Все о тюнинге авто

Набор мастер кит для начинающих телеграфистов. Самостоятельное обучение азбуке морзе Обучение азбуке морзе на компьютере

Прошло уже почти 150 лет, как Сэмюэл Морзе - изобретатель электрического телеграфа - составил из точек и тире свою знаменитую азбуку, а люди все еще пользуются ею без существенных изменений. Вероятно, многие из вас знают азбуку Морзе назубок, а тем, кто еще не успел ее выучить, предлагаем сделать это.

В телеграфии эта условная азбука называется кодом Морзе. Но запомнить комбинации точек и тире, соответствующие отдельным буквам, цифрам и знакам, - это еще не все. Телеграфной азбукой Морзе нужно овладеть так, чтобы воспринимать ее без всякого напряжения, так же как обычные буквы при чтении и письме.

Лучше всего усвоить «морзянку» на слух, передавая ее с помощью, телеграфного ключа, которым замыкают и размыкают цепь питания звукового генератора.

Точке соответствует короткое звучание генератора, а тире - в три раза продолжительнее. Сначала медленно передавайте вразбивку отдельные буквы, следя, чтобы интервал между элементами одной буквы равен был одной точке. Не торопитесь - для начала одна буква за три секунды уже неплохо. При работе с ключом должна двигаться только кисть, а не вся рука.

Потом научитесь передавать и принимать сочетания из двух букв, например АО, НО, ПЕ, ФЕ, ДА, ТЫ, ОН, МЫ и так далее. Помните, что пауза между отдельными буквами равна по длительности одному тире. Не спешите увеличивать скорость. Когда вы будете делать только одну ошибку на сто знаков, можете переходить к словам и предложениям. Интервал между отдельными словами равен двум тире.

Азбуку Морзе полезно знать каждому. Она не раз вам пригодится в деле и в игре. Ведь переговариваться можно не только звуковыми сигналами, но и, например, жестами (одна поднятая рука обозначает точку, а две - тире).




Чтобы в совершенстве знать азбуку Морзе, нужно продолжительно и систематически тренироваться, особенно если стараться запоминать знаки механически. Поэтому многие радиотелеграфисты стараются усовершенствовать методы изучения азбуки Морзе. Один из таких методов, с которым мы предлагаем и вам познакомиться, позволяет ее изучить самое большее за два часа.

Знаки кода Морзе «восстановлены» в буквы русского алфавита, то есть как бы повторяют контур соответствующей буквы. Эта связь знаков кода с «образом» букв и помогает осмысленно и быстро запомнить телеграфную азбуку.

Взгляните на рисунок. На нем каждая буква повторяется в виде знаков (точек и тире) кода, изображенных в определенном порядке. Например, если буква «в» обозначается точкой и двумя тире, то и саму букву изображают в том же порядке. Знаки читают слева направо и сверху вниз.

По этому методу особенно легко запоминаются буквы: «а», «б», «г», «е», «з», «й», «л», «о», «р», «у», «ф», «ц», «ч», «ш», «ы», «ь», «я». Буквы «ж», «и», «м», «и», «с», «т», «х» не доведены, но все равно легко запоминаются. Несколько условно, с дополнительными элементами даны изображения букв: «в», «д», «щ», «ю».

Как же с помощью данного метода изучить азбуку Морзе? Сначала рассмотрите внимательно контур каждой буквы. Затем несколько раз срисуйте с таблицы все буквы алфавита, не забывая о чередовании точек и тире кода (именно в таком порядке и следует рисовать буквы). После того как вы успешно справились с этой задачей, нарисуйте несколько раз алфавит по памяти. Далее напишите по памяти знаки кода Морзе. Если вы не сделали ошибок, подберите небольшой отрывок из книги и напишите его кодом Морзе.

Телеграфная азбука или «морзянка» — изобретение англичанина Самуэла Морзе — используется в любительской радиосвязи и по сей день. Несмотря на появление компьютеров, и широкого распространения цифровых видов связи не только у профессионалов, но и у любителей, телеграф (или CW) остается одним из основных видов излучения.
Современные Лицензии на работу в эфире позволяют использовать некоторые любительские диапазоны и без знания телеграфа, однако могу авторитетно заявить, такие радиолюбители теряют значительную часть потрясающих ощущений, которые дарит нам мир любительского радио. Как говорил известный полярник-радиолюбитель Эрнст Теодорович Кренкель (RAEM): Радиолюбитель не знающий телеграфа — радиоинвалид…

Поскольку наше хобби весьма многогранно, то среди радиолюбителей встречаются и убежденные телеграфисты (CW ONLY) и противники этого вида излучения. Я не хочу вам ничего навязывать, а просто предлагаю попробовать все же изучить телеграф, а затем уже решать: пользоваться вам им или нет, тем более,что минимальные требования по приему CW необходимы для получения радиолюбительской лицензии 1-3 категории.

В азбуке Морзе каждой букве соответствует комбинация из длинных посылок (тире) и коротких посылок (точек). За единицу длительности в телеграфной азбуке принимается длительность точки. Длительность тире равняется длительности трех точек. Пауза между знаками в букве — одна точка, а между буквами в слове 3 точки. Пауза между словами 7 точек.

Вся сложность изучения азбуки Морзе заключается в том, что недостаточно просто запомнить комбинацию точек и тире для каждой буквы. Даже наоборот, это очень вредно для последующего серьезного изучения CW. Поначалу, на малых скоростях, вам, возможно, удасться просчитать количество точек и тире, но при увеличении скорости вы наверняка собъетесь!

Для того чтобы серьезно изучить телеграф нужно запоминать не количество точек и тире в букве, а ‘напевы’, которые получаются, когда звучит буква целиком. Таким образом, когда вы слышите напев ‘Фи-ли-мон-чик’, то это значит была передана буква ‘F’.

В сущности, «выучить морзянку» — это всего лишь твердо запомнить полсотни несложных звукосочетаний, натренироваться быстро записывать соответствующие им буквы и цифры и научиться ритмично воспроизводить то же самое телеграфным ключом. Никаких особых способностей для этого не требуется. Как и при любой учебе, самое главное — ваша настойчивость и регулярность занятий.

Многие радиолюбители работают в эфире со скоростью 100 — 150 знаков в минуту, а некоторые способны принимать и передавать до 250 — 300 знаков в минуту. Всё это достигается тренировкой. Во время связи радиолюбители обычно записывают только ту часть информации, которую им нужно сохранить, а большую часть передач воспринимают без записи, непосредственно на слух, как обычную речь. Для передачи с большими скоростями вместо простого ключа Морзе часто используют полуавтоматический или (реже) клавиатуру, однако прием ведут все равно на слух — это намного надежнее и удобнее, чем с помощью любых декодирующих устройств.

Лучше всего обучаться и тренироваться с помощью компьютера под руководством опытного радиста или радиолюбителя, но вполне можно делать это и совершенно самостоятельно. В интернете можно найти много разных учебных и тренировочных программ (для этого достаточно провести поиск, например, по ключевому слову «morse»). Попробуйте разные программы, не ленитесь внимательно изучить все те рекомендации, которые обычно к ним прилагаются.

Сколько времени требуется для освоения азбуки?

Нормальный режим занятий — 3 — 4 раза в неделю по 1,5 — 2 часа в день (уроками минут по 25 — 30, с перерывами). Еще лучше — каждый день хотя бы по часу (по полчаса утром и вечером). Минимум — 2 занятия в неделю по 2 часа. Занятия реже, чем 1 раз в 3 — 4 дня, малоэффективны, так же, как и более 3 часов подряд.

При нормальном режиме занятий, прием текстов со скоростью 40 — 60 знаков в минуту (с записью принятого) осваивается примерно в течение месяца (а иногда и значительно быстрее).

Самое главное — это регулярность и полная сосредоточенность во время занятий. Лучше заниматься полчаса, ни на что не отвлекаясь, чем дергаться между уроком и другими делами в течение трех часов. Отключайте телефон и всё остальное, что может помешать. Если Вы знаете, что ближайший месяц будет слишком сильно загружен, то лучше отложите начало учебы на другое время. Но если уж взялись — то не отступайтесь, и тогда успех обязательно придет. К тому же, изучение «морзянки» может оказаться неплохим способом снятия стресса от забот и хлопот трудового дня.

