мудрости, знанию жизни можно научить?

— Давайте посмотрим на опыт наших предков. Возьмем, к примеру, русского крестьянина. Крестьяне детей учили не грамоте и не информационным технологиям, а в основном тому, что для них было жизненно важно — как выживать, какие отношения должны быть с людьми. Им рассказывали заповеди и объясняли, почему, например, завистливый человек страдает и делает себя несчастным; почему убийца страдает и т.д. Их учили, как построить временное жилище, как ориентироваться в лесу, чтобы не заблудиться. То есть давали минимальный набор знаний, помогающих выжить, а не сваливали на их головы массу информационного шума и бесполезной информации. Детей учили, как ориентироваться в жизни, чтобы выживать, чтобы продолжить свой род, чтобы усваивать мудрость старших и передавать её дальше. Причем большую часть мудрости составляла именно религиозная основа. А что же мы видим сейчас? Кто выживет, если заблудится в лесу? Кто умеет ориентироваться по каким-нибудь следам, зарубкам или еще чему-то? Кто понимает, как жить в семье? Да никто!

А дальше все просто: мусор забивает головы детей, дети, естественно, впадают в фрустрацию, ведь с них требуют отметки, а т.к. жить они не умеют, они, столкнувшись с какими-то кризисами, впадают в депрессию, с которой их не учат справляться ни родители, ни учителя. Детей учат высшей математике, биологии, химии, другим наукам, а самому главному не учат - не учат строить отношения между людьми. «Люди не должны ссориться», — говорят детям. А что толку? Если человек горд и ставит себя в центр мира, бесполезно его призывать не ссориться. Он будет ругаться со всеми, пока не добьется своего, или пока ему не докажут обратное с применением грубой физической силы.

Детей не учат нужным вещам, а соответственно, они не смогут передать необходимые знания дальше. Отсюда можно сделать вывод, что деградация будет только расти.

Например, если раньше в каком-то населенном пункте случался пожар, на помощь погорельцам тут же стекались все жители деревни, ведь все понимали, что по одному не выжить, и как муравьи начинали помогать друг другу. Жили общинно. Сейчас общество разделили, сделав всех эгоистами. Этому, кстати, немало способствует и образование. Человеку не дали самого главного, все разъединены, а значит, никто никому не товарищ и не брат, и когда с кем-то что-то случается, все от него просто отворачиваются, проходя мимо. А потом мы удивляемся, почему в стране столько невротиков, самоубийств и т.д. Ответ прост — никто никому не нужен, кругом царит тотальный эгоизм и, к сожалению, альтруизму никто никого не хочет учить, ведь это тоже никому не надо.

— Отчего сложилась такая ситуация?

— Любви нет. Любовь, увы, не дается просто так, при рождении. Ее нужно приобретать через труд, понимая - как именно. Но откуда она может взяться, если любить никто не учит? Раньше в традиционном обществе, если ребенок остался по какой-то причине без родителей, его брали на воспитание бабушка с дедушкой, или же община решала, кто возьмет этого ребенка. Не было никаких детских домов. Таких детей любили как своих, они не были брошены, иными словами их «напитывали» любовью. Не образованием, а в первую очередь любовью. Это и была основа. Если человек напитался этой любовью, он ее сможет и дальше передать кому-нибудь.

Сейчас вместо любви родители стараются дать ребенку «корочки», заплатив за его образование, подогревая его (да и свое) тщеславие, говоря тем самым «ты теперь лучший, потому что закончил такой-то вуз, не то, что вон те бестолочи». И вот человек уже чувствует, что он действительно стоит чего-то большего.

Хотя раньше не образование решало, кто чего стоит. Ориентировались на тот итог жизни, к которому мы все движемся и приходим очень быстро. Ведь Там не будут спрашивать: «А какой вуз ты закончил?»

Здесь хочу привести одну метафору. Нужно построить дом. Опытный, мудрый человек, который знает, как надо строить дом, даже из подручных строительных материалов может сделать себе вполне достойное укрытие, которое бы соответствовало стоящим перед ним задачам. Возможно, жилище будет не очень комфортное, но вполне пригодное для зимовки. Если же дать вагон лучших строительных материалов невежде, который абсолютно не умеет строить, ничего хорошего из этого не выйдет, потому что невежда сделает себе такое укрытие, которое его самого потом накроет и раздавит. Что мы сейчас и наблюдаем.

