Программа психолого-педагогического сопровождения волонтерского отряда «VITA»

Актуальность

Мы рассматриваем добровольческую деятельность в глобальном смысле, как механизм консолидации общества и молодежи под девизом «Спешите делать добро!». В нашем лицее направленность работы волонтерского движения в объединении молодежи лицея, города, области с разным социальным статусом, а для ребят – выпускников интернатов – в преодолении социального иждивенчества, развитии морально-этических , нравственных ориентиров, эмпатии, коммуникативных навыков и т.д. Вовлечение их в добровольческую деятельность позволит изменить социальный статус: из объекта заботы государства они становятся субъектом деятельности по обеспечению такой заботы в отношении нуждающихся людей. Участие в решение проблем других людей позволит подросткам не только решить собственные проблемы, но и качественно улучшить свои жизненные умения и навыки. Но подростки – волонтеры не обладают достаточными знаниями для ведения такой работы, поэтому необходима организация специальных психологических занятий, тренингов, которые призваны повысить уровень психологических знаний, умений, навыков необходимых и волонтеру и человеку, который занимает активную жизненную позицию, и называется Личностью. На занятиях также будут разбираться экологические проблемы, проблемы зависимого поведения. В целом работа направлена на повышение социально-психологической компетенции подростков, самопознанию и обучение основным приемам волонтерской работы.

Основная цель волонтерского движения «VITA»

Преодоление социального иждивенчества подростков и молодежи с разным социальным статусом, в том числе воспитанников интернатных учреждений через вовлечение их в добровольческую деятельность, их личностное развитие, формирование навыков ЗОЖ.

Основные направления волонтерского движения «VITA»

Экология родного края, ЗОЖ, социально-психологическая помощь, военно-патриотическая работа.

Участники

Подростки и молодежь (14-23 лет) с разным социальным статусом, в том числе воспитанники, выпускники интернатных учреждений

Цели психологической работы с волонтерами

Помочь участникам движения в самосовершенствовании и обучении основам психологической работы с аудиторией по основным направлениям волонтерского движения

Задачи:
1. Стимулировать мотивацию к собственному личностному росту и развитию коммуникативных навыков для ведения волонтерской работы.
2. Сформировать навыки безопасного поведения и актуализировать стремление к здоровому образу жизни у волонтеров.
3. Оказать помощь в формировании навыков экологичного поведения.
4. Мотивировать к осуществлению принципа «Умеешь сам - научи других».
5. Обучить приемам работы с аудиторией, технологиям в проведении социальных дел, акций и т.д.
6. Сформировать навыки сбора и обработки информации, разработки листовок, тематических бюллетеней и их распространения.
Работа психолога

Работа психолога состоит из блоков занятий, тренингов, деловых игр, консультаций, супервизии.

Работа психолога состоит из следующих блоков:
1) Занятия по личностному развитию и развитию коммуникативных навыков с участниками волонтерского движения.
2) Занятия «Профилактика ПАВ и зависимого поведения».
3) Занятия «Полезная практика: реальная альтернатива» (профилактика СПИДа).
4) Занятия по развитию навыков подготовки и проведению акций, публичных выступлений, работы с аудиторией, разработке наглядного материала. Основы интервьюирования, распространение информации.
 

Ожидаемые результаты психологических занятий первого блока: волонтер владеет коммуникативными навыками, навыками поведения в конфликтах, решения проблем, умения понимать себя и других. Применяет на практике навыки ассертивного поведения. Умеет работать в команде, имеет уверенность в себе и в том, что он говорит и делает.

Ожидаемые результаты психологических занятий второго блока: волонтер знает виды наркотиков и их воздействие на организм. Мифы и неверные представления о психоактивных веществах среди молодежи. Имеет представления о психической и физической зависимости, рискованном поведении, его моделей.

Ожидаемые результаты психологических занятий третьего блока: волонтер владеет информацией по заболеваниям передаваемые половым путем, ВИЧ/СПИД, их возможные последствия, может донести информацию до аудитории.

Ожидаемые результаты психологических занятий четвертого блока: Волонтер умеет работать в команде, с аудиторией и отдельным человеком; доступно излагает свои мысли; применяет эффективные методы передачи информации.

Супервизии

Супервизии в работе с волонтерами необходимы и для психологов и для волонтеров. Психологам это дает возможность увидеть работу ребят, отследить ошибки и обсудить их тут же в группе или индивидуально. Волонтерам супервизии позволяют анализировать свою работу, решать трудные и неясные моменты, делиться наработанным опытом с остальными волонтерами.

Автор материала: Якубовская Н.А.