Значительные перерывы на этапе обучения могут свести всю проделанную работу на нет. Не закрепленные практикой уроки улетучиваются из памяти очень легко, и приходится вновь начинать почти все сначала. Причиной неудач является именно нерегулярность занятий.

В то же время, когда «морзянка» полностью и надежно освоена, она не забывается (точно так же, как умение ездить на велосипеде) и остается с человеком на всю жизнь. Даже после многолетнего перерыва бывает достаточно немного потренироваться — и все прежние навыки восстанавливаются.

Нет людей, которые не могли бы освоить прием и передачу азбуки Морзе до скоростей 70 — 90 знаков в минуту. От способностей, возраста и состояния здоровья зависит только требуемое на это время — от 2 до 6 месяцев.

С чего начать?

Начинать следует только с приема. Обучаться передаче ключом следует после того, как будет более-менее освоен прием всех букв и цифр.

Скорость передачи компьютером отдельных знаков (букв и цифр) нужно установить такую, при которой стандартные тексты могли бы передаваться со скоростью около 70-100 знаков в минуту (или около 18-25 слов «Paris» в минуту, т.е. 18-25 WPM), однако скорость передачи одного знака за другим (то есть реальную скорость передачи) следует установить сначала не более 10-15 знаков в минуту (около 2-3 WPM), чтобы между знаками получались достаточно большие паузы.

С самого начала нужно запоминать звучание комбинаций коротких и длинных звуковых сигналов, соответствующих каждой букве и цифре, только как цельных музыкальных мелодий, и ни в коем случае не пытаться подсчитывать или запоминать, сколько там «точек и тире». Ни в какие таблицы с точками и тире даже не заглядывайте.

Существует также методика запоминания телеграфной азбуки с помощью так называемых словоформ, или «напевов». Подбирают такие слова или фразы, которые при напевном произношении напоминают мелодии знаков, переданных «морзянкой». Например, буква G = «Гаа-гаа-рин», буква L = «лу-наа-ти-ки», M = «маа-маа» и т.п.
Этот метод имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество в том, что ряд букв на самом деле удаётся быстрее запомнить. Недостатков значительно больше. Во-первых, далеко не для всех знаков азбуки можно подобрать сколько-нибудь осмысленные словоформы, тем более — начинающиеся с того самого знака, который они должны напоминать. Если пытаться придумывать какие-то искусственные «слова» или фразы, а тем более — начинающиеся не с той буквы или цифры, то учащемуся приходится запоминать еще одну лишнюю «азбуку». Во-вторых, при распознавании услышанного знака мозг вынужден делать двойную работу: сначала ставить в соответствие тональным сигналам разученную словоформу, и только после этого словоформу переводить в соответствующий знак. Даже при быстром произношении или мысленном воспроизведении словоформ, они звучат намного медленнее, чем реальная «морзянка», передаваемая с очень низкой скоростью. Это мешает в дальнейшем наращивать скорость приёма. Поэтому я не могу рекомендовать эту методику. Однако можно в крайнем случае воспользоваться и ею, но только частично, если мелодию одного или нескольких знаков телеграфной азбуки никак не удаётся запомнить, или если пара каких-то сходно звучащих знаков постоянно путается.

Согласно одной из легенд, метод словоформ был изобретён (или стал широко применяться) во время второй мировой войны, когда потребовалось в срочном порядке, без всякого отбора по профпригодности, подготавливать десятки тысяч «одноразовых» радистов для низовых сетей связи (на уровне взвода и роты). При этом исходили из того, что такому радисту достаточно хоть как-нибудь освоить «морзянку» на минимальном уровне, а через месяц-другой он всё равно погибнет на фронте. В то же время кандидатов в классные радисты отбирали, и учили более тщательно — без словоформ.

Итак, повторю еще раз: запоминайте звучание звуковых сигналов, соответствующих каждой букве и цифре, только как цельных мелодий и никогда не пытайтесь подсчитывать, сколько там «точек и тире»!

Знаки азбуки должны с самого начала передаваться сжато, чтобы отдельные тональные посылки в них не удавалось вычленить и пересчитать. Скорость передачи в начальный период обучения можно понижать только за счет увеличения пауз между знаками, а лучше — в основном за счет увеличения пауз между словами (группами знаков).

По одной из методик начинают с букв A, E, F, G, S, T,
на следующем уроке — D, I, M, O, V,
затем — H, K, N, W, Z — B, C, J, R — L, U, Y — P, Q, X.

По другой методике — сначала E, I, S, H, Т, M, O,
далее — A, U, V, W, J — N, D, B, G — R, L, F — K, Y, C, Q — P, X, Z.

Если осваивать буквы в соответствии с частотой их использования, например, в английском языке, то уже на самом начальном этапе учебы из них можно будет составлять много разных слов и осмысленных фраз. Это интереснее, чем тренировки с несмысловыми текстами.

В таком случае порядок разучивания букв может быть следующим: E, T, A, O, I, N, S — R, H, L, D, C — U, M, F, P — G, W, Y, B — V, K, X — J, Q, Z.

К цифрам приступают после всех букв (сначала четные и ноль, затем — нечетные). Знаки препинания (знак вопроса, дробная черта, знак раздела и запятая) можно оставить напоследок. Отвлекаться на изучение дополнительных букв национальных алфавитов (русского, немецкого и др.) пока не следует. Для начала важно хорошо освоить международную азбуку (латинский алфавит из 26 букв и цифры).

На каждом занятии сначала тренируются в приеме ранее изученных знаков, затем отдельно разучивают очередную порцию новых, потом принимают тексты, составленные только из новых знаков, а затем — из старых и новых знаков с некоторым преобладанием новых.

Добавлять новые знаки следует только после того, как будет достаточно надежно освоен прием уже изученных. В течение большей части занятий каждый принятый знак нужно обязательно каждый раз записывать — в одних тренировках на компьютерной клавиатуре, в других — от руки на бумаге. Пишите некрупными строчными буквами, хорошо заточенным мягким простым карандашом или легко пишущей шариковой ручкой. Вполне нормально, что сначала будет довольно много ошибок и пропусков.

Чтобы сигналы телеграфной азбуки быстрее запомнились, старайтесь во всякий свободный момент, везде, где позволяет обстановка, насвистывать или напевать их (например, делая какую-нибудь простую физическую работу, или, идя по улице и увидев вывеску либо номер автомашины, старайтесь вспомнить и воспроизвести, как должны звучать «морзянкой» разные буквы и целые слова).

Иногда, после того как пройдено около 20 букв, может почувствоваться, что прогресс замедлился и с добавлением каждого нового знака возникает всё больше ошибок при приеме. Это вполне естественно, так как теперь набор знаков становится более разнообразным. Выход из положения прост — нужно на несколько дней полностью отложить в сторону всё, что уже хорошо усвоено, и заниматься исключительно новыми буквами. Когда они будут надежно разучены, можно будет вновь отдельно вспомнить ранее освоенные, а затем — тренироваться в приеме уже всего алфавита.

Очень важно не останавливаться на достигнутом, а стараться как можно быстрее развить и закрепить успехи. Как только Вы разучили все буквы и цифры, начинайте пытаться «вылавливать из эфира» хотя бы некоторые из них в передачах медленно работающих любительских радиостанций (это будет получаться не сразу!).

В то же время, пока не достигнута скорость приема порядка 50 зн/мин, не стоит соревноваться с другими. Все люди разные от рождения, у каждого свой собственный, генетически обусловленный жизненный ритм и скорость восприятия новых навыков. Соревнуйтесь пока только с собой.

Как наращивать скорость приема?