Как-то ко мне на консультацию привели молодого человека, который учился в очень престижном вузе. «Он ни с кем не общается и ни с кем не дружит», — пожаловалась мне его мать. Во время нашей беседы я понимаю, что знаний у этого студента нет никаких. В голове пустота. Я пытаюсь общаться с ним на разные темы, но тут выясняю, что основная причина его неумения общаться кроется в том, что он — просто невежда. Никому с ним не интересно, потому что нет тем, на которые он может общаться. Не теряя надежды, я хожу по разным темам, пытаясь зацепиться за какую-нибудь, но все тщетно! В итоге я затрагиваю тему мировой экономики (молодой человек как раз учился на факультете мировой экономики). Я его спрашиваю: «Что такое Федеральная Резервная Система?» И он не смог мне ответить на этот вопрос, хотя учился на третье курсе факультета мировой экономики. Человек, который учится на факультете мировой экономики, хотя бы что-то должен об этом приблизительно знать. Я его спрашиваю: «А какие книжки ты читал?» Он мне говорит, что последний раз он читал, чуть ли не «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

— Да… и чему сейчас в вузах учат?…

— Чему угодно, кроме одного - трудиться. Раньше ребенка учили главному - трудиться, а не зарабатывать очки/оценки.

Труд — это естественное, основное состояние человека. А сейчас разве кто-то учит трудиться? Все пытаются что-то заработать за чужой счет, не важно - деньги или признание.

Все гонятся за статусом. Самый главный его принцип: ты не обязан быть кем-то, но ты должен кем-то казаться, то есть, создать некий образ. И этот самый статус как раз и приводит к тому, что человек становится невеждой.

— То есть погоня за статусом заставляет человека становиться невеждой, потому что его усилия сосредоточены не на содержании, а на том, чтобы получить этот статус?

— Да. Человеку важно поддерживать некий статус, соблюдая при этом все внешние атрибуты — машины, коттеджи, квартиры, карьера, второе-третье-пятое образование, модные девайсы и пр. За всем этим на самом деле по сути ничего нет.

Везде и всюду трубят о статусе, взращивая некий образ, например, что семья должна иметь определенный набор «статусных атрибутов». Про то, какие при этом должны быть отношения между членами этой семьи, нигде даже не упоминается. Вот и получается: внешне все есть - машина, дача, престижная школа/вуз, а внутри ничего! Абсолютно пусто!

Это можно сравнить с черенком от лопаты и деревом. Воткнутый в землю черенок от лопаты можно свалить простым ударом, причем в любую сторону, а уже дерево с глубокими корнями свалить так просто нельзя. Хотя внешне ствол и черенок могут выглядеть похоже. «Статусные» люди, к сожалению, валятся точно как черенки: при встрече с любой трудностью, которая может опровергнуть имеющийся статус, их самомнение сдувается точно воздушный шарик, потому что за ним ничего нет. А потери статуса человек не может это пережить, потому что он даже не понимает, что такое человек и какова цель человеческой жизни.

— Так вот откуда появляются депрессии, уныния…

— Конечно. Человек ведь никогда на себя трезво не смотрел, он был в образе.

Артист! Артист, который играл себя другого. Но реальность всегда оказывается жестокой к таким «лицедеям». Любые неприятности, будь то болезнь, неудавшийся роман, развод или еще что-то вмиг лишают человека равновесия. Вот тогда в голову начинают приходить мысли о суициде, поскольку человека никто никогда не учил вообще смотреть на себя истинного, чему, кстати, учат в христианстве.

Отсюда все наши катастрофы невероятных масштабов. Если обратиться к статистике, количество разводов превысило 50%. Почему? Никто не учил, как в семье жить, как строить отношения. Хотя 200 лет назад не было психологов, а разводы были единичны - около 0,5%. Суицидов тоже было на порядок меньше. Сейчас же это явление стало массовым!

— А если, например, ввести в школах «основы православной культуры»? Это может как-то, на ваш взгляд, исправить ситуацию?

