Психолого-педагогическая служба училища

Опубликовано: 08.11.2013

Зачем нужна психолого-педагогическая служба?

Психолого-педагогическая служба помогает обучающимся и педагогам лучше понять себя, друг друга, найти общий язык, помогает справиться с различными проблемами, оказывает помощь в правильном выборе профессии, учит эффективно самореализовываться.

Здесь всегда помогут:
– лучше узнать свой внутренний мир;
– успешнее справляться с негативными чертами и особенностями характера (высокая тревожность, низкая самооценка, стеснительность, вспыльчивость и т.д.);
– развить интеллектуальные способности;
– избавиться от имеющихся вредных привычек…

Всегда научат, –
– как построить эффективное общение с людьми;
– как выйти из конфликтной ситуации;
– смотреть на жизнь позитивно…

И никогда не откажут в совете, –
– как ярче и полнее раскрыть свои способности;
– как разрешить проблемы в решении сердечных вопросов;
– как … ну придумайте сами!

В решении всех проблем психологическая служба исходит прежде всего из интересов учащегося и ставит своей основополагающей задачей его всестороннего и гармоничного развития.

Основными видами деятельности психологической службы являются:

Коррекционно-развивающая деятельность, которая строится на применении методов активного социально-психологического обучения (тренинговые, развивающие, коррекционные занятия, круглые столы, деловые игры, мозговые штурмы и др.) и инновационных технологиях (проектные, игровые технологии проблемного обучения). Ежегодно проводятся тематические недели Психологии, психологические акции.

 Диагностическая деятельность, включающая в себя широкий спектр методик по изучению личностных особенностей обучающихся, эмоционально-волевой сферы, особенностей познавательной деятельности. Выявляет когнитивные проблемы в сфере общения, сфере социальных отношений, признаки возможных психических патологий.

Экспертная деятельность: проводится экспертная оценка психологического климата в училище, эффективности преподавательской деятельности молодых мастеров и работы мастеров в своих группах (коррекционных и с учащимися ОБПР, сиротами по разработанным методикам по четырем направлениям:
1. Отношение учащихся к среде училища, к образовательному процессу. Взаимоотношения между учащимися, между учащимися и педагогами.
2. Отношение учащихся к выбранной профессии, к удовлетворенности в получении профессиональных навыков.
3. Здоровье сберегающая среда училища.
4.Удовлетворенность учащихся деятельностью педагога-психолога.
5. Рейтинги занятий, исходя из предпочтений обучающихся.

Проведение мониторингов:
– «Уровень адаптации 1 курса»;
– «Эффективность работы по профилактике злоупотребления ПАВ (психоактивных веществ)»;
– «Эффективность работы с «группой риска».
Все мониторинги носят периодический временной характер.

Работа с группой риска и подростками с девиантным и деликвентным поведением. После выявления и углубленной диагностики подростков, имеющих проблемы психического характера, определяются «мишени коррекции» по которым разрабатывается программа и ведется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение подростка. Для отслеживания динамики работы, проводится мониторинг по разработанному количественно-качественному методу оценки результативности работы и психологов, и всех участников образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями. Основная группа подростков с ООП имеют в своем большинстве диагнозы «Легкая умственная отсталость «Олигофрения в степени дебильности». В работе с такими подростками учитываются их психофизические особенности личности и особенности социализации, оцениваются возможности развития самой личности, ее отдельных сторон, а также развитие знаний, умений и навыков, и до какого уровня это возможно. Основное направление в этой работе психолога – помощь в социальной и профессиональной адаптации.

Изменение условий образования (обучение в общеобразовательной вечерней школе) для подростков коррекционных групп при взаимодействии с Вольским межрайонным психоневрологическим диспансером. Психологическая служба на основании диагностики выявляет обучающихся коррекционных групп (диагнозы которых поставлены в детском возрасте), имеющих способность к обучению и освоению новых видов деятельности. После успешного прохождения коррекционно-развивающей программы, они могут быть направлены на ПМПК (комиссию) Вольского межрайонного ПНД, где им предоставляется возможность получить основное общее образование в вечерней школе и расширить диапазон выбора профессий, эффективней социализироваться.

Проект РОСТ (Развитие Образование Социализация Трудоустройство детей-сирот). Наше училище участвует в проекте РОСТ, который осуществляется при взаимодействии с АНО «РОСТ» г. Москвы. Посредством интернета и компьютерной программы IQ-Рост (видеоконференции), обучающиеся дополнительно занимаются с педагогами г. Москвы в режиме онлайн. Цель проекта: развитие интеллектуального уровня и повышения уровня знаний по общеобразовательным предметам: математика, русский язык, английский и немецкий язык, обществознание и другие предметы. Ежегодно в проекте участвует около 15 ребят.

Постоянно действующий семинар-практикум педагогов-психологов НПО Саратовской области (ПДСП). Во исполнение решения коллегии министерства образования Саратовской области от 30.03.2012 г. в целях повышения уровня психологической подготовки педагогов-психологов образовательных учреждений НПО СО в апреле 2012 г. на базе ПУ № 5 создан постоянно действующий областной семинар-практикум педагогов-психологов. ПДСП осуществляет супервизию, проводит обучающие семинары и обмен опытом педагогов-психологов области по различным направлениям: профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в период обучения в ОУ НПО, создание модели суицидальной превенции в условиях НПО, и др. За время работы было проведено множество вебинаров и семинаров-встреч. ПДСП являлся организатором, куратором и экспертом Всероссийской дистанционной олимпиады по психологии среди обучающихся СПО, НПО и общеобразовательных учреждений на сайте «Профобразование», в котором приняли участие более 60 обучающихся ОУ России.

Повышение психологической компетенции педагогического коллектива осуществляется через следующие направления работы:
– психопросвещение (выступления и сообщения на педсоветах, психологические мастерские, семинары, «круглые столы», наглядная информация);
– психопрофилактика (групповая и индивидуальная работа с педагогами – тренинги, психологические игры, креативная деятельность, релаксация);
– психоконсультирование (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.).
Проводится работа по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональная экспертная деятельность. Психологическая служба училища участвует в работе экспертных комиссий, жюри на Всероссийской дистанционной олимпиаде по психологии среди обучающихся СПО, НПО и общеобразовательных учреждений; различных муниципальных конкурсах психологической и экологической направленности.

Психологическая служба имеет свой кабинет, оснащенный необходимым методическим материалом, 4 компьютерами с доступом в сеть «Интернет», с возможностью проведения онлайн-уроков, компьютерных коррекционно-развивающих занятий и диагностик. Имеется обширная медиатека для проведения компьютерной психологической диагностики и проведения обучения по ЗОЖ.

Педагог-психолог училища имеет 1 категорию и повышение квалификации различным направлениям в области педагогики и психологии.

Автор материала: Якубовская Н.А.