После того как азбука разучена, следует постепенно переходить от приема сжато передаваемых знаков с большими паузами между ними к приему текстов со стандартными соотношениями длительности всех элементов. Паузы между знаками нужно понемногу сокращать (прежде всего — внутри групп и слов), чтобы реальная скорость передачи приближалась к 50-60 знакам в минуту (14-16 WPM), а в дальнейшем — и выше. Допустимо также временно уменьшить «сжатость» знаков (но не ниже 16 WPM), чтобы сблизить скорость их передачи со скоростью подачи текстов, при которой Вы в состоянии их записывать (пусть пока еще и с ошибками). Тексты для тренировок должны состоять из слов (поначалу — коротких), а также из трех- пятизначных цифровых, буквенных и смешанных групп. Объём радиограмм надо постепенно увеличивать, чтобы время, требуемое на передачу каждой, выходило сначала около 2…3 минут, а в дальнейшем, с повышением вашей натренированности — и до 4…5 минут.

Старайтесь записывать слова и группы почти не отрывая букву от буквы, а карандаш от бумаги. Если при приеме текста не удалось сразу записать какой-то знак, то лучше пропустите его (сделайте на его месте прочерк или оставте пробел), но не задерживайтесь и не пытайтесь вспоминать, иначе пропустите несколько следующих.

Если обнаруживается, что постоянно путаются одни и те же сходно звучащие знаки (например, V и 4 или B и 6), то нужно использовать попеременно два способа: 1) принимать тренировочные тексты из одних только этих знаков; 2) временно исключать из текстов по одному знаку из каждой пары путающихся. Например, исключить буквы V и B, оставив цифры 4 и 6, а на другой день — наоборот.

Абсолютно безошибочного приема можно пока не добиваться. Если ошибок в контрольных текстах не более 5 процентов и они не повторяются явно, значит можно и нужно повышать скорость.

Для тренировок можно использовать и магнитофон. Попросите кого-либо из знакомых радиолюбителей подготовить несколько кассет с записями различных текстов — несмысловых (буквы и цифры в произвольном порядке группами по 3 и группами по 5 знаков; в начале обучения — только с теми знаками, которые уже освоены) и смысловых (слова, кодовые выражения, образцы типовых радиосвязей) с различными скоростями передачи. Желательно, чтобы к аудиозаписям были точные распечатки содержания — для проверки того, что Вы примете.

Полезное упражнение — прослушивание знакомых текстов на повышенной скорости с одновременным отслеживанием их по готовой распечатке.

Старайтесь делать свои тренировки разнообразными — варьируйте скорость, тональность сигналов, содержание текстов и т.д. Время от времени полезно пробовать делать скоростные «рывки» — например, принимая небольшой текст из коротких групп, составленных из ограниченного набора букв или одних только цифр, но со скоростью значительно выше обычной.

Когда будет надежно освоен прием со скоростью около 50 знаков в минуту, желательно начать постепенный переход к записи принятого с отставанием на один знак. То есть записывать очередной знак не сразу, а во время звучания следующего — это помогает наращивать скорость приема. Опытные радисты при больших скоростях передачи текстов обычно записывают их с отставанием на несколько знаков и даже на несколько слов.

Тогда же нужно приступить к тренировкам по приему слов и целых фраз на слух без записи. Сначала при приеме без записи попытайтесь мысленно выстраивать перед своим взглядом нечто вроде «бегущей строки» из прозвучавших знаков. В дальнейшем часто встречающиеся короткие слова и кодовые выражения следует привыкать распознавать целиком, не разделяя их на отдельные буквы.

Программы помогающие изучение телегарфа

Очень хорошая, свободно распространяемая программа для тренировки в «схватывании налету» передач с большой скоростью — «RUFZ» (от немецкого слова Rufzeichen — позывной, т.к. автор программы — немецкий радиолюбитель DL4MM). Она проста в использовании и работает под DOS на любом, самом примитивном компьютере.

Компьютер через громкоговоритель передает Вам какой-нибудь из нескольких тысяч любительских позывных, хранящихся в соответствующем файле программы. Вы набираете принятый позывной на клавиатуре по ходу приема (или целиком, если записываете на бумаге) и нажимаете «Enter». Если позывной принят безошибочно, то следующий прозвучит быстрее. Если допущена ошибка, следующий позывной прозвучит медленнее. За каждый принятый позывной программа начисляет Вам очки, которые зависят от скорости, числа ошибок и сложности позывных. После того как передано определенное количество позывных (по умолчанию — 50), игра завершается и Вы можете проанализировать, какие были допущены ошибки, какова была максимальная скорость приема и сколько очков набрано (кстати, проводятся даже соревнования — кто наберет больше очков).

В ранних версиях программы (первой и второй) можно легко редактировать файл с набором позывных, можно заменить их словами, кодовыми выражениями или просто отдельными буквами и группами. В третьей версии такой возможности нет, но зато можно изменять по своему вкусу звучание (через звуковую карту компьютера) и запрашивать повторение переданного позывного, если не удалось принять его сразу. Тренировки с «RUFZ» очень увлекательны и все время заставляют оператора работать на пределе своих возможностей.

Как правильно установить и отрегулировать телеграфный ключ?

Во-первых, нужно приобрести или сделать самому надежный и удобный ключ с хорошими контактами, с легким ходом без люфта и с рукояткой по своей руке.

Желательно, чтобы коромысло ключа было жестким и достаточно длинным (14…17 см). У стандартных ключей подвеска оси коромысла обычно бывает на кернах. Керны нужно тщательно отрегулировать и зафиксировать контргайками, чтобы не было никакого люфта, но вертикальный ход должен оставаться очень легким. Наилучший способ подвески — на прецизионных миниатюрных шариковых подшипниках. Пружина должна быть натянута минимально, лишь настолько, чтобы ключ только не замыкался сам. Хорошо работают ключи, у которых вместо пружины используется небольшой магнит. Вертикальный ход рукоятки (головки) ключа сначала должен быть около 1,5…2 мм, а когда скорость передачи будет доведена до 50 знаков в минуту, то его следует уменьшить до 1…0,8 мм. Рабочий контакт должен четко, без дребезга, замыкаться при нажатии на головку ключа с силой около 20…30 г. Контакты нужно регулярно чистить. Обычно это делают, протягивая между ними полоску плотной бумаги и одновременно нажимая на головку ключа.

Во-вторых, место установки ключа нужно очень тщательно подобрать так, чтобы при длительной работе на передачу не уставала рука, да и всё тело. Сядьте за своим рабочим столом прямо, расправьте плечи. Спина прямая, удобно опирается на спинку стула, а правая рука согнута в локте под прямым углом — плечевая часть руки свободно спускается вертикально вдоль бока, а предплечье и кисть — горизонтальны (как если бы они лежали на удобном подлокотнике). Кисть руки, скорее всего, окажется приблизительно над срединой правого края Вашего правого бедра. Это и будет наиболее удобное место, где лучше всего могла бы находится рукоятка ключа. Оптимальное место крепления ключа окажется, по-видимому, ниже поверхности стола. Если разница высоты невелика, то ключ можно установить прямо на краю стола.

Если стол высокий, то лучше прикрепить под столешницей что-то вроде полочки или консоли для ключа. При этом вокруг головки ключа должно быть достаточно много свободного пространства, чтобы ничто не стесняло движений руки. В любом случае нужно, чтобы опора была твердой и совершенно устойчивой, а ключ к ней хорошо прикреплен (бывает удобно пользоваться винтовой струбцинкой). Скорее всего, место установки ключа понадобится неоднократно уточнять в процессе тренировок, добиваясь наибольшего удобства.

Как правильно передавать ключом Морзе?

Головку ключа равномерно охватывают тремя пальцами (большим, указательным и средним) — не слишком сильно, но цепко, не выпуская её в процессе передачи. Большой и средний пальцы охватывают по бокам нижнее скругление головки, кончик указательного находится посредине дальней от Вас кромки верхнего скругления головки. Безымянный палец и мизинец должны быть слегка поджаты к ладони. Локоть, предплечье, запястье, кисть руки и коромысло ключа должны находиться на одной прямой горизонтальной линии. (Всё это выполнить намного проще, чем описать!)