— Думаю, ничего толкового не выйдет, если преподавать в школах уроки «основы православной культуры» будут учителя, которые сами православной жизнью не живут. Ведь если детей начать «гонять» по датам и «статистике», это наоборот отобьёт у них всякое желание учить этот предмет. Суть православия не во внешнем - кто когда родился, кто что построил, что сделал и т.д. Православие заключается во внутренней жизни, во внутренней красоте, во внутреннем учении, которое делает человека счастливым и устойчивым к любым испытаниям.

— Православие дает человеку внутренний стержень, помогает найти смысл

— Именно. Когда у человека нет внутреннего стержня, нет понимания, к чему тот должен стремиться, нет понимания вообще смысла жизни, у него и случаются кризисы. А если у человека нет смысла, тогда все остальное бессмысленно. Зачем тогда нужны дипломы, знания? Если ты не знаешь куда идти, то зачем тебе нужен, скажем, набор стройматериалов? Зачем нужна машина, если понятия не имеешь, как ей пользоваться? То есть человек идет по жизни, не понимая ни смысла, ни какой должна быть его семейная жизнь, ни какими должны быть отношения с окружающими... Эти вопросы как раз и возникают в кризисные этапы, а самый острый из них — вопрос о смысле жизни.

— А что такое кризисные этапы?

— Кризисный этап - это поворотный этап в жизни, например, женитьба, развод, смерть близкого, насилие и др. На этих этапах люди как раз сталкиваются с вопросом о смысле жизни. Они пытаются найти ответ на этот вопрос, но многие так и не находят…

Это очень печально. Ведь, если бы в учебных заведениях, помимо второстепенных знаний, давали и знания об основах человеческой жизни, тогда бы, наверное, было на порядок меньше и самоубийц, и людей, которые годами не могут придти в себя после развода или смерти близкого, которые сходят с ума, узнав, что заболели раком. Люди могли бы найти в себе опору в переломные этапы жизни.

Наши предки также переживали кризисы, у них умирали близкие, что-то где-то не ладилось, случалась несчастная любовь, они тяжело болели, теряли друзей и так далее. Все это было! Но, тем не менее, при отсутствии психологов, эти люди продолжали жизнь и в любых кризисах сохраняли психическое и физическое здоровье. И это те самые необразованные крестьяне…

— А есть выход?

— Выход есть для отдельных людей, для отдельных семей. Человек должен сам что-то понять, найти свой стержень и передать его ребенку. Во всяком случае, можно постараться это сделать. Жаль только, это не будет делаться в государственных масштабах, ведь общество потребления нацелено совершенно на другие вещи. Личность каждого человека, ценность его жизни, спасение его души — не могут рассматриваться обществом потребления априори. Им рассматриваются покупательные способности человека, так же как ценность коровы измеряется количеством молока, которое она дает, и только.

Так что, увы, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Каждый из родителей должен сам взяться за то, чтобы понять эти основы, ведь если у родителей в голове будет хаос, то чего тогда ждать от детей? Ведь целью образования ни в школе, ни в вузе не является воспитание. Ребенка никто не будет воспитывать, кроме самих родителей. Педагоги учебных заведений будут обращать скорее внимание на внешние успехи и проявления ребенка, но никак не на его внутренний мир и состояние. А проводить интроспекцию своего внутреннего мира, равно как наблюдать за собой, ребенка могут научить только родители, так же как, например, просить прощения и каяться.

Без этого у родителей вырастет бездушный монстр, от которого они же сами будут страдать, когда тот захочет сдать их в интернат для престарелых. Но зато монстр будет с высшим образованием и красивой «корочкой»! Дикость!

— Если обобщить вышесказанное, получается, что чаще всего люди впадают в депрессии и уныние оттого, что им элементарно не хватает знаний?

— Конечно. Что такое депрессия и уныние? Человек впадает в уныние, потому что не может чего-то достичь, либо не знает, как это достичь, либо как справиться с ситуацией. В общем, попал в некий тупик. Раньше человеку давались «базовые знания» для того, чтобы он не попал в тупик; у него была широкая перспектива — от начала его рождения, до смерти и дальнейшей вечной жизни. И все, что встречалось у него на пути, воспринималось в контексте глубокого понимания отдаленной перспективы. «Ты должен преодолеть, это тебе урок, дальше будет то-то. А еще дальше будет вечная жизнь» и так далее. Поэтому события не вызывали у человека фрустрации, ведь у него было очень широкое поле обзора, которое сейчас стало узким: «Ты должен нам принести диплом, потому что это статусно. Если у тебя не будет статуса, то у тебя не будет ничего» Происходит подмена содержания формой! И человек, действительно, начинает в это верить, потому что у него нет опыта. А достичь чего-то он порой не может в силу разных причин и обстоятельств.