В исходном положении вся рука от локтя до кисти должна слегка оттягивать головку ключа вверх, но не должна быть изогнута в лучезапястном суставе. В процессе передачи вертикальные движения должны обязательно осуществляться по всей длине руки от локтя до кисти. Запястье должно оставаться не напряженным, а эластичным, и, слегка прогибаясь вверх и вниз в пределах 3…4 см, исполнять роль только амортизатора, но не источника колебаний. Отжатия должны осуществляться движением предплечья вверх, а не силой пружины ключа.

Нажатия и отжатия нужно осуществлять быстрыми, энергичными движениями, они должны сопровождаться четким и одинаковым по силе стуком рабочего и противоположного контактов.

Как тренироваться в передаче простым ключом?

Тренировки начинают с отработки ритма, передавая несколько раз по 40-90 секунд непрерывные серии коротких и серии длинных посылок (нажатий), стараясь удерживать стабильный темп и соотношение длительностей нажатие/отжатие 1:1 — в первом случае, а во втором — 3:1. Если есть возможность, эти упражнения хорошо делать в такт с метрономом. Затем переходят к передаче серий из последовательно чередующихся коротких и длинных посылок, а только после этого — к передаче сигналов азбуки Морзе.

Ни в коем случае нельзя торопиться, внимание должно быть сосредоточено не на скорости, а прежде всего — на ритмичности и четкости Вашей передачи. Скорость придет постепенно, в процессе тренировок. Длительность звучания коротких посылок («точек») и пауз между посылками одного знака должны быть равными. Длинные посылки («тире») и паузы между буквами должны быть втрое, а промежутки между словами — в пять-семь раз продолжительнее «точек».

Перед каждой тренировкой, чтобы «настроиться» на правильный ритм, полезно послушать высококачественную передачу (компьютер или магнитофонную аудиозапись) с заведомо стандартными соотношениями длительности всех элементов азбуки Морзе именно на такой скорости, с которой Вы сами намерены передавать. Время от времени можно упражняться, передавая ключом в унисон со звучанием стандартной передачи (для этого нужно, конечно, заранее подготовить распечатку ее текста).

Для тренировок заранее подготавливайте соответствующие тексты (из расчета на 3-4 минуты передачи каждый). Лучше всего, если они напечатаны или четко написаны от руки достаточно крупными заглавными буквами. Стандартные тренировочные радиограммы (несмысловые) обычно состоят из пятизначных групп, по пять групп в строке, и передаются в том же порядке, как и обычный текст, т.е. строка за строкой. Смысловой текст для тренировки в передаче подойдет из любой газеты или книги с крупным латинским шрифтом. Время от времени в качестве текстов для передачи неплохо пользоваться также таблицами телеграфных кодов и сокращений — попутно они будут запоминаться.

Если при передаче текста произошла ошибка, следует передать серию не менее чем из семи «точек» и повторить полностью все слово или группу знаков сначала.

После передачи каждого текста (3-4 минуты) давайте руке расслабиться и отдохнуть около минуты. Опытные радисты в состоянии вести передачи ключом часами почти без перерывов, но это достигается только длительными тренировками. Увеличивать нагрузку следует очень постепенно. Не следует тренироваться после тяжелой физической работы.

Качество своей передачи контролируют на слух, включив в цепь ключа любой простейший звуковой генератор. Можно также записывать передаваемые вами сигналы на магнитофон, чтобы затем послушать их еще раз, как бы со стороны. Время от времени полезно вести контроль и визуально, используя осциллограф с достаточно большим послесвечением и медленной (несколько секунд) разверткой, Y-вход которого можно подключить параллельно выходу звукового генератора или магнитофона. На экране будут хорошо видны все отклонения от стандартных соотношений длительности посылок и пауз.

Когда будут достигнуты достаточный автоматизм и стабильно хорошее качество, нужно приступить также и к тренировкам по передаче слов, фраз и кодовых выражений без написанного текста — прямо «из головы».

На следующем этапе желательно довести до автоматизма передачу стандартных вариантов любительской радиосвязи — так, чтобы в дальнейшем, при реальной работе в эфире, Вам не требовалось каждый раз задумываться о простейших процедурах.

Что такое полуавтоматический телеграфный ключ?

Полуавтоматические телеграфные ключи появились в конце XIX века еще на проводных линиях связи. Это были механические устройства с маятниковым вибратором, который обеспечивал автоматическую передачу серии «точек», а «тире» обычно формировали почти так же, как на простом ключе Морзе — вручную, по отдельности.

Самая популярная модель была разработана и выпущена американской фирмой «Vibroplex», поэтому вообще ключи такого рода часто называют виброплексами. Эта фирма существует по сей день и продолжает успешно производить и продавать всё те же телеграфные ключи.

Примерно с середины прошлого века стали широко использоваться так называемые электронные полуавтоматические ключи. Такой ключ состоит из манипулятора и электронного блока. Манипулятор — это, в сущности, переключатель с двумя контактами, замыкающимися при небольшом отклонении его рукоятки вправо и влево от нейтрального положения. Электронный блок обеспечивает в выходной цепи последовательности коротких или длинных посылок заданной длительности при замыкании соответственно правого или левого контактов манипулятора. Его основу обычно составляют тактовый генератор прямоугольных импульсов и простая логическая схема. В состав этого блока входят также выходные цепи (реле) для управления передатчиком и звуковой генератор для самопрослушивания передачи.

Манипулятор полуавтоматического электронного ключа

Манипуляторы электронных ключей бывают очень разнообразных конструкций.

Рукоятка может быть одинарная, общая для обоих контактов, или сдвоенная — из двух половинок, расположенных параллельно — каждая для замыкания своего контакта. С одинарной рукояткой бывает сложнее добиться четкой работы манипулятора — после нажатия в одну из сторон, возвращаясь в нейтральное положение, такая рукоятка может по инерции отклониться дальше и замкнуть противоположный контакт.

В самом примитивном виде это может быть упругая пластинка, например, кусок полотна от слесарной ножовки, одним концом прикрепленная к вертикальной стойке на горизонтальном основании (дощечке), а на другом конце имеющая небольшую плоскую рукоятку и пару контактов с обеих сторон. Таким же образом можно соорудить за полчаса из подручных материалов и вполне работоспособный сдвоенный манипулятор.

Требования к манипулятору полуавтоматического ключа во многом сходны с требованиями к простому ключу Морзе — отсутствие люфтов, хорошие контакты и очень легкий рабочий ход. Главное отличие в том, что нажатия производятся в горизонтальной плоскости поочередно большим и указательным пальцами, а физические усилия здесь намного меньше.

Типичные параметры манипулятора (ориентировочно):
1) габариты рукоятки:
-длина: 30…50 мм (по горизонтали);
-ширина: 20…35 мм (по вертикали);
-толщина: одинарной 4…8 мм, сдвоенной 10…15 мм;
-высота нижнего края над поверхностью стола: 7…15 мм;
2) горизонтальный ход (от нейтрали до контактирования в обе стороны): по 0,6…1,2 мм;
3) усилие, необходимое для контактирования: 10…15 граммов;
4) устойчивость к перегрузкам при усилиях, приложенных к рукоятке в любом направлении, не менее 3 кгс;
5) материал рукоятки: лучше всего эбонит или твердые породы дерева.

Манипулятор должен давать оператору четкое тактильное ощущение моментов контактирования. И еще, что не менее важно, — он должен быть просто красивым. Ведь он у вас будет всё время на виду.

Электронная часть ключа.

Электронная часть ключа обычно оформляется в виде отдельной от манипулятора конструкции. Часто этот узел бывает встроен прямо в передатчик. Во всех случаях нужно, чтобы ручка регулятора скорости (периода работы тактового генератора) находилась в удобном месте, так как часто приходится изменять скорость прямо во время передачи. Стандартное отношение длительностей «точек» и «тире» равно 1:3. Некоторые операторы предпочитают, чтобы «тире» формировались чуть более растянуто, длительностью до 3,3…3,5 длительности «точки», но это не рационально при высокой скорости передачи. Длительность пауз между посылками внутри каждого знака должна автоматически обеспечиваться равной длительности «точек». Эти соотношения должны сохраняться в сигналах, излучаемых в эфир, поэтому иногда приходится корректировать параметры цепей манипуляции передатчика, добиваясь, в частности, одинакового времени задержки переднего и заднего фронтов радиоимпульсов телеграфных посылок. Паузы между знаками, по длительности равные одному «тире», а между словами — двум «тире», должен выдерживать сам оператор. По мере надобности он может варьировать их в процессе передачи (можно делать паузы немного больше стандартных, но не меньше!). Электронным ключом невозможно передавать без одновременного прослушивания передаваемых сигналов (то есть постоянно должна присутствовать обратная связь между движениями руки и выходными сигналами ключа). Поэтому при разработке электронной схемы нужно учесть, что в начале передачи очередного знака тональный сигнал самопрослушивания должен появляться не позднее, чем через 5…7 миллисекунд, считая с момента первого замыкания контактов манипулятора. Хорошо также, если схема обеспечивает запоминание одного нажатия каждого из контактов, если оно произошло, когда еще не закончилась передача посылки, вызванной замыканием противоположного, и, по окончании передаваемой посылки, выдает после стандартной паузы посылку, соответствующую «запомненному» нажатию (так называемая «память точки»). Однако эту дополнительную автоматику лучше использовать не с самого начала тренировок, а на более позднем этапе, когда уже будет надежно достигнута скорость передачи свыше 60-80 знаков в минуту. Где устанавливать манипулятор полуавтоматического ключа? Манипулятор ключа должен находиться именно там, где это удобно оператору, а не наоборот. Сядьте за столом так, как Вам удобно, правую руку свободно положите пред собой локтем и всем предплечьем на стол. Кисть руки должна естественно лежать на столе, большой и указательный пальцы слегка вытянуты, а остальные слегка подобраны к ладони. Манипулятор установите на столе так, чтобы его рукоятка пришлась посредине между концами большого и указательного пальцев. В процессе тренировок уточните наиболее удобное место установки манипулятора. В любом случае стол должен быть устойчивым, а манипулятор надежно зафиксирован на его поверхности. Чаще всего стараются сделать основание манипулятора массивным (например, из стальной или бронзовой пластины массой до 1…1,5 кг) и дополнительно прилепляют его к поверхности стола небольшими кусочками пластилина (лучше — пластичным резиноподобным герметиком, т.к. он не оставляет следов). Как правильно работать на полуавтоматическом ключе? В отличие от работы на простом ключе, физические усилия при работе на полуавтоматическом требуются намного меньшие. Правая рука (у левшей- соответственно, левая) должна совершенно свободно лежать на столе всем предплечьем в таком положении, которое Вам удобно. Манипуляция осуществляется не всей рукой, а только кистью, главным образом — большим и указательным пальцами. Остальные пальцы свободно лежат на столе, слегка подогнутые под ладонь. Не нужно удерживать рукоятку манипулятора всё время. В исходном положении между пальцами и рукояткой может быть небольшой зазор. Пальцы не должны быть напряжены и начинают движение немного «с размаху» только тогда, когда нужно сделать нажатие в ту или другую сторону. Нажатием в какую сторону должны передаваться «точки», а в какую — «тире»? У механического полуавтомата для передачи серии «точек» требуется резкое нажатие с некоторым усилием, чтобы привести в действие маятниковый вибратор, а длительность каждого «тире» целиком обусловлена нажатиями контакта другим пальцем. Поэтому на виброплексе «точки» обычно предают более сильным большим пальцем, а «тире»- указательным. С электронным ключом ситуация иная — усилия нажатий в обе стороны одинаковы и невелики, а указательный палец, как более подвижный, больше подходит для передачи коротких «точек». Однако никто еще не доказал и не опроверг преимуществ или недостатков «правостороннего» или «левостороннего» движения, так что при работе на электронном ключе это не имеет существенного значения и является только делом привычки. Когда-то некоторые радиолюбители предлагали вести передачу на полуавтоматическом ключе левой рукой. Они мотивировали свое предложение тем, что если в правой руке всегда карандаш, то можно оперативнее переходить от передачи к записи принятого, и наоборот. Предложение получило некоторое распространение лет двадцать пять назад, но ожидаемый эффект никем не был подтвержден. На практике гораздо удобнее большую часть времени левую руку держать в зоне расположения основных органов управления радиостанцией (в том числе и регулятора скорости ключа), а правой — попеременно вести записи и передавать. Многие из тех, кто ведет аппаратный журнал все еще на бумаге, а не на компьютере, и во время передачи оставляют карандаш в руке, а не кладут его на стол. Вообще, это тоже главным образом дело привычки. Когда одна из рук хорошо «обучена» передавать, то при желании легко научиться это делать и другой. Для этого приходится реверсировать подключение контактов манипулятора, чтобы «точки» и «тире» передавались одноименными пальцами другой руки (движения рук симметричны). Методика тренировок такая же, как и на простом ключе, за исключением «разминки» — передача длинных серий «точек» и «тире» в начале тренировки здесь не требуется. Можно сразу отрабатывать передачу с небольшой скоростью отдельных букв и цифр, переходя от простых к сложным, а когда это будет освоено — к передаче различных текстов. Что такое «ямбический ключ»? Ямбическим ключом (iambic keyer) называют электронный ключ, отличающийся от обычного полуавтоматического только тем, что при замыкании обоих контактов манипулятора он формирует на выходе серию следующих поочередно коротких и длинных посылок. Разумеется, манипулятор такого ключа должен быть со сдвоенной рукояткой и независимо действующими правым и левым контактами. Таким образом, чтобы, например, передать букву С (латинскую), оператору достаточно только сжать пальцами рукоятку манипулятора на нужное время, то есть сделать лишь одно движение вместо четырех, как на обычном полуавтомате. Экономия движений получается и на других знаках, где «точки» и «тире» перемежаются (например, буквы P, Q, Y, X). Однако опыт лучших радистов-скоростников не выявил какой-либо заметной разницы в результатах у приверженцев ямбического и обычного режимов работы. Работа на ямбическом ключе несколько отличается от обычной, так что при переходе от одного к другому приходится переучиваться. До тех пор, пока не накоплен значительный опыт работы на том или ином ключе, способ передачи лучше не менять. Ямбический ключ можно использовать для передачи обычным, «неямбическим» способом, если пользоваться одинарным манипулятором или сдвоенным, но отрегулированным так, чтобы его противоположные контакты не могли замыкаться одновременно.

В русском языке есть гласные которые звучат кратко - это Е и И . А есть такие, у которых длинный звук - это А , О , Ы . В хорошем напеве должны использоваться короткие и длинные гласные вместо точек и тире соответственно. Так для буквы H, хорошим напевом будет “хи-ми-чи-те”, а плохим “хо-лос-тя-ки”. Для буквы С, хорошим напевом будет “си-не-е”, а плохим “са-мо-лет”. Неправильное использование длинных и коротких гласных звуков, не способствует быстрому обучению, хотя может и не влиять на скорость и качество приема. Согласные, входящие в состав напева, а также ударение особой роли не играют, так что выбор конкретных слов для напева – дело личных пристрастий обучаемого. Число слогов “напева” должно соответствовать числу знаков Морзе в букве.

Как работает метод обучения по напевам?

Напевы во время изучения морзянки буквально вбиваются в память – так, что забыть их практически невозможно. Многократно повторив про себя и вслух это самое “у-нес-лооо”, обучающийся закрепляет ассоциацию с буквой У , аналогично делается и с другими знаками. И когда потом он слышит морзянку, она “раскладывается” в его сознании на отдельные напевы, а те, в свою очередь, жёстко ассоциируются с конкретными буквами и цифрами. Начинающие обычно тут же записывают уловленный знак, а читают принятое сообщение уже после окончания приема, глядя на бумагу. Опытные телеграфисты умеют принимать передачу на слух, вычленять и записывать только необходимые данные.