— Можете привести пример?

— Допустим, безответная любовь. Скажем, я влюблен в женщину, а она мне не отвечает взаимностью. И я уже не понимаю, зачем живу. Я же не знаю, что я живу для того, чтобы совершенствовать собственную душу для будущей вечной жизни, а не для того чтобы быть с этой женщиной.

Другой пример: у меня умер близкий человек. А я настолько стал зависим от него, что не знаю, как мне дальше жить. Я же не понимаю, что мы встретимся в другой жизни, что я сейчас должен не слезы лить, а помогать душе этого человека своими молитвами, например. А из-за таких ситуаций люди доходят до сумасшествия и тяжелейших заболеваний. Вот вам и причины — суженное, тоннельное мышление, навязанное извне.

— А кем?

— Теми, кто создает и контролирует общество потребления.

Людям сузили восприятие, и их заставляют идти по этому суженному пути. При этом человек похож на лошадь с зашоренными глазами. Лошади на глаза накладывают шоры (пластины, закрывающие обзор по бокам), чтобы она с курса не сбивалась, и она не сбивается. Но эта же зашоренная лошадь не может объехать никакую преграду, поскольку видит все очень узко.

Отсюда и возникают очереди к психологам. Но беда в том, что хотя психологов сейчас выпущено просто невероятное количество, как только они сталкиваются с серьезными проблемами у людей, будь то смерть близких или суицид, они в основном стараются отделаться общими фразами, потому что сами не знают, что делать. Этому их никто не учил в вузе. Учили различным классификациям, терминам, теориям… И по большому счету в России просто по пальцам можно пересчитать психологов, которые реально могут помогать горюющим или суицидентам. Я имею в виду настоящую помощь в виде переустройства мышления и внутреннего мира, а не бесконечные разговоры о прошлых переживаниях.

Марина Никитина

Беспокоящим, противоречивым и животрепещущим вопросом во все времена существования жизни на земле для человека, существа мыслящего, остается такой: “А в чем смысл и цель жизни?” И сколько людей, столько мнений по этому вопросу. Прежде чем разбираться в этой философской категории “цель и смысл жизни человека…”, стоит понять, а что же обозначают эти слова — “смысл” и “цель”?

Понятия смысла и цели

Смысл – это понятие, обозначающее внутреннюю сущность, причину появления или существования. Смысл жизни – это то, из-за чего мы живем, предпосылки возникновения самоидентификации человека, причины его поиска, включающие в себя причины его радости и мучений на этой земле. Смысл жизни – тот камень преткновения, который не смотря ни на что, крутит колесо жизни. Тот кто не понимает этого смысла и не нашел смысл для себя, отчаиваются и кончают жизнь самоубийством. Тот кто прозрел и понял смысл своего существования выходят за пределы физических проблем и чувствуют полную гармонию с миром.

Цель – более приземленное понятие. Хотя в некотором роде понятия “смысл жизни” и “цель жизни” совпадают. По сути цель – итог, к которому стремятся. Если , как какой-то видимый или ощутимый результат, то смысл отличается от цели, так как понятие смысла не всегда подразумевает результат, достижение.

Цель – более поверхностное понятие, нежели смысл. В дальнейшем анализе и рассуждениях мы будем для исключения недопонимания все же рассматривать оба понятия – и “цель”, и “смысл” – как одно. Ведь, согласитесь, оба эти слова – человеческие понятия, поэтому они искусственны и не подходят для выражения невыразимого, то есть смысла, причин нашего существования, корни которого уходят далеко за пределы физической жизни человека, то есть – глубоко в непознаваемое. Но раз мы пытаемся объясняться словами, придется оперировать ими и дальше.

Проблема цели и смысла жизни в философии

Философская наука склоняется к двум вариантам цели и смысла человеческой жизни:

  • Смысл жизни в самой жизни.
  • Смысла жизни нет.

Путем умозаключений, рассуждений, без проверки на практике некоторые философы пришли к выводу, что смысл жизни вообще нигде не скрывается, а слит с самой жизнью во всех ее проявлениях и формах. То есть смысл жизни – в самом процессе жизнедеятельности со всеми радостями и тяготами.

Сравнение с появлением гениальной картины очень подходящее в данном случае. Ведь когда мастера или обычного человека вдруг, как говорят, посещает муза (откровение), то он не думает про смысл. Он становится каким-то единым порывом, одухотворяется своим внутренним откровением и пишет свой шедевр, который просится наружу, как проявление чистой красоты.

Другая группа философствующих пришла к несколько иному выводу, рассуждая о смысле бренного существования – что смысла жизни попросту нет. Действительно, очень трудно свести к общему знаменателю все те противоречивые события, которые имеют место быть в жизни людей. Сложно вообще с точки зрения человека, живущего по сравнению с жизнью космических объектов ничтожно мало, судить что-то. Ведь нам вряд ли откроется более толики истины за такой период времени, который мы тратим по большей части на решение сиюминутных вопросов, а потом умираем и превращаемся в прах. Смысла жизни нет, просто так сложились природные обстоятельства и причинно-следственные связи.

Если присмотреться получше к двум описанным философским понятиям о смысле жизни, становится понятно, что они практически идентичны. Ну посудите сами: думать, что жизнь нужна, чтобы жить – это то же самое, что считать абсурдным вообще этот вопрос, ведь в первом случае так и не приходят ни к какому выводу и не объясняют смысла.

Буддийское понимание смысла человеческой жизни

Все знают про Будду, который вследствие душевного потрясения и долгого сосредоточения (медитации) прозрел и понял (скорее почувствовал, так как мозгу это понимание недоступно) смысл. Так вот, буддизм (на всякий случай уточню: буддизм – это не религия) еще раз подтверждает уже сказанное выше: трансцендентный (всепроникающий) смысл жизни невыразим словами, но к просветлению, пониманию смысла придет каждый.

Причем заметьте, этот процесс, как и результат не зависит от ума человека. Он не зависит от уровня образования, интеллекта, возраста, цвета кожи – ни от чего не зависит. Это потому, что здесь заканчиваются любые логические связи, которыми привык думать цивилизованный современный человек.

Буддийский вариант просветления, как уже говорилось, не зависит от уровня интеллекта. Современная стереотипная образовательная система, построенная на научных знаниях мешает пониманию. Для подробного объяснения данного вопроса приведем пример: дзен-буддийская история (притча).

В ней рассказывается об ищущем путь, который пришел к духовному учителю за ответами на вопросы. Они готовятся к чаепитию. Учитель понимает, что ум ученика не готов понять ничего, что его разум не спокоен и уже заполнен знаниями, что отодвигает человека от осознания смысла жизни. Поэтому для выражения этой мысли, просветленный начал наливать в чашку чай ученику. Однако, когда чай достиг краев, он не прекратил лить его. Естественно, обжигающая жидкость начала переливаться через край и выливаться на колени ученика и пол. Ученик воскликнул: “Что же ты делаешь, учитель? Ведь чашка уже полна, в нее больше не поместится чая!” На что учитель ответил, что действительно, в полную чашку больше ничего не поместишь.

Смысл жизни – в осознании себя частью (не составной, а скорее голографической) всего остального Универсума.

Согласно буддийской версии человек в своем физическом (грубом, осязаемом) теле – только верхушка айсберга, только видимая часть того, чем он на самом деле является. – она не материальна, но в то же время прекрасна и иррациональна, ради нее живут и умирают. Она пропитывает все, а ее отсутствие отравляет существование. Не будет противоречием буддийскому толкованию цели жизни такое утверждение: “Смысл жизни – любовь”.

В повседневности все пропитано этим смыслом, хотя наша жизнь является слишком обусловленной. Обусловленность жизни – это разделение на “быть” и “не быть”, на “хорошее” и “плохое”, на “свет” и “мрак”, а на самом деле бытие не разделено на части, как это кажется нам. Это не плохо, ведь иначе нам не с чем было сравнивать. Получается, что это одинаково прекрасно: испытывать боль и испытывать радость. Любая противоположность, которую так привык везде видеть наш ум, имеет две стороны. Это как палка – она не может быть с одним концом, как и остальное в этом мире.