По напевам обучение ведется “на слух”. Назвав напев очередной буквы, инструктор дает прослушать звучание соответствующего знака Морзе, затем совмещает звучание с произнесением напева. Потом напев произносят одновременно с передачей знака на ключе (обучение приему и передаче часто ведут параллельно). Затем все эти процедуры многократно-многократно повторяют, через какое-то время уже дают прослушивать тренировочные тексты. Эти тексты полагается записывать – как для тренировки, так и для последующей проверки качества приема.

Напевы нужны как для работы на прием так и на передачу. Человек передает текст – читает очередное слово, мысленно раскладывает его на буквы, и, проговаривая про себя их напевы, в такт им совершает подобающие манипуляции с телеграфным ключом.

Не проще ли запомнить сочетание и количество точек-тире?

Запомнить сочетание и количество элементарных посылок для каждого знака – дело вполне посильное, А – это точка-тире, Б – тире-три-точки, и т.п. Но добиться связной передачи, а тем более качественного приема вы не сможете. Обычная скорость в радиолюбительской практике – от 70 до 110 знаков в минуту, но человек, не успевает за 0,5 – 0,9 секунд пока звучит знак, сосчитать элементарные посылки составляющие знак, и сопоставить количество точек и тире с одним знаком из 50 кодов Морзе. Учите напевы – это гарантированно надежнее!

Доводы против метода обучения по напевам!

  • Если учить морзянку по напевам (лу-на-ти-ки), то смысл принимаемого текста на ходу понять сложно, а если учить по музыкальному звучанию (таа-таа-ти-ти), то слова сами в голове собираются.
  • Если учить по напевам, то когда записываешь текст и начинаешь читать его боковым взглядом, то тут же сбиваешься на приеме. У тех кто учил по звучанию – такого эффекта нет.
  • В армии учил морзянку по напевам. Помню правило: когда принимаешь морзянку можно думать о чем угодно – о бабах, о дембеле… но только не тексте, который принимаешь под запись. Тут же произойдет сбой и ошибка. Чудно конечно, но действительно так оно и есть.
  • Я учил по напевам, но мосле того как преодолел скорость приема 100 зн/мин, напевы сами “поотвалились”, стал принимать по звучанию.
  • После 5 лет работы телеграфом, все эти напевы отпали сами-собой, происходит работа “на автомате”. Цепочка: ухо-рука работает без контролируемого мозгового анализа… При приеме уже не напевы в голове, а “готовые” буквы.
  • Со временем, напевы просто трансформировались в музыкальные знаки. Например цифра 4 (че-тве-ри-те-каа) уже слышится просто как тональность “ти-ти-ти-ти-та”. Другие буквы и цифры аналогично, о напевах вообще не вспоминаю.

Итак, если вы решили учить азбуку Морзе по напевам, ниже приведены международные и русские коды азбуки Морзе. Жирным выделены рекомендуемые для запоминания напевы, можете придумать свой напев, или выбрать из числа перечисленных альтернативных. О том как и в какой последовательности учить азбуку – читайте в соответствующем разделе нашего сайта.

Обратите внимание, что коды Морзе некоторых знаков в русской и международной системе значительно отличаются (точка, запятая, восклицательный знак, скобки).
Например, то, что мы считаем “запятой”, в международном коде соответствует “точке”. А “запятая” по международному коду передается так же, как мы передаем “восклицательный знак”.

Сперва учите международный вариант (26 букв) по русским напевам, затем все цифры, затем недостающие русские буквы и знаки препинания. Применяйте тот или иной вариант при передаче знаков, в зависимости от того с кем вы общаетесь – с русскоязычным, или иностранцем.

Международный
символ
Русский
символ
Код Морзе Напев для запоминания
A А · − ай-даа , ай-ваа
B Б − · · · баа-ки-те-кут , беей-ба-ра-бан
C Ц − · − · цаа-пли-наа-ши , цаа-пли-цаа-пли, цаа-пли-хоо-дят, цыы-па-цыы-па, цаа-пик-цаа-пик
D Д − · · доо-ми-ки , дааай-во-ы, дааач-ни-ки
E Е · есть
F Ф · · − · фи-ли-моон-чик , фи-ти-фаааа-ти
G Г − − · гаа-гаа-рин , гаа-раа-жи, гоо-воо-ри
H Х · · · · хи-ми-чи-те
I И · · и-ди , ишь-ты
J Й · − − − йош-каа-раа-лаа , и-краат-коо-еее, ес-наа-паа-раа
K К − · − каак-де-лаа , каак-же-таак, каа-тень-каа, кааа-те-тааа
L Л · − · · лу-наа-ти-ки , ли-моон-чи-ки, ли-шаай-ни-ки
M М − − маа-маа , моор-зее
N Н − · ноо-мер , наа-те, нооо-сик
O О − − − оо-коо-лоо
P П · − − · пи-лаа-поо-ёт , пи-лаа-ноо-ет
Q Щ − − · − щаа-ваам-не-шаа , щуу-каа-жи-вааа, щууу-каааа-плы-лааа,
щууу-кааа-не-тааа, дааай-дааай-бор-щаааа, даай-даай-ви-нааа
R Р · − · ру-каа-ми , ре-шаа-ет, ре-бяяяя-та
S С · · · си-не-е , сам-та-кой, са-мо-лёт
T Т таак , таам
U У · · − у-нес-лоо , у-бе-гуу
V Ж · · · − я-бук-ва-жее , же-ле-ки-тааа, же-ле-зис-тооо, жи-ви-те-тааак, жди-те-е-гоо
W В · − − ви-даа-лаа , вол-чаа-таа
X Ь − · · − тоо-мяг-кий-знаак , знааак-мяг-кий-знааак
Y Ы − · − − ыы-не-наа-доо , тыыы-не-мыыы-тааа
Z З − − · · заа-каа-ти-ки , заа-моо-чи-ки, зааа-хааа-ри-ки, заа-раа-зи-ки
1 · − − − − и-тооль-коо-оо-дноо , ку-даа-тыы-поо-шлаа, од-наа-гоо-лоо-ваа, пей-воод-кууу-ооо-диин
2 · · − − − две-не-хоо-роо-шоо , я-на-гоор-куу-шлаа, я-до-моой-поо-шлаа
3 · · · − − три-те-бе-маа-лоо , и-дут-дев-чаа-таа, де-ли-те-саа-хаар, где-тё-тя-каа-тяя
и-дут-ра-диис-тыы, три-де-пу-тааа-тааа, и-дут-три-браа-тааа,
е-бут-сол-дааа-тааа, люб-лю-сол-дааа-тааа, и-ди-ты-нааа-х@й
4 · · · · − че-тве-ри-те-каа , че-ты-ре-ча-сааа, ко-ман-дир-пол-каа,
че-ты-ре-пол-ка, э-то-бу-ду-яяя
5 · · · · · пя-ти-ле-ти-е , пе-тя-пе-ту-шок, пя-те-ро-впу-ти, пя-ти-си-ни-е
6 − · · · · поо-шес-ти-бе-ри , шууу-ры-до-ма-нет, шеесть-по-ка-бе-ри, наам-пе-ре-да-ли,
даай-по-це-ло-вать, шееесть-пе-ре-да-ю, дааа-хо-лос-тя-ки
7 − − · · · даай-даай-за-ку-рить , даа-даа-се-ме-ри, сеемь-сеемь-хо-ро-шо,
да-да-се-ме-рик, даай-даай-се-ме-рик, дааай-дааай-дя-дя-семь,
даа-ваай-на-ли-вай
8 − − − · · воось-моо-гоо-и-ди , вооо-сееемь-соооо-тен-ных, моо-лоо-коо-ки-пит,
наа-наа-нааа-ку-ри, воо-лоо-саа-ти-ки, во-семь-маль-чи-ков
9 − − − − · ноо-наа-ноо-наа-ми , паа-паа-маа-муу-тык, де-вя-ти-хва-тит,
дее-вяя-тоо-гоо-жди, дее-вяя-тии-соо-тый, воо-доо-проо-воод-чик
0 − − − − − нооль-тоо-оо-коо-лоо , саа-мыый-длиин-ныый-нооль, ло-мо-но-со-ва
Ö Ч − − − · чее-лоо-вее-чик , чаа-шаа-тоо-нет
CH Ш − − − − шаа-раа-ваа-рыы , шуу-раа-доо-маа
Ñ Ъ − − · − − твёёр-дыый-не-мяяг-киий
(Сейчас практически всегда вместо Ъ передают Ь)
É Э · · − · · э-ле-роо-ни-ки , э-ле-ктроо-ни-ка, 3.14-доо-раа-си-ки
Ü Ю · · − − ю-ли-ааа-наа
Ä Я · − · − я-маал-я-маал , а-яяя-ска-заал
Дефис, знак минус [ – ] − · · · · − чёёр-точ-ку-мне-да-ваай , чёёр-точ-ку-ты-пи-шии, чёёрт-те-бя-по-бе-рии
даай-ти-ре-де-фис-наам
Точка [ . ]
· · · · · · то-чеч-ка-то-чеч-ка
Точка [ . ]
· − · − · −  a-STOP- a-STOP- a-STOP
Запятая [ , ]
· − · − · − крю-чок-крю-чок-крю-чок , и-так-и-так-и-так, я-ваам-за-пяя-та-яяя
Запятая [ , ]
− − · · − −  COM-MA-it’s-a-COM-MA
[ ; ] − · − · − · тоо-чка-заа-пя-таа-я , заа-пя-таа-я-ктоо-чке
Восклицательный
[ ! ]
− − · · − − ооо-нааа-вос-кли-цааа-лааа , гааа-дааа-ли-три-браа-тааа
поо-каа-нет-при-каа-заа
Восклицательный
[ ! ]
− · − · − −  AU-tumn-ON-a-PO-NY
Дробна черта [ / ] − · · − · доо-ми-ки-ноо-мер , дробь-здесь-пред-ставь-те
Знак вопроса [ ? ] · · − − · · э-ти-воо-проо-си-ки , у-нес-лоо-доо-ми-ки, вы-ку-даа-смоо-три-те,
до-про-сии-лии-е-го
Собака [ @ ] · − − · − · со-баа-каа-ку-саа-ет , со-баа-каа-ре-шаа-ет
Двоеточие [ : ] − − − · · · пааа-рааа-тооо-чек-ви-сит , слоон-слоон-слоон-кыш-кыш-кыш
двоо-еее-тоо-чи-е-ставь
Апостроф [ ‘ ] · − − − − · крю-чоок-тыы-веерх-ниий-ставь , и-ааа-поо-строоф-стааа-вим
Знак раздела − · · · − рааз-де-ли-те-каа , слуу-шай-те-ме-няя
Кавычки [ ” ] · − · · − · ка-выы-чки-ка-выы-чки , ка-выы-чки-от-крыы-ли, ка-выы-чки-за-крыы-ли
Конец связи · · − · − хо-ро-шоо-по-каа , хо-ро-шоо-да-ваай, до-сви-даа-ни-яя
Ошибка/перебой · · · · · · · · хи-ми-чи-те-хи-ми-чи-те , ше-стью-во-семь-со-рок-во-семь
Открывающая скобка
[) ]
Скобки
[ (] и [) ]
− · − − · − скоб-ки-раз-скоб-ки-два , скооб-ку-стаавь-скооб-ку-стаавь,
скооб-ку-тыы-мнее-пи-шии
Закрывающая скобка
[ (]
− · − − · ???
Знак доллара [ $ ] · · · − · · − ???
Амперсанд /Ждите
[ & ]
· − · · · ???
Этого кода нет в рекомендациях ITU]
Знак раздела,
Знак равно [ = ]
− · · · − ТАК-жи-ви-те-ТАК , РАЗ-де-ли-те-КА
Знак плюс [ + ] · − · − · ???
Знак подчерка [ _ ] · · − − · − Этого кода нет в рекомендациях ITU]
Starting Signal − · − · − ???
Начало передачи − · · − − ·