Только благодаря беспокойному, разделяющему мозгу мы интерессуемся смыслом жизни. Сначала мы разделяем все на “плюс” и “минус”, для того чтобы потом осознать, что ничего раздельного, отдельного нет, и что мы – прекрасная часть всего огромного непознаваемого однобоким взглядом мира. Такое возможно только после избавления разума от иллюзий земного существования. Жизнь в том теле, в котором вы родились – это очередное (не первое и, возможно, не последнее) испытание. , понимание смысла, воссоединение с тем, откуда мы пришли, является на данном этапе смыслом жизни и избавляет от бесконечного колеса перерождений (Сансары), когда произойдет “оплата по счетам”. Вот в чем заключается согласно древнебуддийским понятиям смысл жизни и вселенская справедливость.

Цель и смысл жизни: аюрведические знания

Что касается древних индийских знаний, аюрведы, у каждого есть свой , совершенно непохожий на путь любого другого человека из миллиардов живущих. Согласно этому пониманию цели жизни, она заключается на первом этапе в том, чтобы осознать, какое ваше предназначение, что вы обязаны сделать, чтобы мировая “мозаика” наконец-то сложилась. Пока мы (образно люди-пазлы, элементы чего-то единого) делаем не то, или не осознаем себя, или идем вопреки природе, мы не можем стать на правильное место в мозайке под названием “круговорот жизни”. В особо трудных случаях “заблудшие” люди болеют, страдают и испытывают другие неудобства, злость и страх.

Согласно аюрведическим знаниям, все материальное и нематериальное имеет единый источник и разделилось когда-то, чтобы однажды вновь воссоединиться, чтобы из сложного получилось простое, а дальше – опять следующий цикл. Но цикл не по кругу, а по спирали, жизнь на новом уровне.

Так вот этот Абсолют, цельный и неделимый не мог статично находится в гармонии, либо по каким-то причинам, нам еще неведомым, видоизменился, образовал уровни материи: грубую и невесомую, невидимую физическим зрением. Каждое существо, каждое животное, люди, даже растения и деревья – все живое, состоящее из проявлений этого разнопланового абсолюта.

Слово “проявление” здесь воспринимайте в буквальном смысле: то, что уже существовало и будет существовать (так как время не играет роли для всеобъемлющей категории, о которой идет речь) в растениях, животных, людях находит проявление. Еще пример: пленка из фотоаппарата содержит до проявления негатив изображения. Если достать в темноте и проявить ее – в итоге отпечатывают с негатива снимок. До проявления вы ничего не увидите, а если откроете на свету фотоаппарат, то тем более ничего не увидите. Но это не значит, что зачатка изображения там нет.

Так и с людьми: когда определенные обстоятельства и причины сходятся, то рождается человек, как отпечаток всего материального и духовного из этого мира, но это не значит, что он полностью обособляется и отделяется от причин и материй, из которых он получился, нет. Это разделение и самость иллюзорны, они таковы только для физического взгляда. Вот почему все в мире связано со всем. Это принцип трансцендентности: все будет по законам причинно-следственной связи. И если вы не видите в большинстве событий в жизни этих связей – это не значит, что связей нет. Если вы ощущаете себя отделенным от мира и других людей – это тоже заблуждение

Из сказанного выше следует, что у каждого своя задача и нет кого-то важнее или хуже, ни в коем случае. Степень важности – это чисто человеческое, надуманное понятие. Все события важны, все что случается и что вы делаете обязательно влечет определенные последствия, так как все связано. Эти связи выходят за границы пространства и времени (похоже на новую теорию физиков под названием “теория струн”). Вот в чем смысл жизни: понять и осознать эти связи, роль и , как существа мыслящего, и одаренного свободой выбора.

23 марта 2014, 16:23

Жизнь - крайне ценное развлечение. Грешно ее выбросить, не осмыслив предназначения, не решив для себя вопрос смысла жизни человека... Итак, смысл жизни человека - воззрение, включающее цель жизни, ставшую необычайно значимой ценностью.

Фактически большую часть известных человечеству смыслов жизни легко сформулировать вполне конкретными фразами. Одни говорят - полный перечень смыслов жизни человека ограничивается списком из пятисот формулировок, кое-кто называет цифру триста. Спорить, вероятно, бесполезно.

Вот пример десяти смыслов жизни.

1. Приносить благо.
2. Любить, улучшать окружающий мир.
3. Передать накопленный опыт последующим поколениям.
4. Нести радость людям.
5. Жить во благо обществу.
6. Делать хорошие дела.
7. Добиться карьеры, иметь материальное благосостояние.
8. Рожать детей.
9. Построить жилье.
10.Проявлять человеческую добропорядочность.

Человек, часто бессознательно, обладает единственным смыслом жизни, несколькими смыслами, крайне редко многими смыслами жизни. У конкретного человека одни смыслы жизни оказываются доминирующими, остальные косвенно представленными его схемой смысловых ценностей. Он живет обычной жизнью, наслаждается окружающей реальностью, формирует семью, выращивает детей, растет по работе, добивается достатка.

Такое состояние длится на протяжении жизни, или заканчивается из-за утраты отдельных, характерных человеку смыслов жизни. В зависимости от причин, способствовавших утрате смысла жизни, у человека, как правило, возникают многообразные ощущения:

Чувство, будто многого "не хватает", хотя невозможно уверенно определить, чего собственно.
- желание активно искать основы и назначение бытия.
- чувство, что сходит с ума: что означало жизнь, исчезло, новые перспективы не появились.
- натиск переживаний, внезапно бросающих вызов прежним убеждениям, включая образ жизни.
- затяжные отрицательные психологические эмоции, чаще приводящие к мысли о целесообразности суицида.

Почему люди теряют цель и смысл жизни?

Если отбросить довольно редкие нарушения функционирования головного мозга, генетическую наследственность, уродливый способ мышления, поведения - утрату смысла жизни вызывают преимущественно три группы факторов: физические, социальные и психо - духовные.

Потерю смысла жизни вызывают, например, следующие обстоятельства:

Болезнь.
- снижение уровня жизни.
- несчастный случай.
- смерть родственника.
- увольнение с работы.
- нравственный кризис.
- использование психоделических веществ.
- участие в деятельности тоталитарных сект.

Кстати, есть и парадоксы, разрушающее мнение что, например, рост материального благополучия является универсальной защитой от потери смысла жизни, и самой депрессии. По статистике, с 1996 по 2006 г. уровень жизни в США вырос в полтора раза, когда неудовлетворенность жизнью среди населения выросла вдвое.

Почему нельзя жить без смысла?

Великий ученый, психолог Зигмунд Фрейд считал - если человек начал думать о смысле жизни, стало быть, он основательно нездоров. Фрейд говорил, если нет смысла жизни человека, одновременно исчезает необходимость преодолевать любые тяжести. Так человек становился обреченным погибнуть, поскольку почти ничего не ожидал от жизни.

Неудовлетворенность нужды в смысле жизни человека вызывает усиление духовной конфликтности, стимулируют психосоматические болезни, ряд психических нарушений. Известный российский доктор психологии Сергей Викторович Ковалев в интервью телевидению привел аналогию между ремиссией (выздоровлением) нездорового человека и возвращением миссии - смысла жизни.

По мнению Королева, поправляются больные, к которым снова приходит миссия, смысл жизни человека. Погибают безвременно те, кто потерял цель, смысл жизни навсегда. Самым тяжелым является обстоятельство, когда у человека реально есть один жизненный смысл.

Представьте на минуту - внезапно единственный смысл жизни человека исчез: гибнет родной человек, увольнение со службы или аналогичное по воздействию. К сожалению, человеку с высокой гарантией обеспечен стресс и депрессия, хорошо если кратковременные. Оптимально в аналогичной ситуации, если человек быстро сумеет переключиться, отыскать, выявить, развить новые смыслы жизни. Намного проще заранее подготовить и развить запасные смыслы жизни.

Лихо не бродит в одиночку. "Отравленная стрела" способна сразить одновременно оба смысла и обстановка окажется не лучше предыдущей.

Вывод :

  1. Рациональный человек обязан определенно знать количество своих доминирующих смыслов жизни и к какой смысложизненной категории последние относятся.
  2. Если господствующих смыслов жизни человека совсем не осталось, или осталось немного, нужно спешить развивать новые, или срочно развивать те, которые на основании тестирования слабо представлены в системе жизненных смыслов.