Необходимо изучить прием на слух и передачу азбуки Морзе . Телеграфная азбука образована из различных комбинаций коротких и длинных посылок: точек и тире. Длительность тире соответствует длительности трех точек, интервал между знаками в одной букве или цифре равен точке.

Интервал между буквами в слове равен трем точкам. Интервал между словами - семь точек. Изучение телеграфной азбуки является делом хотя и трудным, но вполне доступным каждому.

Изучение азбуки Морзе

Один из способов самостоятельного изучения азбуки Морзе это с помощью компьютера. В Интернете можно найти много бесплатных программ. Например, CW Code Practice Utility под DOS, CW Master, G4ILO morse generator, GenTexts, SUPER MORSE, Super Morse for Windows, LZ1FW тренировщик кода Морзе, Morse Cat, АРАК, Morse trainer, Morser, APAK-CWL, CW Beeper, АДКМ и другие.

Когда телеграф уже освоен, для наращивания скорости написаны такие программы, как OXYGEN‘99, Ultra High Speed CW Trainer. Их можно свободно скачать из Интернета.

В приведенной ниже таблице указаны напевы для букв и цифр телеграфной азбуки, которые стоит запомнить. Каждый напев начинается на соответствующею буквы, слоги с гласными буквами «О» и «А» поются протяжно, обозначая длинную посылку (тире), а все остальные коротко (точки).

Знаки телеграфной азбуки для букв русского и латинского алфавитов, цифр, знаков препинания и служебных знаков приведены на рисунках 1-2. Коды знаков препинания, принятые в русском языке, которые отличаются от международных кодов, приведены на рисунке 3.

Разумеется, это только пример напевов. Вы можете использовать свои, только бы они вызывали у вас ассоциации с верными буквами. Можно записать пару аудиокассет с азбукой Морзе и прослушивать их дома самостоятельно. Конечно, в этом случае изучить телеграф будет сложнее, но при желании можно достичь всего.

Рис. 1. Знаки телеграфной азбуки для букв русского и латинского алфавитов, цифр, напевы.

Рис. 2. Знаки телеграфной азбуки для цифр, знаков препинания и служебных символов, напевы.

Рис. 3. Коды знаков препинания принятые в русском языке, отличаются от международных кодов.

Проще, объединившись с товарищем, изучить вдвоем слуховой прием и передачу ключом знаков телеграфной азбуки. Но это можно сделать и одному. При самостоятельном изучении телеграфной азбуки передача ключом и слуховой прием изучаются одновременно. Запоминаем музыкальный напев каждого знака.

После освоения знаков телеграфной азбуки проводится наращивание скорости приема и передачи. Что делается постепенно при систематических тренировках.

В эфире всегда работает много служебных и любительских радиостанций с медленной скоростью. Можно пробовать принимать из эфира отдельные буквы телеграфной передачи, хотя прием из эфира труднее, чем прием со звукового генератора или с использованием компьютерных программ.

Радиолюбителю коротковолновику необходимо знание не только русских, но латинских букв азбуки. Когда вы освоите азбуку Морзе, то, работая в эфире телеграфом, убедитесь, что это надежный и помехоустойчивый вид связи.

Если нет компьютера, то для изучения телеграфной азбуки нужно иметь телеграфный ключ, головной телефон и простой звуковой генератор.

Схема простого звукового генератора

Простую схему звукового генератора можно собрать всего на двух транзисторах показанную на рис. 4. Для удобства изготовления и повторения разработана печатная плата рис. 5. Размер печатной платы 32x28 мм. Подойдут любые германиевые или кремниевые транзисторы с n-p-n проводимостью.

Рис. 4. Схема генератора звуковой частоты для изучения телеграфа вариант 1.

Рис. 5. Вид печатной платы генератора звуковой частоты для изучения телеграфа вариант 1.

Схема приведена на рис. 6 имеет еще меньшее количество деталей.

Рис. 6. Схема генератора звуковой частоты для изучения телеграфа вариант 2.

Схему (рис. 4) на транзисторах с n-p-n проводимостью и схему (рис. 6) в дальнейшем можно использовать как тональный вызов или для самоконтроля телеграфа в трансивере.

Если в схеме (рис. 4) применить транзисторы с p-n-p проводимостью, то нужно поменять полярность источника питания. В этом варианте «плюс» источника питания будет соединен с эмиттерами транзисторов VT1, VТ2. Печатная плата остается той же.

Немного истории

В 1838 г. профессор живописи Нью-йоркского университета США Сэмюэль Морзе (1791-1872 г.г.) (рис.1), занимаясь параллельно вопросами передачи информации, предложил систему кодирования букв и цифр для передачи их по проводным каналам связи, в последствие названной его именем. Все буквы, цифры и знаки препинания азбуки Морзе кодировались в виде последовательностей точек и тире . К настоящему времени кодировка отдельных символов существенно изменилась, но предложенная С. Морзе система передачи осталась: точки, тире и интервалы между ними имели фиксированную длительность - длительность тире равнялась длительности трех точек или трех интервалов.

Рисунок 1. Сэмюэль Морзе

Рисунок 2. Первый телеграфный ключ

Первый телеграфный ключ (рис.2) изготовил и использовал молодой, талантливый помощник С. Морзе: Альфред Вейл (1807-1859 г.г.) (рис.3) .

Рисунок 3. Конструктор первого телеграфного ключа Альфред Вейл

С его помощью в 1844 г. было передано первое сообщение «морзянкой» из столицы США (г. Вашингтон) в г. Балтимор (рис.4) .

Рисунок 4. Первая телеграмма

Сегодня таких телеграфных ключей вы уже не встретите, они стали достоянием частных коллекционеров и музеев.

Введение

Рисунок 5 и 6 . Виды телеграфных ключей

Для передачи радиограмм используются два типа ключей: механический и электронный .

В последнее время для передачи текстовых сообщений многие радиооператоры и радиолюбители применяют клавиатуру персонального компьютера и специальную «телеграфную» программу. Существуют также компьютерные программы, «расшифровывающие» коды Морзе в смысловые фразы, но никакая программа не сможет заменить профессионального радиста!

Изучение азбуки Морзе лучше начать на обычном механическом ключе: формируется «почерк», легче запоминаются символы.

А с несложным электронным устройством для изучения азбуки Морзе читатели могут познакомиться в этой статье. Генератор Морзе поможет самостоятельно изучить «морзянку»; благодаря малым размерам, автономному питанию и достаточно большой мощности его можно использовать для коллективных тренировок, в тестах и соревнованиях. Простая электрическая схема и конструкция генератора позволит собрать надежное устройство из набора МАСТЕР КИТ NM5036 даже начинающему радиолюбителю. Генератор Морзе послужит хорошим учебным пособием для изучения основ радиоэлектроники.

Генератор Морзе NM5036

Для тех, кто совершает первые шаги в мир радиосвязи, предлагаемый генератор будет очень полезен. Он пригодится на занятиях по изучению азбуки Морзе и поможет получить практические навыки работы на телеграфном ключе. Небольшие размеры платы и возможность работы от батареи позволяют собрать устройство целиком в небольшом корпусе, поэтому его можно использовать не только дома, но и брать с собой на занятия в радиошколу.

Таблица 1. Технические характеристики генератора Морзе

Генератор Морзе выполнен на основе универсальной схемы несимметричного мультивибратора (VT1, VT2). Рабочая частота мультивибратора определяется номиналами резисторов R1, R2, R3, R4 и конденсатором C1. Принципиальная электрическая схема показана на рис.7, а фотография устройства – на рис.8.

Рисунок 7. Схема простейшего генератора

В табл. 2 приведен перечень элементов, необходимых для самостоятельной сборки генератора.

Для питания устройства необходим источник питания, обеспечивающий выходное напряжение 3,0…9,0 В. Следует учитывать, что изменение напряжения питания приводит к изменению громкости и рабочей частоты генератора. К генератору можно подключить низкоомные головные телефоны (например, от аудиоплеера) или небольшую динамическую головку.

Рисунок 8. Фотография звукового генератора

Таблица 2. Перечень элементов.

Позиция Номинал Примечание Кол
R1 270 кОм Красный, фиолетовый, желтый 1
R2, R4 22 кОм Красный, красный, оранжевый 2
R3 22 кОм Подстроечный резистор 1
R5 560 Ом Зелёный, голубой, коричневый 1
С1 0,01мкФ Керамический конденсатор
Вариант маркировки – 104
1
С2 - Не устанавливать -
С3 - Не устанавливать -
VТ1 BC557 Корпус ТО92-1 1
VT2 BD137-16 Корпус ТО126
Возможна замена на КТ815
1
X1 BAT/SNAP Разъем питания батареи +9В 1
А503 Печатная плата 40х30 мм 1

Внешний вид печатной платы А503 показан на рис.9 и рис.10.



Рисунок 9 и 10. Печатная плата

Изучаем самостоятельно азбуку Морзе

Известно несколько методик изучения азбуки Морзе , но все они основаны на периодическом повторении каждой буквы, до полного запоминания её « мелодии». Самый лучший способ изучить «морзянку» - в радиоклубе или радиошколе оборонного спортивно-технического общества: квалифицированные тренеры в течение нескольких месяцев регулярных тренировок сделают из вас профессиональных телеграфистов. Если у вас такой возможности нет, можно научиться азбуке Морзе самостоятельно. Автору известно очень много радиолюбителей, которые успешно освоили «морзянку» самостоятельно.

Для самостоятельного обучения азбуки Морзе прилагается учебная таблица 3. Вы можете прослушать все звуки, щелкнув по ссылке напротив буквы

Табл. 3, Телеграфная азбука Морзе (ти – точка, таа – тире)

Буквы русского алфавита и цифры Буквы латинского алфавита Словесное обозначение знака Морзе Слоговое обозначение знака Морзе Код Морзе: длительность тире равно длительности трёх точек
А A Айда ай-даа ти-таа
Б B Баки текут баа-ки-те-кут таа-ти-ти-ти
В W Видала ви-даа-лаа ти-таа-таа
Г G Гаражи гаа-раа-жи таа-таа-ти
Д D Домики доо-ми-ки таа-ти-ти
Е E Есть есть ти
Ж V Иди ж сюда и-диж-сю-даа ти-ти-ти-таа
З Z Закатики заа-каа-ти-ки таа-таа-ти-ти
И I Иди и-ди ти-ти
Й J Куда пошла ку-даа-поо-шлаа ти-таа-таа-таа
К K Как дела каак-де-лаа таа-ти-таа
Л L Лунатики лу-наа-ти-ки ти-таа-ти-ти
М M Мама маа-маа таа-таа
Н N Нету нее-ту таа-ти
О O Около оо-коо-лоо таа-таа-таа
П P Пила поет пи-лаа-поо-ет ти-таа-таа-ти
Р R Работа ра-боо-та ти-таа-ти
С S Самолет са-мо-лет ти-ти-ти
Т T Так таак таа
У U Убегу у-бе-гуу ти-ти-таа
Ф F Филимончик фи-ли-моон-чик ти-ти-таа-ти
Х H Химичите хи-ми-чи-те ти-ти-ти-ти
Ц C Цапли наши цаап-ли-наа-ши таа-ти-таа-ти
Ч --- Чаша тонет чаа-шаа-тоо-нет таа-таа-таа-ти
Ш --- Шаровары шаа-роо-ваа-рыы таа-таа-таа-таа
Щ Q Щука жива щуу-каа-жи-ваа таа-таа-ти-таа
Ь X Я мягкий знак яя-мяг-кий-знаак таа-ти-ти-таа
Ы Y Ты не мыта тыы-не-мыы-таа таа-ти-таа-таа
Э --- Электроники э-лек-троо-ни-ки ти-ти-таа-ти-ти
Ю --- Юлиана ю-ли-аа-наа ти-ти-таа-таа
Я --- Я мал, Я мал я-маал-я-маал ти-таа-ти-таа
1 И только одна и-тооль-коо-оод-наа ти-таа-таа-таа-таа
2 Я на горку шла я-на-гоор-куу-шлаа ти-ти-таа-таа-таа
3 Ищу радиста и-щу-ра-дии-стаа